Вы здесь

КАК ИЗГОНЯЛИ ЧУМУ И ХОЛЕРУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК ИЗГОНЯЛИ ЧУМУ И ХОЛЕРУ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В старину многие болезни, поражавшие людей и скот, в народном воображении представлялись в виде злых, уродливых женщин. А потому и таинственные обряды избавления от этих страшных напастей проводили в России тоже женщины-крестьянки.
Чума, называемая иначе черной смертью, представлялась обычно в виде огромного роста бабы с растрепанными волосами, одетой во все черное. Она ходила от дома к дому и, стуча в окна, спрашивала у жильцов: есть ли у них чума? Если кто, по незнанию, отвечал, что нет, то тут же и заболевал чумой, а с ним и все домашние. Холера появлялась в деревнях в виде плохо одетой и постоянно плачущей нищенки. Тот, кто слышал ее плач, тут же подхватывал и смертельную болезнь.
Существо, несущее погибель крестьянскому стаду и прозываемое Коровьей Смертью, представлялось и изображалось в виде безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки были в виде граблей. Она ходила по сельским выгонам и гладила своими граблями домашнюю скотину, после чего та падала замертво.
Чтобы избавиться от всех этих болезней, местные женщины каждую осень совершали таинственный обряд опахивания своей деревни. Суть обряда заключалась в следующем. Вокруг деревни проводили плугом борозду, закольцовывая таким образом все селение в магический круг, внутрь которого не могла проникнуть никакая нечистая сила. Обряд опахивания совершался, как правило, с общего согласия жителей, и вопрос о времени его проведения решался на мирской сходке. Заправилой опахивания назначалась самая пожилая женщина деревни. И вообще в церемонии обряда участвовали исключительно женщины. Присутствие мужчин и детей категорически запрещалось, и они во время опахивания деревни тихо сидели по домам, наглухо закрыв за собой все двери и окна.
Магический обряд начинался с того, что заправила произносила грозное проклятие смерти. Затем надевала на шею хомут, впрягалась в плуг и трогалась с места. Таким образом совершалось троекратное опахивание плугом всей деревни. Все живое, попадавшееся участницам обряда во время опахивания, нещадно предавалось смерти, будь то зверь, птица или даже человек. Предполагалось, что изгоняемая из деревни страшная болезнь, чтобы спастись от преследователей, могла обернуться во что угодно, в том числе в животное или человека. Именно поэтому деревенские мужики, во избежание неприятностей, и сидели во время обряда вместе с дворовой скотиной дома.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет