Вы здесь

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ
Елена ЧУРЮДА

Уполномоченный по правам человека - во многих случаях последняя инстанция, куда может обратиться гражданин, недовольный действиями государства по отношению к себе и своим близким.
Какие из госорганов вызывают наибольшее количество жалоб? Могут ли усилия омбудсмена повлиять на качество работы правоохранителей? А также о многом другом рассказал журналистам уполномоченный по правам человека в Ставрополь-ском крае Алексей Селюков. Поскольку в этом году отмечается 10-летие со дня создания института уполномоченного по правам человека в крае, свою пресс-конференцию главный омбудсмен начал не с цифр статистики, а с истории.
- Среди субъектов федерации, которые учредили этот институт, мы были двадцатыми, - сказал А. Селюков. - Сейчас в России 66 омбудсменов. Тем не менее по-прежнему некому защищать права граждан в Новосибирской, Тамбовской, Мурманской, Владимирской, Курганской, Тульской, Тюменской областях, а также в некоторых республиках Северного Кавказа. Даже в самой Москве омбудсмен появился только в прошлом году.
Основная функция уполномоченного - защищать права и свободы человека по обращениям граждан. Так, за прошлый год А. Селюков рассмотрел 3898 письменных и устных обращений, что на 13 процентов меньше, чем в позапрошлом году.
- Для меня обращения граждан - не только юридическая деятельность, но и политическая, - заявил краевой омбудсмен. - За счет правильно поставленной работы с гражданами снимаются конфликты между властью и человеком. Это как социальный клапан, который сбивает постоянно возникающее напряжение в обществе.
Семьдесят пять процентов поступающих обращений касаются нарушений прав граждан органами местного самоуправления. Вторую строчку занимают нарушения краевых властей. На них приходится 21 процент всех обращений. Жалуются и на федеральную власть. Все это происходит из-за низкой юридической культуры, коррупции, личных интересов чиновничества, отсутствия надлежащего финансирования.
Так, жители ул. Федосеевой и Свободной Октябрьского района г. Ставрополя (всего 163 человека) обратились с жалобой. Дело в том, что раньше они пользовались проходом через двор Ставропольского геронтологического центра, и вдруг им закрыли эту дорогу, посчитав, что маршрут опасен для жизни и здоровья. Благодаря А. Селюкову решение проблемы все же нашлось. Дорогу отремонтировали. Хотя это можно было сделать и без вмешательства краевого омбудсмена.
Были и более циничные случаи. Например, в прошлом году в Ставрополе 93-летняя женщина, ветеран Великой Отечественной войны, получила «платежку» за коммунальные услуги. Мало того что сумма в чеке была явно завышена, так еще за ней числился громадный долг, притом что пенсионерка исправно оплачивала коммуналку. Сердце старушки не выдержало, и она умерла. Позже выяснилось, что сотрудники управляющей компании просто перепутали фамилии.
- Когда мы разобрались в этом случае, то заставили управляющую компанию уволить нерадивых сотрудников и извиниться, - сказал А. Селюков. - Правда, извиняться уже было не перед кем, у бабушки нет ни родных, ни близких.
Кстати, около 400 жалоб поступило именно на неправильную оплату коммунальных услуг. Во-первых, поставщики коммунальных ресурсов торопятся взыскивать плату по общедомовым счетчикам, так как по закону люди должны платить по ним лишь с июля 2012 года.
- Во-вторых, что касается установки самих общедомовых приборов учета, я считаю, что этот закон неудачный и протащен лоббистами, поскольку поставщики коммунальных услуг хотят возложить на население контроль за правильным расходованием электроэнергии, водоснабжения и т.д. Это то же самое, что, например, прийти на рынок, купить яблоки и попросить продавца их взвесить, а он скажет, мол, ты мне сначала весы купи, а потом я тебе взвешу.
Почему общедомовые счетчики должны устанавливаться за счет граждан? Нам говорят, что власти готовы оплатить гражданам эти счетчики. Ну, если хотят, то пусть помогают поставщикам коммунальных услуг. Ведь правильно и справедливо было бы, чтобы общедомовые счетчики устанавливались за счет поставщиков. В-третьих, оплата должна производиться отдельно по индивидуальным счетчикам и отдельно по общедомовым.
Немалую долю занимают нарушения медицинскими, правоохранительными, следственными и судебными органами, которых за прошлый год поступило 784. Больше всего жалуются на несправедливость и на необъективность принимаемых решений данными ведомствами. Да что греха таить, когда лишь иногда дела раскрываются с точным соответствием процессуального законодательства, а зачастую просто с применением физического насилия или обмана. К сожалению, эта слабость правоохранительных органов несет тяжелые последствия.
Вопиющий случай, которым омбудсмен занимается вот уже два года, произошел в 2009 году в Новоселицком районе. 14-летнюю девочку-даргинку в собственном дворе изнасиловал сосед. Потерпевшая рассказала о случившемся своему дяде, но он только накричал на племянницу. Тогда она пошла в милицию и написала заявление. Но, несмотря на явные признаки насилия, следователь отправил ее домой, так и не возбудив дело. Ребенку ничего не оставалось, как покончить жизнь самоубийством.
К уполномоченному по правам человека обратилась мать девочки. В настоящее время удалось добиться лишь возбуждения уголовного дела на дядю по факту доведения до самоубийства. Ни следователь, ни сосед-насильник до сих пор не наказаны.
Несмотря на это, в крае появился уполномоченный по правам ребенка, А. Селюков по-прежнему занимается защитой прав и законных интересов женщин и детей. Отсутствие жилья, рост цен, безработица, низкие заработные платы, пенсии, пособия, а также ненормированный режим работы во многих коммерческих организациях охватывают самые незащищенные слои нашего общества.
Например, двое несовершеннолетних по выходе из детского дома потребовали у администрации района жилье. Но администрация им отказала, ссылаясь на то, что у них есть родительский дом. Дом действительно есть, но он непригоден для жилья. Ребята обратились в суд с иском к администрации и... проиграли. Подали кассационную жалобу и направились за юридической помощью к
А. Селюкову. Краевой суд отменил решение районного суда и обязал админи-страцию выделить детям квартиру.
- Есть примеры, когда мы пишем заявления в Европейский суд, - говорит краевой омбудсмен. - Отдельные адвокаты только за одно заявление в эту инстанцию берут до 50 тысяч рублей.
Обращаются к уполномоченному и из мест лишения свободы. Вот одно из обращений: «По выпуске из детского дома мне не предоставили жилье. По этому вопросу я обратился к местному начальнику органа опеки, но он сказал, что если я найду работу, то мне выделят квартиру. Я объяснил ему, что не могу устроиться на работу, так как у меня нет прописки. На что он сказал, что это его не волнует. Я жил на съемных квартирах. Но последнее время мне нечем было платить за жилье, поэтому я стал воровать, пока не попался. Теперь ближайшие несколько лет моим домом будет тюрьма. Прошу оказать мне юридическую поддержку в защите моих прав на жилье».
- Польский омбудсмен сравнил уполномоченного с собакой, которая лает до тех пор, пока не придет хозяин и не разберется, - сказал в завершение встречи А. Селюков. - Конечно, грубовато сказано, но очень точно.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет