Вы здесь
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХАЛЯВСТВО
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХАЛЯВСТВО
Александр Емцов
Ночь. Колодец городского двора в конце ноября. В нем мрачные и злые жильцы на кострах готовят ужин.
Это не картина ядерного Апокалипсиса. И даже не фильм ужасов. Это картина нашего позора: энергетики отключили якобы за долги целое общежитие в Северо-Западном районе Ставрополя, где живут несколько сот человек. И тем самым отбросили эти несколько сот в девятнадцатый век, к ужину на костре. Вместе с виноватыми - неплательщиками оставили без энергии и правых - тех, кто за нее исправно ежемесячно платил.
Меня в этой истории удивило даже не то, как бесчеловечно поступили энергетики. ТЭК - сфера производства, где работают сытые. А сытый голодного, разумеется, не понимает. Меня поразило, как беспомощно действовали власти в лице руководителей городской администрации, краевого правительства и всяческих федеральных структур. Они чуть ли не две недели, как следует из сообщений пресс-служб, «искали выход из создавшейся ситуации», а в переводе с чиновничьего языка - уговаривали (?!) энергетиков включить рубильник. А прокуратура, призванная стоять на страже законных интересов жильцов, вообще отмолчалась.
Я как-то пытался разобраться в аналогичной ситуации. В «Горэлектросети» сказали, что команду на отключение дал «Энергосбыт», и если они ослушаются, то сами жутко пострадают. Мол, штраф и все такое. Сбытовики свою команду подтвердили, но проблему обеспечения электричеством добросовестных плательщиков переадресовали на управляющую компанию. Та же расписалась в своем бессилии: мол, отрубили всю подачу энергии, какие могут быть местные переключения? Одним словом, крайнего не оказалось.
Но он по здравому смыслу должен быть. За долги по закону могут отключить того, кто не платит. Но ведь большинство жильцов общежития платили! Если отключаете неплательщиков, то будьте добры обеспечить напряжением квартиры добросовестных жильцов. Хотя бы по временной схеме. Не обеспечили, отрубили всех. Самое ужасное, что те, кто отрубал и добросовестных, а это энергетики вместе с управляющей компанией, никакого наказания не понесли и не понесут. Потому что действовали они, как утверждают их юристы, «по закону».
Скорее всего, это вранье. Скорее всего, тут есть массовое нарушение гражданских прав. Особенно в отношении тех граждан, кто добросовестно платит за свет. Иначе как тогда понимать одно из основных положений нашей Конституции, что права одних (в нашем случае энергетиков) не могут обеспечиваться за счет нарушений прав других (добросовестно платящих жильцов)? Но я что-то не слышал, чтобы на «Горэлектросеть» и УК были поданы частные гражданские иски. И потому, что власти всех уровней задурили людям головы якобы правотой хозяев рубильника, и потому, что рядовые жильцы просто не потянут судебный спор. Себе дороже. Ведь жильцы - любители, а их обидчики - профессионалы. У них для этого существуют целые юридические службы. Немудрено, что в судах жильцы всегда проигрывают. Прокуратура, призванная стоять на страже прав «неопределенного круга лиц», разумеется, относится к профессионалам. И, разумеется, слышала о таком документе, как Конституция. Но, как видим, в ситуации с Северо-Западным районом молчит, не хочет показать свой профессионализм.
Проигрывают жильцы не только в судах. А и в повседневных отношениях с управляющими компаниями и всей системой ЖКХ. В переводе на народный язык - жилищно-коммунального халявства. Потому что она, сфера ЖКХ, во многом живет не по результатам своего труда, а на халяву. То есть за счет всех нас. Мы переплачиваем за газ, свет, воду и потому, что тарифы завышены до небес, и потому, что расчеты идут не по тем счетчикам, что в квартирах, а по общедомовым. То есть платим за потери в сетях. Или за «того парня», который держит магазинчик в подвале дома и черным налом рассчитывается за свет и отопление с руководством УК. Таким образом, то, что потребляет его бизнес, распределяется на всех. А директор УК на халяву имеет ежемесячно круглую сумму. Платим за то, что не делается: не подметается, не моется, не ремонтируется... Или за то, что кому-то захотелось заменить исправные счетчики «более современными».
Где-то с полгода назад в статье «Гоп-стоп компании» автор этих строк довольно нелицеприятно отзывался об управляющих компаниях Ставрополя. На примерах показывал, что их главная цель сегодня не эффективное содержание домов, а выкачивание денег из жильцов на халяву. Тогда еще некоторые уполномоченные товарищи звонили и пеняли, что я неоправданно преувеличиваю в своих оценках и что все недостатки компаний объясняются периодом становления. Надо, мол, чуток подождать, и все наладится.
И вот только что, в конце ноября, на заседании экспертного совета при уполномоченном по правам человека в крае, рассматривавшем состояние соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере ЖКХ, эти оценки повторились. Только давали их уже другие - члены экспертного совета, на практике сталкивающиеся с безобразным содержанием как своих, так и соседних домов и массовым нарушением прав жильцов. Звучали примеры, что раздуты штаты обслуживающих организаций, что в городской администрации, например, до сих пор нет структуры, которая бы работала с управляющими компаниями, что сами УК отказываются предоставлять исчерпывающие письменные обоснования правильности установления расценок...
Выходит, не наладилось. О чем и свидетельствует решение совета, где в числе прочих мер рекомендовано правительству края принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности УК.
Заседание совета при уполномоченном по правам человека проходило на следующий день после выступления президента страны Д. Медведева на заседании Госсовета по проблемам ЖКХ. Он охарактеризовал ситуацию в отрасли как критическую. Мол, если сейчас не возьмемся, то уже через считанные годы она нас «возьмет».
Разумеется, он имел в виду хозяйственное состояние отрасли. Что и жилой фонд крайне ветхий, и сети на ладан дышат, и управление отвратительное. Все это, разумеется, есть и в нашем крае. Но у нас наблюдается и абсолютно равнодушное отношение к правам добросовестных пользователей коммунальных услуг. И это наглядно проявляется и в завышенных тарифах, и в отключениях, и в беспомощности тех, кто должен стоять на страже наших законных интересов.
А ведь с защиты прав жильцов и надо бы начинать. А уж потом - дома, трубы, дороги...
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru