Вы здесь
ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ КАМАРАД
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ КАМАРАД
Александр ЕМЦОВ
Не знаю, как для вас, уважаемые читатели, а для меня профсоюзные лидеры в капиталистическом мире за рубежом нашей страны все сплошь мерзавцы. Обаятельные и привлекательные, но - мерзавцы. Не защитой интересов работяг заняты, а только и думают, как удержаться в руководящих профсоюзных креслах. Это впечатление я составил еще в партийно-советские времена по прекрасному художественному фильму «Рафферти». Если кто помнит, там самого мерзкого профбосса играл замечательный актер Олег Борисов, а его любовницу с удивительно бездонными глазищами - не менее замечательная Евгения Симонова.
Теперь у нас за окнами вроде тоже капиталистический мир. Значит ли это, что и наши профсоюзные лидеры получили ту же капиталистическую прививку - прививку неразборчивости в средствах в борьбе за голоса? Вопрос, конечно, интересный.
ПРОФСОЮЗ ЖАЛУЕТСЯ... НА СВОЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Передо мной коллективное письмо за подписями председателя профсоюзного комитета Буденновского ДРСУ А. Якименко и председателей профгрупп трех филиалов этого предприятия - Нефтекумского О. Сербина, Благодарненского С. Игнатенко и Левокумского В. Ковалева. Копия направлена и в нашу редакцию. Обращаются руководители первичных профсоюзных организаций к министру дорожного хозяйства края И. Васильеву «с просьбой об оказании содействия в разрешении конфликтной ситуации, которая с каждым годом все более усугубляется в связи с действиями председателя Ставропольской территориальной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Пасечник Галины Николаевны».
Что за странности такие, скажет читатель, и будет прав. Министр представляет работодателя, того самого, перед которым права рабочих должен защищать председатель профсоюза. А тут они будто поменялись ролями: не на министра председателю жалуются представители низовых коллективов, а на председателя - министру.
Самое время для маленького теоретического отступления. Для чего рабочие люди объединяются в профсоюзы?
Вопрос, разумеется, детский, но освежить в памяти ответ на него не мешает. Для того объединяются, чтоб было кому отстаивать их интересы перед работодателем. Свобода, солидарность, справедливость - лозунги международного профсоюзного движения. Под ними оно формировалось, крепло и под ними пришло к сегодняшнему дню. Через войны, порой беспощадные, между трудом и капиталом - к согласию между ними на обоюдовыгодных условиях. Камарады - по-французски «товарищи» - как-то по ходу истории разобрались, что худой мир лучше доброй ссоры. Нынешняя международная норма профсоюзного движения - социальное партнерство между наемными работниками и работодателями. То есть труд и капитал договорились строить отношения так, чтобы и тому и другому было выгодно. Чтобы работники имели достойную зарплату, восьмичасовой рабочий день, приличные условия работы, отлаженную систему охраны труда. Но и трудились так, чтобы тот, кто их нанял, получал прибавочную стоимость, достаточную для покрытия всех производственных расходов, стоимости социального пакета, извлечения прибыли. А как иначе, ему бизнес должен приносить доход. В этом и состоит природа капитала.
Наверное, такое социальное партнерство, исходя уже из его названия, предполагает мир и согласие между сторонами. Партнеры все-таки! Так оно сейчас и есть. Если вы обратили внимание, войны между профсоюзами и работодателями в новостях давно не показывают, они уже далеко позади, остались в прошлых веках.
Но не у нас. У нас на Ставрополье кто-то, похоже, тянет профсоюз в девятнадцатый век, на баррикады.
СЛАБОЕ, БЕЗЗАЩИТНОЕ СУЩЕСТВО, ОТ КОТОРОГО... НЕВОЗМОЖНО СПАСТИСЬ!
О чем пишут министру профсоюзные активисты? Именно о войне. Цитируем дальше вышеупомянутое обращение: «На протяжении двух лет Галина Николаевна постоянно оказывала негативное воздействие на коллектив Нефтекумского ДРСУ. И делала это путем ложных обвинений в адрес руководителя управления, привлекая при этом различные правоохранительные органы, прокуратуру, судебные инстанции. По ее обращениям были проведены проверки, в результате факты нарушений подтверждены не были. Затем Галина Николаевна стала судиться с коллективом, требуя с работников в ее пользу компенсацию за якобы моральный вред. После длительных судебных разбирательств ей было в иске отказано... Но председатель не успокаивается, мы знаем, что она посещает другие дорожные предприятия края, пытается внести разногласия между работниками и работодателями, старается всячески очернить действия руководителей. Причем это всегда надуманные, ничем не подтвержденные и оскорбительные подозрения. В то же время Галина Николаевна не вникает в вопросы социального характера, организации питания, бытовых условий, охраны труда рабочих. Ее поддержки не чувствует ни рядовой рабочий, ни инженерно-технический работник, которые все являются равноправными членами профсоюза. А если она и предпринимает какие-либо действия, то лишь те, что способны только обострить ситуацию. В последний свой приезд на объект в Буденновском районе, например, прямо заявила, что с руководителем она встречаться не желает, однако же не преминула сказать, что «директор сам колдоговор придумал». Набросилась на замдиректора, что он якобы нанес большой ущерб министерству дорожного хозяйства - убытки более чем на двадцать миллионов рублей. И при этом не потрудилась привести ни одного доказательства.
Галина Николаевна рекламирует себя и свою деятельность как справедливого и надежного лидера. Распространяет никому не понятные листовки с критикой опять же непонятно кого. Это вносит в работу коллективов напряженность и отвлекает от выполнения прямых производственных задач. Кроме того, ее обращения в прокуратуру края, в органы внутренних дел значительно тормозят работу предприятий. На объяснения всем надзорным органам уходит уйма рабочего и личного времени. Мы считаем, что это далеко не партнерские отношения профсоюза и работодателя. Ее должность председателя территориального объединения не позволяет просто отмахиваться от жалоб, хотя по ее обращениям, повторяем, ни разу не было обнаружено каких-либо нарушений. В то же время лидеры первичных профсоюзных организаций, к ее разочарованию, не замечают «массового» нарушения всего и вся, не имеют негативного настроя по отношению к руководителям подразделений, всегда находят с ними общий язык, когда дело касается социальной защиты рабочих. Так кто же из нас шагает не в ногу?
Убедительно просим Вас, Игорь Александрович, обратиться в вышестоящий ЦК профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства с просьбой направить в край своих специалистов разобраться в конфликтной ситуации. Вплоть до проведения внеочередной профсоюзной конференции, на которой можно было бы открыто высказаться и обсудить как имеющиеся проблемы, так и надуманные клеветнические измышления, и дать им оценку».
Да, еще та ситуация. А с виду Пасечник - безобидная и общительная. Как тут не вспомнить меткую шутку «Русского радио»: «Женщина - слабое, беззащитное существо, от которого... невозможно спастись»! А тут еще женщина с полномочиями.
ГОЛОВОЛОМКА ДЛЯ МИНИСТРА
Не знаю, что предпримет министр по получению письма профсоюзных лидеров. Но наверняка это для него будет еще та задачка. Отмолчаться вроде нельзя, ведь свои же работники. Обращаются - значит, надеются на помощь. Тем более, что по письму чувствуется: достала! Как достала она и многих других в отрасли своей маниакальной подозрительностью, некомпетентным вмешательством в производственный процесс, бесконечными жалобами.
Но взяться помочь - рисковать быть обвиненным во вмешательстве в профсоюзную жизнь, в административном давлении на выборное лицо. И прочая, и прочая... Тем более, что Пасечник давно преуспела по части обвинений самого министра и чиновников краевого министерства во всех смертных грехах.
Наверное, понимая щекотливое положение министра, профсоюзные активисты принесли свое письмо и в редакцию. Прихватив с собой последнюю статью Пасечник в газете «Открытая». Называется хлестко - «Дороги в тартарары». Любой образованный человек читал, что Тартар - это ад. Так что сразу оторопь берет. Дальше - больше. «Дорожная отрасль на Ставрополье близка к коллапсу. Причина - безграмотность чиновников и повальная коррупция» - это подзаголовок к статье. Напрягаюсь, сейчас узнаю, что дошли до ручки: уже завтра дороги не то, что строить, обслуживать больше будет некому. Не иначе всех чиновников отрасли, начиная с министра, посадили на пароход, вывезли на середину Каспия и открыли кингстоны! Слава Богу, ничего подобного в статье дальше не нахожу. Ни «коллапс», ни «коррупция» ничем автором не подтверждены. Невозможно найти то, чего нет в жизни. Именно за последние три года в дорожное строительство по линии краевой казны стало выделяться чуть ли не вдвое больше средств. Разработана и выполняется программа развития дорог края на целых пятнадцать лет. Есть и более конкретная трехлетняя программа. Но автор статьи явно не опускается до знакомства с какими-то там программами. Да и зачем? Оно только помешает ее громким разоблачительным посылам.
НЕ ВЕРЮ!
В статье Пасечник приводит «сногсшибательный», по ее мнению, коррупционный факт, что по заключению Счетной палаты «66 миллионов рублей потрачены в дорожном строительстве края неэффективно». Но ведь это совсем не значит, что их украли. Просто на языке финансистов «неэффективное использование бюджетных средств» означает: не потратили. И все. То есть вернули обратно в бюджет. Что и было на самом деле. Я в свое время тоже заинтересовался этой громкой цифрой (там было не 66, а 61 миллион) и специально навел справки: не готов оказался проект дороги, а 2007-й финансовый год - это было еще три года назад, закончился. Бюджетная дисциплина требует в этом случае деньги вернуть. Плохо? Несомненно. Но не смертельно, и уж во всяком случае, не «коррупция». А вот другой пример «кошмарной деятельности по управлению дорожными предприятиями», как характеризует его автор. ГУП «Крайавтомост» обратился с гражданским иском к Минфину края. По поводу того, что тот, по мнению истца, незаконно его проверил. Ну и что? Обращаться в суд - конституционное право любого юридического лица, и оно им воспользовалось. Не грейдером же наехало. Тем более, что всевозможные проверки замордовали коллективы настолько, что о необходимости их ограничения уже не раз говорил сам президент страны Д.Медведев. Что же тут «кошмарного»? Наоборот, кошмарно - когда, по меткому выражению президента, «кошмарят» бизнес проверками. Я бы на месте автора радовался, что у руководства ГУПа хватило гражданской смелости поспорить с могущественным Минфином. Жаль, что оно потом иск из суда отозвало. Это следует из статьи и сводит на нет экспрессивную окраску автором в общем-то рядового инцидента хозяйственной жизни.
Не верю! Именно это слово просится на язык, когда читаешь статью. Бездоказательно, потому и неубедительно. Видно, что автор просто не владеет темой, сует свой нос везде куда только можно, а в результате получается как раз тот случай, когда села не в свои сани и болтает на радостях, что дали слово, обо всем и ни о чем. Сути происходящих в производстве и экономике процессов элементарно не понимает. Видно, что и окружающие автора люди насмотрелись на ее дилетантизм и уже им раздражены. Она об этом, кстати, сама с чисто женской непосредственностью и рассказывает. Пишет, например, что ее профсоюз направил директору «Крайавтомоста» запрос, «в котором потребовал сообщить, кто виновен в растрате 10 миллионов», а директор Ивлев схамил: «Ничего я вам не скажу, хватит будоражить общественность подобными запросами». Это как раз тот случай, когда каков вопрос, таков и ответ. Директор лучше председателя понимает, что задача профсоюза чуть отличается от задачи прокурора. «Растрата» - это статья Уголовного, а не Трудового кодекса. И совсем не ее синоним заключение контролеров «финансовые нарушения на 10 миллионов». Неправильная бухгалтерская проводка - тоже финансовое нарушение. Тем более, что предприятие с такими выводами проверяющих было не согласно и оспорило в суде. Если бы действительно «растратили» - бежали бы по русской традиции в Лондон. Во всяком случае, по судам бы за правдой не ходили.
Выходит, что совсем не преувеличивает свои опасения по поводу поведения Пасечник четверка профсоюзных лидеров.
Да, в статье есть и абзацы о защите прав трудящихся. Они выглядят более убедительно. Хотя... Я, например, не понимаю, как можно злорадствовать по поводу того, что предприятию вынесли огромный штраф на 150 тысяч рублей по поводу задержки зарплаты. Заплатят штраф в бюджет, и еще больше задержат следующую зарплату. Касса-то не резиновая. Но формально автор вроде права. За тем исключением, что с восторгом рассказывает, по сути, о своем поражении. Профсоюзный лидер должен был, опираясь на коллектив и закон, заставить руководителя платить зарплату вовремя, не доводя дело до прокуратуры и финансовых потерь предприятия. Путем последовательных, упрямых переговоров. Тогда бы ему цены не было. На руках бы люди носили. И за авторитетом бегать в редакцию газеты не надо было бы.
СМУТЬЯНСТВО КАК ПОПЛАВОК
Все же главный запал Пасечник в той статье, да и в ее листовках, устных выступлениях - не права трудящихся, а обвинения руководителей предприятий и даже министра в «коррупции», «бесконтрольности», «растрате», «злоупотреблениях»...Ими обильно, до приторности, украшена ее риторика. Для чего Пасечник это делает? Зачем берет на себя функции и прокурора, и следователя, и судьи сразу? Остается предположить естественное: ради популизма. Завоевания симпатий людей, их возможных голосов на выборах. Ведь отчетно-выборная конференция профсоюза на носу. А рядовой член профсоюза вряд ли знает, что «потрачено неэффективно» совсем не синоним слова «украли». Тем более, написано в газете. К тому же обыватель у нас любит правдоискателей. Этот имидж и нарабатывает Галина Николаевна изо всех сил. И тут снова вспоминается упомянутый выше фильм. Джек Рафферти ради голосов выборщиков и должности готов был идти на большее: друга на электрический стул посадить, любовницу коллеге одолжить... А здесь, подумаешь, всего лишь газетная статья с наводками правоохранительным органам.
Но дело, разумеется, совсем не в ней. Одной меньше, одной больше. Дело в той самой конфликтной ситуации, о которой пишут министру и в редакцию газеты руководители первичных профсоюзных организаций. В том, что они, как представители наемных рабочих, хотят конструктивного партнерства, согласия с работодателями. Хотят вместе решать все социальные проблемы, находить такие варианты, чтобы обеим сторонам было выгодно. А в лице вышестоящего своего руководства видят некоего смутьяна с профсоюзной «корочкой», который не то что помогает им в отстаивании своих прав, а наоборот, мешает. Набежит, как какой-то ворог, набузит, обвинит всех и вся, все расстроит и восвояси. Не партнерство налаживает, а врагов создает. А им потом расхлебывай кашу, сглаживай конфликты. После таких наездов председателям первичек впору не надбавки к зарплате требовать или там горячие обеды, а извиняться за хамство вышестоящего своего профбосса. Или, когда после наводки Пасечник приезжают опера, вместе с директором доказывать им, что их коллектив совсем не воры. Этого не написано в письме, но оно читается между строк. И подтверждено словами самой Пасечник в ее статье. Вот только некоторые ее наводки: «... это вопрос правоохранительным органам», «...кто из этих сотрудников замешан в коррупционных делах?», «...является ли эта сделка коррупционной, должна ответить краевая прокуратура»... Такие выводы-доносы - повод для того, чтобы следователи снова появились в трудовых коллективах дорожников.
Помня фразу из письма министру, что сигналы от Пасечник никогда не подтверждаются, можно, конечно, отшутиться. Привести притчу из школьного учебника. Мальчик так часто, играя, кричал «Волки!», что когда прибежали настоящие звери, ему никто не поверил. Так в нашем случае и с коррупцией. Криков о ней от Пасечник столько, что отличить, где же настоящий коррупционный факт, а где пустышка, уже невозможно. Посмеяться над Пасечник можно тем более, что она сама дает прекрасный повод для насмешек. Например, до того увлекается разоблачениями, что порой забывает, как сама с удовольствием принимала участие в том, что потом заклеймила. Такой факт. После сдачи в эксплуатацию вновь построенного участка дороги давали банкет. Она его гневно осудила как пиршество чиновников за рабочий счет. Но какой-то въедливый читатель порылся в фотографиях на сайте министерства дорожного хозяйства и нашел в числе участников банкета... саму Пасечник! Надо почитать, с какой издевкой он в комментариях к размещенной в Интернете на сайте «Открытой» статье изобличил правдоруба! Только что не привел известную басню дедушки Крылова про желуди.
Нам, пишущей братии, шутить можно. Наблюдать за женщиной без тормозов всегда забавно: ну и что она еще выкинет? Над чем мы еще посмеемся? Но дорожникам не до шуток, им ведь работать надо. И хорошо бы - не мешали. А лучше - чтобы помогали. Этого по большому счету и хотят авторы письма. Мне кажется, абсолютно нормальное, здоровое по своей сути желание.
ПРОФСОЮЗЫ - НЕ ШКОЛА ПОЛИТИКАНСТВА С ХУЛИГАНСТВОМ
Профсоюзы - школа коммунизма. Это из прошлой нашей жизни. Школа чего они сейчас - никто пока не придумал. И ладно. Как-то обходимся. Мне лично импонировало бы, чтобы наши сегодняшние профсоюзы были живее и настойчивее. Чтобы что-то реальное от работодателей постоянно требовали. Если зарплату - то не меньше какой-то звонкой цифры, которая бы навязла у всех на зубах. Чтобы она была и в телевизоре, и в газетах, и на рекламных растяжках, и в плакатах на демонстрациях. Если социальный пакет - то из чего он должен состоять. И опять же: в телевизоре, в газетах... Так настойчиво, так хватко, чтобы рушились самые крепкие чиновничьи бастионы и рабочие люди в конце концов получали эти социальные блага. Например, чтобы любой министр или там директор знал: меньше 15 тысяч в месяц платить людям не получится, душу вынут, и сразу закладывал эту цифру в сметы и всякие там бизнес-планы. И чтобы все эти социальные требования персонализировались с лидерами. Сильными, настойчивыми, справедливыми.
Ничего подобного в нашей жизни пока нет, и это плохо. Ни требований, ни лидеров. Нет, как это ни удивительно, и у транспортников с дорожниками. Хотя социальных проблем в их отрасли наверняка пруд пруди. Работы ведь в основном сезонные, зимой асфальт не кладут. Да еще на выезде.
Транспортники и дорожники имеют нечто другое. Во всяком случае, в газете и листовках. Им предлагают из своего отраслевого профсоюза не планомерную борьбу за свои законные права, а какой-то гибрид политиканства с хулиганством. Наверное, у рабочих от такой подмены голова кругом идет. Отчаянная и бесшабашная, думают они, это вроде неплохо. Но один раз с Пасечник встретившись, два, видят, что от ее смелости и безрассудства в их кармане не прибавляется. Только по ночам от перевозбуждения не спится. И это плохо. Выслушав Галину Николаевну, может быть, даже из вежливости похлопав мозолистыми ладонями, а то и повертев в руках газету с ее статьей или листовку с подвигами, рабочий наверняка подумает: что-то тут не так. Впечатляет, но - не в ту степь. Ну, пойдем за ней, вывернем булыжники, разобьем фонари. А дальше? Дальше - тьма.
Вот и нам так кажется.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru