Вы здесь

КРУТОЙ МАРШРУТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КРУТОЙ МАРШРУТ
Марина Кандрашкина

Каждый день кто-то из нас куда-то мчится, спешит по своим делам и определенным маршрутам. И в этой жизненной суете нас поджидает множество опасностей. В том числе и в транспорте, в котором мы едем. Ведь, если раньше при перевозке пассажиров главным принципом было довести их до места назначения целыми и невредимыми, сегодня на первом месте стоит вопрос, пожалуй, о рентабельности маршрута. Пассажироперевозки стали еще одной золотой жилой для ушлых предпринимателей. Отдельная страница в этой бесславной летописи принадлежит нелегальным маршруткам. Особенно междугородним. Благо, за примером далеко ходить не надо - только посмотрите, что происходит возле центрального автовокзала на Маршала Жукова.
КОШКИ СПЯТ, А МЫШКИ ПЛЯШУТ
«Пазики» и «Газели» разных мастей заполонили все близприлегающие территории возле центрального автовокзала. От желто-белых рядов просто рябит в глазах. Выхлопные газы, перекрытые въезды и выезды на улицах. Дорожной блокаде подвергаются даже территории магазинов и подъезды домов и школ. А в прилегающих дворах и подъездах некоторые граждане приспосабливают пространство под туалеты. Особенно все это безобразие становится заметным по выходным и праздникам. Происходящее иначе как неконтролируемым кошмаром не назовешь. Местом для парковки становится все, что только можно под нее приспособить. И людям, живущим рядом с автовокзалом, такому соседству явно не позавидуешь. Сама не раз наблюдала, какие акробатические маневры приходится совершать, чтобы добраться до своего дома между рядами машин. Тут в пору свой цирк дю Солей открывать.
Не лучше обстоит дело и возле самих автовокзалов. Пока женский голос из динамика увещевает пассажиров, что не стоит садиться к неофициальным перевозчикам, поскольку это опасно для жизни и здоровья, ушлые водители поджидают вас прямо на ступеньках. Грозный... Краснодар... Моздок... Назрань... Светлоград.... Недорого. Подобные выкрики просто-напросто заглушают «динамичный» голос. И не дай Бог, зазевавшись, вы остановились рядом. Сами не заметите, как под белы рученьки вас проводят до «нужной» «ГАЗельки».
- Вот это сервис! - восхищенно воскликнет кто-то из читателей. - И какая разница, легал-нелегал, главное - везет.
Формально, может быть и все равно. Но если смотреть на картину глубже и шире, то становится понятно, что от черных маршруточников толку меньше, чем кажется. Во-первых, та же безопасность. Легальные перевозчики перед тем, как выпустить машину на маршрут, обязаны соблюдать соответствие транспорта техническим нормам. А в случае чего - заменить машину запасной. На дворе зима. И у меня, знаете ли, не возникает желание кататься по дорогам на авто с голой резиной - в случае с нелегалами же это вполне вероятно. Во-вторых, если не дай Бог, что-то произойдет, то в случае с незаконными перевозчиками вы будете долго искать ветра в поле и предъявить претензии никому не сможете. Ведь ни о медицинской страховке, ни полисе ОСАГО в данном случае речь не идет. В-третьих, все законные водители перед рейсом проходят обязательное медицинское освидетельствование. И, как минимум, никто не допустит человека подшофе за руль. Нелегалы же предоставлены сами себе и своей совести. Что из этого получается - смотрите криминальные сводки.
Но это азы. А теперь о менее заметных, но не менее существенных проблемах с нелегалами. Это я о тех же проколотых шинах у законных перевозчиков, словесных перепалках, убытках автовокзалов, которые и живут-то, по сути, благодаря отчисляемым 15% процентам с проданных легально билетов. А ведь требования к ним постоянно ужесточаются: видеокамеры и ограждения поставьте, металлодетекторы закупите, комнату матери и ребенка оборудуйте, столовую организуйте.
- Хотя дело и не в нас вовсе, - говорит директор ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» С. Левшаков. - Обидно за водителей, которые выиграли очень серьезный конкурс, организованный Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи СК, вложили деньги в новый транспорт. И что? Приведу конкретный пример. Когда открывали рейс Грозный - Ставрополь, обязательным условием было, чтобы вокзалы и автобусы были оборудованы камерами видеонаблюдения, продажа билетов осуществлялась строго по паспортам. Все требования мы выполнили. А между тем, в это же время благополучно продолжал параллельно работать незаконный рейс частника. Я вот как считаю: местным властям, прежде чем что-то требовать от официальных перевозчиков, нужно создать для работы подходящие условия. Иначе получается, что функции чиновников заключаются только в регистрации и согласовании маршрутов.
Кстати, коль уж заговорили о финансах, то незаконные перевозки наносят ущерб и муниципальному бюджету, потому как никаких отчислений за предпринимательскую деятельность в казну не поступает. Учитывая, что у нас априори бюджет дефицитный, и только в прошлом году сотрудники дорожной инспекции взыскали с нарушителей более двух миллионов рублей в казну, тут бы чиновникам всерьез озаботиться насущной проблемой. Когда мы позвонили в департамент ЖКХ и транспорта, сотрудники отдела пассажирских перевозок, не раздумывая, открестились от проблемы. Мол, безусловно, все это ой-ой-ой как плохо, и город сильно страдает от деятельности «пиратов», но... мы не уполномочены решать данные проблемы. Более того, сами обращаемся к краевым властям, просим навести порядок.
«Отфутболили» нас и сотрудники краевого ГИБДД, где лейтмотивом состоявшегося разговора тоже стало «Не виноватые мы. Положенные поверки осуществляем. Другие же действия не в нашей компетенции».
- Чему вы удивляетесь, - замечает С. Левшаков - Мы вот уже как два года выходим с инициативой к губернатору края о проведении встречи с перевозчиками. Но данную проблему спустили на Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи СК. В прошлом году оно собирало представителей администрации, ГИБДД, транспортной инспекции. Однако конструктивного диалога не получилось, все попеняли друг другу и только. Хотя я недавно был в Липецке, так там проблемы с нелегальными маршрутами не существует. По словам коллег, благодаря действиям муниципальных властей, которые поставили перед собой задачу искоренить их. И выполнили ее.
ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
Начальник территориального отдела Госавтонадзора по СК В. Изозимов уверен, что причина происходящего кроется в отсутствии слаженных действий всех уровней и подразделений власти и служб. И пока не будет выработан системный подход к проблеме, об улучшении ситуации говорить преждевременно.
Но для начала немного официальной статистики. Так, сотрудниками транспортной инспекции, в прошлом году на промежутке, начиная от улицы Октябрьской революции и до Артема, было зафиксировано 98 автобусов, осуществляющих междугородние перевозки. Большинство водителей имели нарушения. Но нарушения были разные и относились к разным подведомствам. Другими словами, за что могла наказать одна служба, на то другая должна была просто закрыть глаза.
Как это? Сейчас попробую объяснить.
Из 98 зафиксированных ТС З9 имели лицензию и договоры с Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи СК на осуществление перевозок. По факту придраться сотрудникам транспортной инспекции было не к чему, и перевозки считались бы законными, если бы не один нюанс.
В договоре с краевым Министерством черным по белому написано, где должны стоять перевозчики, определен паспорт маршрута и расписание движения. То есть заранее решено, откуда и в какое время отправляется «газелька», и где должны садиться в нее пассажиры. Однако на деле на стоянке можно лицезреть только одну машину. Другие же тем временем набирают желающих незамедлительно отправиться в путь-дорогу. Причем, могут собирать как по городу, так и с других стоянок. Это притом, что в договоре предусмотрена ответственность за посадку и высадку в неположенном месте. Нерадивого предпринимателя можно и рублем наказать, и отобрать лицензию, да только вправе предпринять указанные меры только контролеры от министерства, следящие за исполнением договора. Когда же приезжают они - все нормально и законно, сообщение не нашло подтверждения.
Следующие восемь автобусов работают с лицензией, но без договоров. В краевом законе об административных правонарушениях есть специальная статья, предусматривающая административную ответственность за работу без договора. Буквально месяц назад штрафы были ужесточены с трех тысяч рублей до 30 тысяч. То есть, берите и наказывайте. Но, опять-таки никто не торопится применять эту норму.
Идем дальше. Шестнадцать из выявленных автобусов были переоборудованы в категорию «В», то есть вместо положенных 15 кресел внутри салона стояло восемь, и «ГАЗелька» автоматически превращалась в таксомоторное средство или легковой автомобиль, чья деятельность не подлежит лицензированию, и водитель не обязан иметь договоры с Министерством. Но перед выходом в рейс, при желании, в салоне всегда могут появиться дополнительные стульчики....
24 автобуса принадлежали частным перевозчикам, работающим под прикрытием «заказных» маршрутов. Ведь сейчас бизнесу дали зеленый свет, и ЧП, прислав в ту же транспортную инспекцию уведомление о совершаемом заказном рейсе и прицепивший соответствующую табличку, может так курсировать хоть каждый день!
- И знаете, ведь доказать, что это регулярный рейс, очень сложно. Ушлые водители оформляют с каждым договор на перевозки. И сами пассажиры стоят горой за таких нелегальных перевозчиков. Потому как они, как правило, для привлечения клиентов снижают стоимость билета на 20-30 рублей. Бабушки воспринимают их как спасителей, - сетует В. Изосимов.
Таким нехитрым способом и методом вычитания из 98 нелегалов осталось 11, не имеющих ни лицензии, ни договора. Получается, всего 10 процентов незаконных перевозок в крае. И что это мы воду баламутим? У нас все в шоколаде!
КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ
Впрочем, по словам моих собеседников, в происходящем есть вина и местных чиновников. Ряд краевых и городских законов создал великолепную платформу для развития нелегального бизнеса.
- Вот, спрашивается, для чего рядом с автовокзалом администрация разрешила открыть парковку, куда становятся преимущественно «Газельки». Ведь достаточно ввести ограничение, что парковка только для легковых автомобилей, поставить барьерное ограждение, и проблема будет частично решена. Ведь льнут частники обычно поближе к вокзалу, в поисках очередных клиентов, - замечает В. Изосимов.
Весьма актуальным приобретением для муниципальных властей оказался бы и эвакуатор. Пока в МУП их нет. Хотя, казалось бы, припарковался водитель в неположенном месте - машину забрали, и другим неповадно бы было. Авось данный метод помог бы разобраться и с пробками в самом городе.
Между тем, это лишь точечные методы. А на поверхности лежит еще одна проблема, требующая скорейшего разрешения. В крае работает 3179 лицензиатов по пассажироперевозкам, из них 146 - юридические лица, оставшееся большинство - частные предприниматели. Что в этом плохого? Согласно закону о малом бизнесе, контролирующие органы, дабы не кошмарить бизнес, имеют право осуществлять проверки новоиспеченных бизнесменов раз в три года. Получается, что если сегодня ты проверил водителя Иванова на соблюдение основных условий, буквально завтра у него начинается новая жизнь под грифом «Еду как хочу». Ведь максимум, что светит за непрохождение того же медосмотра - штраф в три тысячи рублей. Пока суд да дело, он заработает в десять раз больше.
Почему бы не приостановить или аннулировать лицензию? Ни сотрудники ГИБДД, ни транспортной инспекции тоже не имеют на это право. Это прерогатива суда. Причем в строго определенных случаях: 1) если было ДТП и есть погибшие; 2) в ДТП получили ранения пять человек и более. Также заберут лицензию, если водитель работает на транспорте без гостехосмотра.
- Возможно, если бы штрафы не были такими мизерными, да и было больше юридических лиц, нежели ЧП, проблем с черными перевозчиками тоже было бы меньше, - предполагают сотрудники правоохранительных органов.
Впрочем, в транспортной инспекции говорят еще об одном факторе, мешающем урегулировать ситуацию, - излишней толерантности мировых и арбитражных судей.
- Мы в 2009 году послали около 50 материалов в суд на приостановление лицензии. И ни одного положительного решения. То же самое по перевозчикам, работающим без лицензии. Там, помимо штрафов в 4 тысячи рублей, есть такая мера, как конфискация автомобиля. Мы отправили 58 дел с подобной просьбой, во всех случаях последовал отказ. А нам хотя бы один прецедент, чтобы другим неповадно было, - мечтает В. Изосимов.
Также справедливости ради отмечу, что все мои собеседники в один голос твердят о готовности решать проблему и необходимости еще одного диалога. Вот только с одним условием - чтобы это был не очередной междусобойчик, где поговорили и разошлись, а присутствовали на встрече и сами водители.
Потому как речь идет не только о финансах. Бог с ними. Это и безопасность края, мало ли кто и с чем может пожаловать такими рейсами в краевую столицу, безопасность самих пассажиров, в конце концов! Ведь каждая поездка на таком маршруте сродни игре в русскую рулетку на свою жизнь и здоровье. Но все это до первых жертв. Пока, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, обходимся малой кровью. Поэтому и беззаботно садимся в салон, и одобрительно хмыкаем, читая в салоне табличку «пять минут страха, и вы уже дома». Но ведь фартить вечно, не может, и куда мы доедем с таким отношением? И доедем ли?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет