Вы здесь
Александр Абалешев: «НЕ ТАК СТРАШНЫ ТОРГИ, КАК ИХ МАЛЮЮТ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Александр Абалешев: «НЕ ТАК СТРАШНЫ ТОРГИ, КАК ИХ МАЛЮЮТ»
Александр Емцов
В начале этого года всех государственных и муниципальных заказчиков, а также участников торгов ждали некоторые новшества. В частности, организация аукционов исключительно в электронной форме. Как справились они с ними, а также какие изменения ждут систему государственных закупок в будущем, рассказывает в беседе с корреспондентом «Ставропольских губернских ведомостей» председатель комитета по государственному заказу Ставропольского края А. Абалешев.
- Александр Васильевич, еще совсем недавно нам предсказывали чуть ли не коллапс в сфере государственных закупок. Что с переходом с 1 января этого года на электронные аукционы всей страны всего на пяти площадках - четырех в Москве и одной в Казани, мы здесь, в провинции, не сможем даже вздохнуть. Что ждет всех нас, как заказчиков в лице бюджетных организаций, так и участников торгов, неразбериха и безденежье. Поскольку страна большая, а Москва одна, и ей будет не до нас. И вот прошло полгода. Прогнозы скептиков подтвердились?
- Нисколько. Посудите сами. За полгода нашим комитетом размещено заказов в форме электронных аукционов на 2,2 миллиарда рублей при общей сумме заказов на 3,3 миллиарда. Это больше, чем в первом полугодии 2010 года, когда мы торговались у себя. У себя теперь проводим только конкурсы, не более ста на весь год, и рассматриваем котировки, то есть предложения на сумму не более пятисот тысяч рублей. И тех и других за полгода набралось на один миллиард рублей.
- Но есть немало конкретных примеров, когда муниципальные заказы были размещены со значительным опозданием. Это как объяснить? В Ставрополе, скажем, я знаю пример, когда такая задержка стоила должности одному из руководителей муниципальных предприятий.
- Неповоротливостью самих заказчиков. Многие сидели и ждали так называемых живых денег. Не стоит этого делать! Есть в бюджете строчка - готовьте документы и размещайте заказ. Бюджет края принят в ноябре, так что уже в декабре прошлого года можно было подготовить документацию на проведение процедур. Могут сказать: а как же подавать заявку, не имея живых денег, когда условиями аукциона обычно предусматривается 30-процентный аванс? А вы не предусматривайте никакого аванса! В этом случае как раз меньше шансов, что торги выиграет случайный поставщик или подрядчик. И больше - что за дело возьмется серьезный бизнес, который способен авансировать в поставку товара или выполнение работ собственные средства и справиться с задачей в срок и с хорошим качеством.
Да, в начале года были некоторые сложности и для заказчиков, и для нас, как уполномоченного органа по проведению госзакупок. Всем заказчикам и участникам электронных аукционов надо было перерегистрироваться на новом едином сайте zakupki.gov.ru. Разумеется, подготовив для этого документы. Те, кто подошел ответственно, сделал это вовремя и грамотно, избежали проблем. Хотя надо учитывать, что постоянно повышаются требования к технике, каналам связи. Например, процессор вашего компьютера, если вы работаете с официальным сайтом, должен быть минимум 2 гигабайта оперативной памяти. Бывает, что какой-то день сайт вообще не работает. Но это по большому счету мелочи. Достоинства новой системы, а именно обезличенность участника, открытость и доступность, практическая невозможность так называемых «договорных» торгов, перевешивают.
- Как это сейчас выглядит на практике, Александр Васильевич? С чем столкнусь, например, я, как руководитель предприятия, если захочу стать участником размещения заказа на электронной площадке?
- Сначала вы получаете электронно-цифровую подпись в удостоверяющем центре. Потом регистрируете свое предприятие как участника торгов на той или иной электронной площадке. Перечень необходимых для этого документов есть на сайте площадки. Общие расходы на указанные процедуры символические, всего несколько тысяч рублей. После мониторинга информации электронной площадки определяете интересующий Вас заказ и формируете заявку. Заявка состоит из двух частей. Первая часть попадает на рассмотрение аукционной комиссии комитета обезличенно под определенным номером. Это исключает проявление какого-либо пристрастия. Допуск к аукциону участник получает лишь при условии соответствия заявки аукционной документации. Аукцион проводит сама площадка. После аукциона торговая площадка присылает в комитет вторую часть заявки. Если документы соответствуют требованиям закона, то Ваше ценовое предложение сравнивается с предложениями других участников. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену исполнения заказа. Вот и все.
- А может быть и такой случай, что заявка участника, предложившего на аукционе наименьшую цену, не проходит? Например, из-за неграмотного оформления документов...
- Может. Тогда заказ отдается участнику, сделавшему следующее за ним ценовое предложение.
Все это предпринято ради достижения максимальной прозрачности и реальной конкуренции на торгах. Чтобы могло участвовать как можно большее количество желающих, реально шло снижение цены и чтобы бюджетные средства расходовались максимально эффективно. Насколько полезен для государства новый порядок, можно судить по следующим цифрам. За минувшие полгода экономия бюджета по госзаказу Ставропольского края составила 420 миллионов рублей - 12,6 процента от первоначально выставленных на торги сумм. В прошлом году эта цифра была вдвое меньше - всего 200 миллионов рублей.
- Давайте поставим себя на место простого обывателя, рядового налогоплательщика. Сначала ему объясняли создание вашего комитета необходимостью отделения заказчика от самой процедуры торгов - как уполномоченный орган исключительно ради достижения прозрачности торгов и эффективности размещения заказов. Затем и у вас отобрали право проведения аукционов, выделив их на отдельные площадки. Что они все крутят, подумает обыватель, и будет прав. Тем более что скандалов вокруг торгов не убывает.
- Все объяснимо: дело новое, поэтому идет поиск наиболее оптимальной формы удовлетворения потребностей государства в товарах, работах и услугах. У общества действительно много претензий к порядку расходования бюджетных средств, вы это сами видите по критике в СМИ. Хочу напомнить, что в ответ на эту критику еще год назад Президент страны Д. Медведев поставил задачу создания Федеральной контрактной системы. Сформировать, говоря словами руководителя страны, «механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учетом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надежный мониторинг их исполнения». Мы сейчас стоим накануне кардинального пересмотра всей системы госзакупок. Ведь это ненормально, когда чуть ли не ежеквартально вносятся изменения в наш 94-й закон о закупках. Явный признак того, что он несовершенен и отстает от требований времени. Насколько мне известно, Минэкономразвития страны уже подготовило новый Федеральный закон о государственной контрактной системе. Скорее всего, он уже к 1 сентября будет внесен в Правительство РФ и, возможно, вынесен на широкое обсуждение в обществе. Мы ожидаем новации в планировании, прогнозировании и размещении закупок.
- В чем именно, если не секрет? И почему участники прошедшей в конце июля в Улан-Удэ Всероссийской конференции по госзакупкам направили даже открытое письмо президенту Медведеву?
- Как раз это письмо - проявление позиции сохранить 94-й ФЗ, при необходимости слегка его подкорректировав. Наш комитет больше склоняется к тому, что стране нужна новая правовая база в виде закона о Федеральной контрактной системе. Мы разделяем положения проекта Минэкономразвития. К примеру, предполагаются новации в части расширения видов размещения товаров и услуг. Ведь не очень хорошо, когда все сводится к аукционам. Да и не оправдал себя единственный сегодня критерий закупок - низкая цена. По самой низкой цене скорее всего можно закупить только самую низкосортную продукцию. А если она предназначена детям, для школ и детсадов? Не отсюда ли начинаются проблемы с питанием в детских учреждениях? Весь мир оперирует понятием соотношения цены и качества. Пора и нам к нему переходить.
Есть проблемы с размещением заказов первичным муниципальным звеном - поселенческим. И кадры там не всегда способны вовремя и грамотно сформировать и разместить заказ, и суммы разыгрываются не ахти какие, да и подрядчиков для работ в отдаленных селах не всегда найдешь. Поэтому сплошь и рядом случается, что вроде и деньги у муниципалитетов есть, а расходовать их в срок не получается. В этой связи мы, например, разделяем предложения поднять планку закупок у единственного поставщика со 100 до 250 тысяч рублей в квартал. По статистике по котировкам, то есть до 500 тысяч рублей, сейчас в стране размещается всего 4 процента всех бюджетных средств. И если даже половина из них пройдет без торгов, то зла большого не будет. Зато в самом низовом муниципальном звене будет более ритмичный процесс исполнения бюджета.
Или еще очень важный момент. Сегодня наш контроль за использованием бюджетных средств заканчивается на уровне конкурсных процедур. То есть разыграли деньги - и все. Дальше контролирует заказчик и очень редко - счетная палата и подобные ей структуры, так как они не в состоянии оперативно проверить несколько тысяч заказчиков. Сейчас прорабатывается идея продолжения контроля вплоть до исполнения контрактов.
- На тему контроля госзакупок, вернее, его полного отсутствия, любой наш читатель может говорить долго. Я этот вывод делаю по письмам читателей. Набили оскомину излишества в размещении заказов государственными и муниципальными структурами. То автомобиль самой крутой комплектации проскочит, то шикарная мебель. Да и те же компьютерные томографы по двойной цене, о которых говорил президент страны. Что делается, Александр Васильевич, вашим комитетом, чтобы такие излишества остановить?
- По поручению губернатора мы с этого года начали проводить мониторинг рынка и вести реестр цен. Когда заказчик приходит с заявкой на закупку того же автомобиля, то мы указываем ему рамки цены. Не самая, разумеется, низкая. Но и не самая крутая. Средняя. Иначе заявка не пропускается на торги. В этом году у нас, к примеру, 234 заявки вызвали сомнения по причине завышенной цены. 48 из них мы вернули заказчикам из-за того, что цены не соответствовали рыночным. Больше всего нарушений у муниципальных заказчиков. В ближайшие два месяца мы планируем провести шесть зональных обучающих семинаров, где постараемся обратить внимание на порядок формирования документации и обоснования цен.
Но хочу отметить, что в бесконечных разговорах об излишествах в госзакупках еще много наносного. Те же дороги. Сравнение стоимости прокладки километра шоссе у нас и в Европе, например, некорректно. Там берется только стоимость дороги, а у нас - все обустройство трассы, включая развязки с мостами, перенос коммуникаций и так далее. Или по медицинскому оборудованию. Есть базовая комплектация, ее стоимость можно посмотреть в Интернете. А есть - с дополнительными опциями плюс гарантийное обслуживание на несколько лет. И оно порой может на десятки процентов удорожить в цене само оборудование. Стоимость этого в информационных сетях, разумеется, не указывается, а если и указывается, то не очень понятно для обывателя. Люди же чисто механически сравнивают и возмущаются.
- Александр Васильевич, у некоторых бизнесменов бытует мнение, что в сферу госзакупок лучше не соваться. Что там все давно схвачено и поделено, и пытаться в наше время выиграть аукцион или, там, конкурс - зря тратить время. Что бы вы сказали таким руководителям?
- Что это абсолютно ошибочное убеждение. Здесь очень к месту перефразировать известную пословицу: не так страшны торги, как их малюют. Вся реформа системы госзакупок направлена на то, чтобы как можно большее число предпринимателей участвовало в них. Поверьте, мы тоже в этом заинтересованы, потому что чем больше число участников, тем выше будет достигнутая экономия бюджета. Именно из-за слабой активности бизнеса 20 процентов заказов ушло в прошлом году за пределы края, предприятиям, зарегистрированным в Краснодарском крае, Ростовской области, Дагестане. В деньгах это 2 миллиарда рублей. Значит, и зарплата с них, и налоги осели у соседей.
Так что дерзайте, и удача придет.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru