Вы здесь

Гены и злодейство

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Гены и злодейство
Елена ЧУРЮДА

Полиция края начала заносить в свои базы ДНК каждого преступника, у кого, что называется, «руки по локоть в крови». Пока это нововведение касается только насильников и педофилов, которых в Ставропольском крае, судя по последним событиям, развелось немерено. Обязанность вести учет опасных и особо опасных лиц легла на плечи экспертных подразделений МВД и сотрудников УФСИН.
Еще в конце 2008 года был принят Федеральный закон №242 «О государственной геномной регистрации в РФ». С января этого года он вступил в законную силу. Согласитесь, люди не ангелы и не могут пройти по земле, не оставляя следов. Вслед за ними всегда тянется тоненький шлейф частиц нашей же плоти - кожи, слюны, пота, волосков и тому подобное. Благодаря нововведению осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления не уйдут от наказания, если вздумают пойти на рецидив. Собирают гены преступников в колониях, где они отбывают срок.
- Мы только берем кровь из пальца осужденного и направляем ее в лабораторию МВД, - рассказывает главный специалист медицинского отдела управления федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю Денис Михайлов. - Исходя из возможности лаборатории, в настоящее время мы отправляем на экспертизу только кровь насильников и педофилов, потому что, как правило, их «грехи» вызывают широкий общественный резонанс. Несколько сотен преступников уже прошли процедуру. Постепенно к ним присоединятся убийцы, разбойники, грабители, террористы и бандиты.
Иметь закрепленную за каждым учреждением тюремного ведомства лабораторию - слишком дорогое для нашего края удовольствие. Да и аппаратура не позволяет делать такое количество экспертиз, но данное направление динамично развивается, и в ближайшие годы подобным базам биологических данных не будет замены.
- На сегодняшний день мы комплектуем нашу лабораторию еще одним прибором для ДНК, - говорит начальник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД РФ по СК Сергей Доценко. - Наши лаборанты формируют две базы данных. В одну входят следы, изымаемые с мест происшествий, в другую - сведения об осужденных. Это позволяет нам стыковать следы с мест нераскрытых преступлений и лиц, отбывающих наказание.
Как это помогает раскрытию самых запутанных преступлений, С. Доценко не объяснил, поскольку ни по одному из дел еще не вынесен приговор. Сказал только, что подобная практика уже дает свои положительные результаты. За 9 месяцев этого года в крае проведено 620 анализов ДНК, из них по следам, оставленным на месте преступления, удалось привлечь к уголовной ответственности 263 человека. Помимо этого, проведено более тысячи сравнений, 12 из которых совпали.
Иногда следователям приходится сличать ДНК десяти, двадцати, сотни и более подозреваемых, чтобы выйти на того единственного преступника. Но бывает, что злоумышленника нет в списке подозреваемых. На допросы вызывают совершенно других людей, подчас из кого-то даже «выбивают» показания, а настоящий преступник планирует следующие злодейства.
Почему этому уделяется так много внимания? Оказывается, на сегодняшний день это самый информативный и очень точный метод, позволяющий однозначно идентифицировать человека. До сих пор у паспорта было лишь одно преимущество перед ДНК. В документе есть имя владельца и фото, а в генах ничего подобного нет, кровь и слюна всегда безымянны. Но если человек уже попадался на преступлении, найти его второй раз будет легче. Однако кровь на определение ДНК будут сдавать только осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также получившие срок за сексуальное насилие и педофилию. То есть человека, попавшего за решетку за аварию или банальную кражу, трогать не будут.
При всех плюсах анализа ДНК у него есть один нюанс - он никогда не дает стопроцентной гарантии. Эксперты расшифровывают не всю цепочку генов, а определенную ее часть, чтобы получить достаточную вероятность, скажем, один на миллиард. Обычно такое соотношение означает, что преступник взят. Но бывают уникальные совпадения. Например, однажды в Англии взяли подозреваемого в изнасиловании, у которого анализ показал как раз такую миллиардную вероятность. Потом выяснилось, что подозреваемый - импотент. Только это и спасло его от срока, иначе бы ничего не доказал. Лишь через некоторое время местная полиция нашла настоящего насильника.
- Хранить данные будут 80 лет, - пояснил С. Доценко. - То есть то, что мы сегодня создаем, уничтожат уже после нашей смерти. Да, кстати, закон предусматривает и добровольную процедуру сдачи анализов на ДНК. Но жители края неохотно на нее соглашаются. Причиной всему - финансовый вопрос. Например, чтобы установить отцовство, нужно выложить порядка 15 тысяч рублей. Согласитесь, у кого есть деньги, тот и так будет воспитывать, неважно, своего или чужого, ребенка, а у кого их нет, тот станет уклоняться от уплаты алиментов, будучи даже биологическим отцом.
Также правозащитники надеются, что геномная регистрация поможет выявить и судебные ошибки.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет