Вы здесь

НЕ БОЛЕН ЛИ Я САМ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НЕ БОЛЕН ЛИ Я САМ?
Александр ЛОГИНОВ

В № 7 от 24.02.2010 года в «Ставропольский губернских ведомостях» было опубликовано письмо жителя города Ставрополя Василия Савченко под заголовком «Град креста покрылся свастикой». «В последние годы Ставрополь всё чаще можно видеть обезображенным нацистской свастикой. (...) Понятно, что поймать за руку хотя бы одного художника не просто, но и не обращать внимание на символ фашизма, тем более в нынешний год 65-летия Победы, и обычные горожане, и наделенные властью не имеют права...»
На эту тему написаны десятки, если не сотни, статей, диссертаций, книг, энциклопедий... Но на стенах вновь появляется свастика, и вновь идут по проспектам городов толпы молодчиков под гитлеровскими знаменами с камнями и битами в руках. Я не думаю, что в медицине, например, написано меньше о СПИДе, но, тем не менее, болезнь эта, как и гепатит или туберкулез, продолжает шагать по планете, убивая тысячи людей. Свастика на стене - это тоже симптом, это вылезшая наружу болезнь цивилизации, не сумевшей понять сути явления, которое едва не смело ее с лица земли.
Я, конечно, не питаю надежд излечить болезнь эту газетной статьей, может быть, я только хочу понять, не болен ли сам?
В нашей стране «свастика», как и поднятая над головой правая рука, как и просто немецкая речь, еще долго, наверное, будет ассоциироваться со «Шмайсером» в руках битюга в черной рубашке с закатанными по локоть рукавами, за спиной которого догорает деревня вместе с детьми и женщинами. По крайней мере, в сознании тех, кто вырос на книгах и фильмах о войне, кто в детстве мечтал о настоящем ППШ.
Могу говорить за себя и сверстников, мы в детском саду рисовали горящие маленькие танки с крестами, которых давят большие, со звездочками. Но, что интересно, свастика не была для нас символом врага, она была лишь приметой чего-то страшного и сильного, что мы победили. Ведь каждый в детстве мечтает о победах.
Проши годы. И я, двенадцатилетний мальчишка, стал рисовать черные кресты на стенах домов, и очень гордился этим, воображая себя чуть ли не подпольщиком, который борется с той сволочью, что «продала Россию». У меня и мысли не было пропагандировать нацизм или еще что в этом духе. Я просто видел за этим «пауком» некую мощную организацию, в которой все большие и сильные, которая может «навести порядок, понимаешь»!
Можно, конечно, спросить, почему я не рисовал пятиконечные звезды? Наверное, потому, что разочаровался в них. Я гордился Победой, боготворил Жукова, но теперь звезды эти стали символом упадка. Они ржавели на свалках. Они «горели во лбу» у «красных», они блестели на погонах «ментов»... Они, как будто предали, что ли?
И, в общем-то, на свастику нам было тоже плевать, рисовали от нечего делать, лишь бы выпендриться. Так маленькие дети ругаются матом. Я давно понял, что услышав от двух- трехлетнего ребенка непечатное слово, лучше промолчать - полопочет, да перестанет. А если начать воспитывать, он тут же смекнет, что это не просто так папа брякнул, - с идеей, стало быть! А раз за идею эту можно и по шее получить, значит, там что-то серьезное! Это тебе не «школа - армия - институт - работа - семья - кладбище», тут великое что-то кроется, что-то отчаянное!..
И мы стали находить, кто где, информацию о Гитлере, о нацизме. Что греха таить, действительность нам подкидывала материал, на который можно было переложить все, о чем прочли. Да многие и не читали, а только слушали раскрыв рот старших пацанов в трико и рваных тапочках, с пивом, непременно. Пацаны эти сами толком ничего не знали. И в их пересказе идея нацизма становилась как будто даже праведной. Мы видели вокруг себя несправедливость, видели расовую вражду, терпели оскорбления и оскорбляли сами.
Для меня, как и для многих других товарищей по улице, нацизм не стал религией только потому, что мы помнили о войне, и через эту святыню детства переступить не смогли.
Но мы остались националистами. Хоть сейчас это слово стало почти ругательным, синонимом фашизма, националистом должен оставаться всякий здравомыслящий человек, сын своего отечества. Национализмом теперь принято считать «национальное самоопределение», особенно это касается государствообразующей нации. Если представитель национального меньшинства заявляет о своей национальной принадлежности - это самоопределение, а если представитель большинства - это национализм. И не только в России.
Эпоха глобализации, объединения рынков и производственных мощностей требует от современного европейца отказаться от собственного национального наследия, предав его в жертву благам цивилизации. И европеец, решившийся на такую жертву, выглядит нищим варваром в глазах мигранта из вчерашней колонии, главной ценностью которого остается самобытность. Стоит ли удивляться тому, что мигрант с призрением относится к представителю «титулованной нации»?
Вопреки расхожему мнению, будто залог мира между народами - отсутствие различий, национальность есть феномен, не поддающийся рациональному, корни его в сердце и душе человека, и любые попытки нивелировать национальные различия будут неминуемо встречать агрессию. Может, поэтому сегодня во всей Европе махровым цветом расцветает антиглобализм и неонацизм?
Только осознание народом собственной идентичности, истинное знание и любовь к своей культуре может стать основой уважения к культуре инородной.
Я и по сей день готов написать на стене «Россия для русских!». Но для русских не по крови, а по духу. Быть русским по духу - это значит любить Россию, любить Россию - значит любить весь мир. Любить мир прежде себя.
Теперь же все сложилось так, что немногие из самих «русских» по крови могут назвать себя таковыми. И многих «нерусских» хочется считать именно Русскими. Достаточно вспомнить только август 2008-го. Олимпиаду, на которой едва ли не треть медалей для России завоевали спортсмены из северокавказских республик. И войну, когда вместе с русскими солдатами шли в бой чеченцы батальона «Восток» под командованием Героя России Сулима Ямадаева.
Мысль эта, может, всех утомила, но сила России именно в ее многообразии, полиязычии и поликультурности. И мне кажется, что русский по крови народ, народ великодушия, должен создавать эту Россию, примиряя в себе различные национальности, объединяя их общей идеей. А значит, менее всего заслуживают права называться русскими те, кто противопоставляет свою «русскость» другим нациям.
В современной России, контуженной столетиями потрясений и разочарований, утрачено это понимание Русского. Русская культура подвергалась и подвергается осмеянию, унижению. С экранов и страниц льются потоки грязи, развенчиваются идеалы, втаптываются в грязь ценности. Кажется, кто-то хочет заставить русских призирать себя. Нация утрачивает собственное осознание, как объединенного идеей организма. Умышленно или нет, пропаганда разжигает противоречия (не путать с различиями!) между народами, разваливая страну на десятки кланов.
И мы, устав от осознания собственной ущербности, начинаем рисовать где попало свастику и бить всех, кто под руку попадется. Мы, поддавшись на провокацию (уж не знаю, чью), стремясь взять реванш, сами хороним свою идею, и те «пауки», что некоторые чтут как символ возрождения России, на самом деле - крест над могилой столетий ее величия.
P.S. Жаждущим русского национального возрождения советую вместо того, чтобы марать стены, почитать Ф.М. Достоевского, А.С. Хомякова, И.А. Ильина... Тем вы обретете больше русского, нежели вымещением на других злости за свою «обделенность».

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет