Вы здесь

Пытаюсь НЕ ЗАБЫТЬ войну

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пытаюсь НЕ ЗАБЫТЬ войну
Александр Логинов

Если, комфортно устроившись в теплой, светлой комнате, всерьез задуматься о том, кто мы по отношению к победителям, можно сойти с ума. Потому что в ограниченную светлую и довольно комфортную действительность начинает всматриваться бездна человеческих страданий... Масштаб мерзости, на которую был и остается способен человек, может заставить возненавидеть себя. За легкость, с которой ты принимал блага мирной действительности, боишься заплатить непомерную цену и чувствуешь бессилие что-либо изменить. В такие минуты я словно стою перед Божьим ликом и в одиночку держу ответ за все человечество, за все, что было погублено. Я сижу в теплой, светлой комнате и пытаюсь НЕ ЗАБЫТЬ войну.
Говорят, праведные войны рождают поэтов, неправедные - пациентов психиатрических клиник. В истории России 20 века была такая война, вспоминая о которой нет нужды прятать глаза, война, давшая свежие духовные силы, очистившая воздух и кровь, показавшая, во имя чего стоит жить и во имя чего можно умирать. Величайший пример стойкости и доблести, которому исполнилось 66 лет...
Война - что это? Историческое событие, ограниченное временем и географией - или же радикальное проявление ущербности человеческой природы?
Опыт войны - это прежде всего опыт солдата, человека, войну пережившего. Это опыт страха и гнева, опыт разрушения привычного мирка вокруг себя и вообще мира, это опыт свидетеля гибели представлений, казавшихся нерушимыми. Я уверен, что любая война - это не просто столкновение враждующих сторон по какому-либо поводу, а прежде всего величайшее событие в судьбе отдельного человека. И трагедия не столько в разрушении городов, хозяйства, природы, культурных объектов, сколько в уничтожении уклада отдельной жизни, в сотрясении ее нравственно-духовной основы.
Война - это агрессивная среда, стремящаяся к уничтожению личности, что и порождает в душе стремление к самосохранению. Горнило, в котором выверяется, очищается, испытывается душа. Природу войны может осознать только тот, кто лично убедился в нормальности ненормального, в реальности небывалого, видел то, чего человек видеть не должен, узнал то, о чем и не хотел знать, а главное - обнаружил в самом себе то, о чем не подозревал в мирное время. Ведь что такое подвиг? Суть солдатского подвига - это добровольное жертвование своей человеческой природой, направленной на самосохранение, сознательная ее перестройка во имя иной ценности, более высокой и важной. Другими словами, подвиг на войне - это чаще всего нравственный выбор в пользу греха во избежание греха большего. И пусть не всегда человек, солдат успевает осознать значение этого выбора. Это свидетельствует лишь о том, что он заранее был готов к такой жертве.
«Смерть во имя жизни на земле»... Эта фраза стала дежурной и произносится часто тогда, когда следовало либо помолчать, либо честно самим себе ответить на вопрос: а стоим ли мы, теперешние, жизней тех, что шли за нас, «благодарных потомков», умирать и убивать? Подлинная трагедия в том, что солдату Великой Отечественной хотелось, чтобы мы - жили. Меня часто мучает вопрос: вышел бы он из окопа, узнав, как потомки распорядятся его жертвой, как обойдутся с памятью? Расскажи ему кто-нибудь, как станут срывать таблички с памятников, выкапывать из земли обелиски, запахивать из-за клочка земли кладбища, - он просто не поверил бы. Он не смог бы представить, как воспитанные в сытой праздности люди станут рыться в архивах, чтобы вылить на победителей побольше грязи, будут успокаивать свою совесть не смирением перед случившимся прошлым, а разрушением его. Я почему-то уверен, что тот солдат все равно бы поднялся в атаку, но от этого мне еще нестерпимее вспоминать о нем...
Имеем ли мы право отторгнуть себя от прошлого - или все-таки должны признать, что оно - живая часть нашей души, накладывающая свой отпечаток на наши поступки в настоящем и на наши представления о будущем? А главное - в силах ли мы обратить тяготы и уроки прошлого во благо своему настоящему?
За эти 66 лет Великая Отечественная обогатила нашу историю еще и памятью забвения, опытом равнодушия, обесценивания всего, чем дорожили люди в 45-ом. Усвоенные на войне истины в мирное время постепенно теряют свое значение, свою силу и саму суть, становятся дежурными лозунгами.
В наши дни господства материальных ценностей смысл жизни человеку видится в земном благополучии. Для нас уже нет ни прошлого, ни будущего, а только «здесь и сейчас». Мы «берем от жизни все», «живем только раз», поэтому и нет смысла отягощать свое существование памятью о прошлом...
Зачем лицемерно делать вид, что нам дорога какая-то память о войне? Нам, поколению конца 20-го - начала 21-го веков, просто в кайф, в удовольствие раз в году причислить себя к победителям, примазавшись к чужой боли. Теперь мы, современные россияне, вряд ли способны осознать все то, что вобрали в себя эти слова - война и победа... К несчастью нашего поколения, это повод причислить себя к кругу совершивших подвиг (в другое время мы на них не обращаем внимания), а зачастую иметь просто еще один выходной день. Это возможность совершить определенный «мемориальный акт» - и тем немного успокоить свою совесть, у кого она еще есть.
Если бы в нас осталось хоть что-то подлинно человеческое, истинно порядочное, то честнее было бы не поминать Победу всуе, не пытаться адаптировать Великую Отечественную к своему убогому пониманию. Ведь для того чтобы современные дети и подростки по-настоящему задумались о войне, необходимо травмировать их психику, изменить сознание. А иначе через 2-3 дня после праздничной даты все вернется на круги своя - и я не вижу тогда смысла отмечать День Победы... Потому что для меня память о войне - это прежде всего смирение перед Господом, осознание собственной вины перед теми, кто погиб, это желание оправдать собственной жизнью понесенные жертвы. А мы просто прожигаем свои жизни, размениваем. Кто на водку, кто на деньги... Вряд ли об этом мечтали подольские курсанты, которые мерзли в окопах поздней осенью 41-го, которых наматывали на гусеницы немецкие танки и сотнями расстреливали в контратаках пулеметы. И попробуйте, если конечно представится возможность, сказать тем ребятам в лицо, что все было лишь глупостью. А заодно их нерожденным детям...
Пора признаться, что нам больше не нужна память об этой войне. Потому что мы не хотим, не собираемся быть достойными победителей. Они нам чужие, их идеалы нам непонятны, мы не приемлем те ценности, которые некогда освещали им путь. Теперь мы просто хотим быть сытыми. Мы горазды переписывать историю под себя, умеем стыдиться подвигов. Мы до того очерствели, что уже не способны ощущать как свою боль той войны, плакать над страницами книг, размышлять над фильмами и стихами, рожденными свидетелями той войны. Теперь нам уже ближе бред умалишенных - мы лучше соответствуем ему. И как бы в оправдание своего уродства мы говорим: «сейчас другое время», «у нашего поколения свои фильмы о войне». Нашему поколению не мешало бы сначала сдюжить свою Отечественную, а потом оно станет вправе снимать свои фильмы. Мы оскорбляем их память своими ложными представлениями. Мерками своими меряем их вклад в историю.
Наверное, все же придет новая, много большая война, которая искалечит наши судьбы и судьбы наших детей, потому что мы забыли и оболгали прежнее, ничему не научившись. Нам нечем дышать спустя 66 лет без святой и чистой правды о самих себе, Правды, которая излечила бы нас.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет