Вы здесь
АЛЕКСАНДР СЫСОЕВ: «МОНОПОЛИЗМ НЕ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗЫ КРАЮ И ПОТРЕБИТЕЛЯМ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).АЛЕКСАНДР СЫСОЕВ: «МОНОПОЛИЗМ НЕ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗЫ КРАЮ И ПОТРЕБИТЕЛЯМ»
Галина Сергушина
Крупная компания пытается добиться эксклюзивного права на розлив минеральной воды под маркой «Ессентуки-17», оставив «за бортом» около трех десятков менее мощных конкурентов. Это грозит Ставрополью потерей от 3 до 6 тысяч рабочих мест и около миллиарда рублей доходов в бюджеты всех уровней. Подробности - в интервью с депутатом Думы края, членом комитета по природопользованию, экологии и курортно-туристической деятельности, руководителем депутатской группы «Кавказские Минеральные Воды» Александром Сысоевым.
- Александр Михайлович, в чем суть проблемы?
- В настоящее время на федеральном уровне приостановлено принятие Технического регламента, ставившего минеральные воды в один ряд с искусственно произведенными безалкогольными напитками. Не последнюю роль в этом сыграла активная позиция депутатов краевого парламента и правительства Ставропольского края. В 2009-2010 годах Думой края были приняты постановления, в соответствии с которыми в Государственную Думу Российской Федерации направлены поправки к проекту Федерального закона «Технический регламент на безалкогольные напитки, включая квас, на природные минеральные воды и их смеси, а также на пищевую продукцию, используемую для приготовления безалкогольных напитков». Но поскольку приостановка не означает окончательной отмены, мы продолжаем отслеживать ситуацию.
- А кто стал инициатором разработки такого Технического регламента?
- В соответствии с законом о техническом регулировании проект Техрегламента в отношении той или иной группы продукции может быть разработан любым субъектом. И не надо обладать правом законодательной инициативы. Этим и воспользовались бизнесмены, входящие в Союз производителей безалкогольных напитков и минеральной воды (г. Москва). Был разработан соответствующий законопроект и внесен в Федеральную Думу. При этом не учтены в полной мере специфичные особенности минеральной воды и процессов ее добычи как природного лечебного ресурса и требования действующего законодательства Российской Федерации о недрах, о лечебных природных ресурсах и ряда других.
Сохранение положений принятого Госдумой РФ закона в том виде, на котором настаивают разработчики, может привести к монополизации продаж минеральной воды «Ессентуки-17» и ее резкой нехватке на рынке.
- Каким образом?
- Суть в том, что получить исключительное право на розлив минеральной воды под брендом «Ессентуки» в соответствии с законом невозможно, так как Ессентуки являются наименованием географического объекта. И вот, стремясь обойти эту норму, разработчики законопроекта внесли в него ряд положений, исключающих возможность розлива минеральной воды из скважин Нагутского месторождения под маркой «Ессентуки». Для этого пытаются «сузить» границы федерального курорта «Ессентуки», установленные более 40 лет назад, до границ города. В результате скважина №47 Нагутского месторождения «выпадает» как место добычи воды «Ессентуки-17». И объем предложения на рынке этой лечебной воды уменьшится в 20 раз. Очевидно, что это повлечет рост цен, ущемление интересов не только покупателей, но и санаториев. Чтобы добиться своей цели, бизнесмены решили «опереться» на мнение ученых. Но эти же ученые в 70-е годы 20 века и еще 5-7 лет назад подписывали документы и заключения о соответствии по гидрохимическому составу вод этой скважины типу «Ессентуки-17». И эта вода в течение многих лет разливалась под брендом «Ессентуки-17». А теперь ученые дают прямо противоположные заключения.
- Сколько у нас всего предприятий занимаются розливом минеральной воды на Кавминводах?
- Сегодня в регионе Кавминвод действует около 30 предприятий различных форм собственности (преимущественно частных), занимающихся промышленным розливом минеральной воды. Основная доля добычи минеральных вод осуществляется ОАО «Кавминкурортресурсы» (доля государства - 51 процент и Федерации независимых профсоюзов - 49 процентов). Это порядка 70 процентов объема добычи и более 80 процентов эксплуатируемых скважин. Также добычу ведет компания ОАО «Минеральные воды Ставрополья» (смешанная собственность, в т.ч. 30 процентов ОАО «Кавминкурортресурсы»). Предприятия, осуществляющие розлив, добывают воду и самостоятельно, и покупают у вышеуказанных организаций. Общий объем возможной (допустимой) добычи в регионе Кавминвод (суточный дебет скважин) порядка 16,5 тысячи кубометров в сутки. Из них более 3 тысяч кубометров в сутки дает скважина №47 Нагутского месторождения.
С 2008 года на рынке минеральной воды начали проявляться тенденции к его монополизации, в том числе и по минеральной воде типа «Ессентуки-17». И здесь усматриваются интересы одной из крупных компаний, которая входит в находящийся в Москве Союз производителей безалкогольных напитков и минеральной воды. Большую долю в этом Союзе составляют иностранные компании либо компании с иностранным капиталом, которые в последнее время начали проявлять активное внимание к розливу вод региона КМВ.
- А компания, о которой идет речь, чем-то владеет в регионе?
- Двумя производственными площадками по розливу минеральных вод. При этом, имея право на розлив воды «Ессентуки-17» Ессентукского месторождения, разливает и воду, приобретаемую на Нагутском месторождении, оспаривая при этом, в том числе в судах, право других компаний.
Позиция Думы Ставропольского края - исключить из Техрегламента, предложенного Союзом, минеральные лечебные и лечебно-столовые воды. Они должны регулироваться другими законами. Это во многом совпадает с содержанием и духом поправок правительства РФ и заключением президента России Д. Медведева на проект закона, когда он был принят Госдумой РФ еще в первом чтении. Во многом такие же замечания внесены и Ростехрегулированием.
Принятие Техрегламента приостановлено. Минеральные воды, которые добываются в регионе Кавминвод, традиционно уже получили апробацию и в лечебной сфере, и на рынке продаж как товар, имеющий свой бренд. Но угроза монополизации остается. И власти края не могут не реагировать на это.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru