Вы здесь

ОТ ЧЕГО УБЕРЕЖЕТ ОМБУДСМЕН?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОТ ЧЕГО УБЕРЕЖЕТ ОМБУДСМЕН?
Ольга ТЫШЛЯР

Кабинка для голосования. Напротив выбранной фамилии -галочка, бюллетень отправляется в урну. Обычная ситуация, только в роли избирателей - дети. Выбирают школьного уполномоченного по правам ребенка. Голосование прошло 15 октября во всех средних учебных заведениях Шпаковского района и г. Георгиевска. Ставропольский край, наряду со многими регионами России, начал эксперимент по внедрению в школах должности омбудсмена.
Омбудсмен - термин, пришедший к нам из-за рубежа. Само слово обозначает «представитель». Основная функция человека, занимающего эту должность, - контроль за соблюдением прав граждан. Первый уполномоченный по правам ребенка появился в Норвегии в 1981 году, на сегодняшний день они есть более чем в двадцати странах мира. В Америке существуют омбудсмены не только школ, но и университетов, больниц.
Эксперименты со «школьными адвокатами» начались в Москве еще в 1990-х, а последние годы во многих столичных средних учебных заведениях эта должность востребована. Несмотря на, казалось бы, уже имеющийся опыт, споры вокруг необходимости омбудсмена не утихают. Боятся прежде всего «павликов морозовых», то есть развития в школах стукачества. Не меньшие возражения вызывает занятие поста уполномоченного представителями педагогического коллектива школы. Сомнительно, что в случае конфликта между администрацией учебного заведения и ребенком омбудсмен встанет на сторону последнего.
Тем не менее сама действительность диктует необходимость появления доступного для ребенка взрослого, который поможет решать «страшные» с детской точки зрения проблемы. Вспомним произошедшее год назад самоубийство ставропольской восьмиклассницы или застрелившегося весной выпускника одной из школ Грачевского района. Это лишь вершина айсберга. Сколько детей молча страдают, молча подвергаются насилию? Школа - то место, где проходит если не большая, то точно наиболее значимая часть жизни ребенка. Если он решится рассказать о своих проблемах, ему нужно предоставить возможность сделать это. Понятно, что школьник далеко со своими проблемами не пойдет. Омбудсмен же всегда рядом. Что касается зависимости уполномоченного от школьного руководства - здесь важна позиция последнего. Грамотный директор сам заинтересован в решении конфликтов наиболее мирным путем.
Возмождно, решающим в функционировании института школьного уполномоченного по правам ребенка будет личность омбудсмена. Не к каждому даже знакомому педагогу захочет обратиться маленький человек. Поэтому подбор кандидатов на эту должность - наиболее ответственный этап ее внедрения.
- Мне кажется, что нашим ребятам до «павликов морозовых» достаточно далеко, - считает Светлана Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК. - Менталитет у детей сегодня совершенно другой. Проблема как раз в обратном - разговорить ребенка, добиться, чтобы он пришел со своей проблемой к взрослому. Директора, завучи и даже классные руководители не могут достучаться до каждого, до личности ребенка. В этом проблема школы сегодня. Основная же задача омбудсмена - увидеть отдельного человека и одновременно весь коллектив, в который он входит. Школа как маленькая страна. Здесь все те же проблемы. Здесь формируется мировоззрение ребенка, складываются навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
В Ставропольском крае две территории стали экспериментальной площадкой - Шпаковский район и г. Георгиевск. Завершен первый этап нововведения - процесс выборов. Что уже ясно - дети с большим интересом относятся к происходящему, активно принимают в нем участие. Конечно, немаловажна здесь заслуга взрослых, тех, кто организовал весь процесс выборов. Происходило все на высоком уровне, что называется, «по-настоящему».
Прежде всего, отделом образования Шпаковского района была развернута информационная кампания, которая дала возможность потенциальным кандидатам и их сторонникам узнать о необходимости выдвижения, написания программы. В качестве кандидатур на пост омбудсмена были предложены как школьные учителя, социальные педагоги, так и родители учащихся, выпускники школ. Поскольку уполномоченный по правам ребенка учреждается как должность на общественных началах, что обозначает отсутствие оплаты, ясно, что занятые учителя не стремились взвалить на свои плечи лишнюю нагрузку. Однако сами ученики помогли любимым преподавателям, выдвинув их кандидатуры. Ни один педагог, польщенный доверием детей, не отказался принять участие в выборах.
- Удивило и в тоже время очень порадовало, - рассказывает Светлана Адаменко, - что много учителей было и среди самовыдвиженцев, это очень достойные люди, готовые работать с проблемами учеников.
В каждой школе в среднем было по 3-4 кандидата на должность уполномоченного по правам ребенка. Выдвиженцу в процессе предвыборной кампании помогала инициативная группа. Она вела агитацию, собирала подписи - не менее 25 было необходимо только для регистрации кандидата. А после... на переменах было весело. Ученики с плакатами представляли программу, обсуждали, критиковали. В школе №18 п. Демино предвыборный штаб одного из кандидатов агитировал, выкрикивая лозунги в холле школы, где через некоторое время появились представитили другого кандидата. Начался настоящий митинг. Дети получили опыт политического противостояния. В школе № 14 с. Надежда ребята подготовили видеоролики о своих выдвиженцах. Съемки, монтаж, режиссура - все делали сами ученики. Не менее важным оказалось и участие детей в дискуссиях, дебатах. Ученики показали, что умеют уважительно относиться к оппоненту, аргументированно защищать ту или иную позицию.
- Это была не игра в демократию, - считает С.Адаменко, - детям был преподан мастер-класс, они узнали, как на самом деле проходит политическая борьба.
Для организации выборов муниципальные образования Шпаковского района выделили весь необходимый материал: кабинки для голосования, урны, бюллетени. Существовал возрастной ценз - правом голоса обладали ученики насчиная с пятого класса. Единственное отличие от «взрослых» выборов - школьники голосовали на переменах, каждый класс - по строгому расписанию, которое позволило избежать столпотворения. Дети, находящиеся на больничном, смогли принять участие в выборах дома - к ним с переносной урной приезжали представители избиркома. Явка была практически стопроцентная. Это еще одна отличительная черта школьных выборов: дети более активны, чем взрослые, они стремятся участвовать в жизни учебного заведения, влиять на происходящее.
Уже подведены итоги. Около 80% мест заняли социальные педагоги. «Это значит, что дети оценили их работу в течение прошлых лет, она востребована», - комментирует результаты выборов специалист отдела образования Шпаковского района Татьяна Бауэр. В школе №14 Шпаковского района должность уполномоченного по правам ребенка заняла медсестра Галина Милаевская. Студент СевКавГТУ Руслан Абросимов стал уполномоченным в своей бывшей школе. Если в Георгиевске ни один из родителей учеников не был выбран омбудсменом, то в Шпаковском районе таких два человека.
В чем же конкретно будет заключаться работа школьного «адвоката»?
- Мы считаем необходимым, чтобы каждый омбудсмен самостоятельно пришел к выбору и организации той или иной формы работы с учениками, - говорит Татьяна Бауэр. - Для помощи начинающим правозащитникам специалисты отдела образования Шпаковского района ежемесячно будут проводить заседание лаборатории школьных уполномоченных. Слово «лаборатория» здесь должно подчеркнуть исследовательский характер деятельности. С ноября на базе министерства образования пройдут курсы обучения, где выступят юристы, законотворцы, будет представлен опыт других регионов, пройдет ознакомление с правовыми документами.
Основная проблема, которую предвидят педагоги, - это нежелание детей делиться проблемами. Обнаружению последних должны способствовать специальные почтовые ящики в школах, куда каждый ребенок сможет бросить письмо, возможно, даже анонимное, рассказывающее о беде, телефоны доверия. В качестве формы решения проблемы рассматривается «Служба примирения». Последняя функционирует во многих школах Ставрополья уже несколько лет и достаточно хорошо зарекомендовала себя. В рамках этой «службы» дети сами разбирают ситуации, ищут пути выхода из них.
- Обязательно нужно привлекать ребят к решению внутришкольных проблем, давать им больше самостоятельности, - говорит Светлана Адаменко. - А у нас не во всех школах даже устав висит на видном месте. В лучшем случае он обсуждается на педсовете. Если бы дали возможность детям участвовать в его разработке, они с большей ответственностью, уважением относились бы к его соблюдению.
Одна из немаловажных задач омбудсмена - правовое воспитание. Дети должны знать свои права, чтобы понять, что их нарушили, необходимо донести до ребенка и готовность взрослых поддержать его, не оставить один на один с проблемами. Работать в этом направлении педагоги начали еще первого сентября, когда были проведены сборы детей. Им рассказали о работе школьного уполномоченного по правам ребенка, ученикам было предложено представить свое видение его работы, способы взаимодействия с подопечными.
- Я убеждена, - говорит С. Адаменко, - что уполномоченный по правам ребенка в школе - востребованный механизм защиты наших детей. В моей практике много случаев, когда к нам обращаются по поводу сложных ситуаций, возникших в школе, которые могли бы не перерости в конфликт, если бы вовремя компетентный человек, владеющий ситуацией, усадил бы стороны за стол переговоров. Омбудсмен - это мостик между ребенком и педагогом, руководящими органами школы. Ни в коем случае он не будет подменять собой должностные лица, но будет сотрудничать с ними: с психологами, педагогами, с органами управления образования, органами опеки, уполномоченным по правам ребенка при губернаторе СК.
Если результаты введения уполномоченного будут признаны успешными, подобный опыт будет продолжен в Ставропольском крае. Сегодня уже есть директора школ, не участвующих в эксперименте, которые проявляют интерес к нововведению.
Вопрос, по каким кретериям будет оцениваться деятельность омбудсменов, сегодня еще открыт. Есть опыт Волго¬града, где во главу угла поставили количество жалоб, выходящих за пределы школы. Также там планируют провести тестирование на определение правовой грамотности школьников, отследить степень сплоченности детских коллективов, изменение уровня успеваемости.
Текущий учебный год покажет, как будет происходить взаимодействие омбудсмена с детьми, снизится ли количество сложных ситуаций, выявятся ли неожиданные школьные проблемы. На сегодняшний день ограничение деятельности уполномоченных только одно - они не будут рассматривать вопросы, касающиеся оценок и вопросы, связанные с расписанием, хотя смогут выражать свое мнение по этим вопросам.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет