Вы здесь
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).11.07.2012
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ
Начало в СГВ № 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 2012 г.
Наверное, с обманутых дольщиков сечинцы начали потому, что это избиратели. Как ни крути, а их больше ста человек. Хотя активных вроде, которые и стоят за Наумкиным, всего два-три десятка. Но и это люди. Электорат! С ним шутки плохи. Дай бог, у центра дойдут руки и до остальных эпизодов Бестужевской одиссеи. В тот же день в аппарате правительства края узнал, что Наумкин едет на встречу не один. Таких, как он, жалобщиков, набрали двадцать с лишним человек. Всех привезут автобусом туда, где гость из Москвы будет закладывать первый камень в строительство агропромышленного комбината. После церемонии открытия назначен прием граждан. Надо полагать, под телекамерами. Добрый и справедливый Большой дядя из столицы наводит в губернии порядок? Как-то все это не натурально. Но другого - не будет. Искусственный цветок - тоже цветок. Хотя и не пахнет, но... стоит в вазе дольше.
Наумкин спросил, рассказывать ли об остальных художествах команды Бестужего? Я ему это не посоветовал. Сечин может увидеть во всем этом неуклюжую попытку вложить в требования обычного жалобщика, каким является Наумкин, целую программу местной оппозиции. Ведь Наумкин не может знать всех Бестужевских грехов, во всяком случае, их деталей, в силу своего положения обыкновенного гражданина. А тут он объективно выступит парламентером от фронды. И не факт, что это Сечину понравится. Можно пересолить. Дипломатия в политике - первейшее дело.
Уже через неделю после встречи Наумкина с Сечиным по факту выделения 47 гектаров на Чапаевке было возбуждено уголовное дело. Получается, что встречался не зря. Но это я узнал потом.
28
Не успел Сечин уехать, как разорвалась бомба: Следственный комитет сбросил информацию о задержании Леонида Козлова - общественного помощника Бестужего. Сделано это было при попытке получения им десятимиллионной взятки, первой части из общих пятидесяти миллионов.
Услышав об этом, оставалось только руками развести. Это надо же! Общественность бузит, газеты разоблачительные статьи печатают, следователи из Москвы с выездной проверкой работают и открывают уголовные дела, ревизор из столицы в ранге вице-премьера только что в крае побывал, а этим ребятам все нипочем! Они продолжают брать взятки и набивать карманы! Да, какие же железные нервы надо иметь, какую поддержку за спиной чувствовать? Эти ребята крепкие орешки, и охота за ними будет долгой. Во всяком случае, завтра не закончится, это точно.
То, что именно Козлов является одним из посредников между Бестужим и покупателями муниципальной земли, поговаривали давно. Но сам я с ним знаком не был. Только видел со стороны. Этот благообразный 75-летний старикашка с прической «божий одуванчик» был известен всем в коридорах городской власти. Работал там еще с советских времен. И хотя давно вышел на пенсию, оставался человеком заметным и незаменимым. На нем лежала организация торжеств, празднования дней рождения и прочего подобного, чего в большом коллективе, каковым является администрация города, хватает. Любитель и хороший рассказчик анекдотов, балагур, он легко находил общий язык со всеми. Про то, что он посредничал в щекотливых делах прежнего мэра, поговаривали давно. Выходит, продолжил заниматься этим и при мэре новом. Не зря же постоянно крутился в его приемной.
Журналисты сбегали в администрацию и принесли подробности операции. Дедуля взял сумку с деньгами прямо в холле, куда ее принес ему риелтор. Тоже посредник. Взял со словами: «Какая тяжелая, наверное, деньги принесли?» Ну, никакой осторожности! По версии следствия, взятка предназначалась за постановление главы администрации о выделении в аренду под застройку пятигектарного участка муниципальной земли. Деда вроде при виде оперативников чуть кондрашка не хватила, отпаивали таблетками. Повязали при всех, тут же с понятыми стали исследовать содержание сумки, пересчитывать купюры. В общем, картина была еще та. В администрации теперь никто не работает, все только и обсуждают случившееся.
- А ты не хочешь узнать, что делало в этот момент первое лицо? - таким вопросом ответил знакомый в администрации на звонок рассказать, что он знает про арест Козлова.
Конечно, я очень хотел. Как можно быстрее, потому что требовалось больше подробностей в номер. По словам знакомого, Бестужий, как только узнал о происходящем в холле, в одной рубашке через черный ход вылетел во двор администрации, прыгнул в машину и умчался. Даже телефон оставил на столе. С тех пор вот уже четыре часа его нигде нет. Следователи вынуждены были допрашивать заместителя главы администрации на предмет того, кто такой Козлов, какое он имеет отношение к городской власти и прочее. Вроде вся сумма взятки - пятьдесят миллионов. Десять миллионов, на которых погорел Козлов, всего лишь аванс. Остальные он должен был получить через неделю, в момент подписания договора аренды. Всю операцию оперативники разрабатывали не одну неделю, установили слежку, прослушку и прочее, что в таких случаях делается. Теперь все будет зависеть от Козлова. Если он скажет, что брал себе, то предъявят мошенничество. Потому что он всего лишь общественный помощник главы администрации, то есть человек, в должностные обязанности которого не входит выделение земли под застройку. А значит, обещая протолкнуть постановление о выделении земли, он всего лишь разводил клиента. Если же расколется, что брал взятку для Бестужего, то тому крышка. Его точно арестуют. Тут уже организованное преступное сообщество просматривается, и мера пресечения только одна - арест.
- А Козлову суд уже определил меру пресечения?
- Еще нет. Скорее всего, завтра будет рассмотрение. Конечно, дед человек грамотный, и не может не понимать разницу между мошенничеством и вымогательством взятки должностным лицом. И будет цепляться за первое. Тогда получит не больше пяти лет, и может, даже условно. И возраст, и заслуги. С другой стороны, если пойдет на сотрудничество со следствием, то может вообще отделаться легким испугом, пройти по делу как свидетель. А Бестужий и его команда загремят по полной.
- Адвокаты, конечно, ему распишут, что и как говорить. К нему уже их допустили?
- Не знаю. Но к следователям они уже ходили. Ты будешь смеяться, но это те, которые обслуживают Бестужего. Одна компания! Вообще, жалко деда. Хороший человек, но он же еще и больной, по своим годам. В зоне и года не протянет. Зачем полез в эту историю?
- А что с тем, кто принес деньги?
- О нем пока ничего не знаю. Вроде это риелтор, который подбирал землю для строительной фирмы и был посредником. А может - и подставной человек от органов.
Уже к концу дня пополз слушок о том, что не все было гладко в самой процедуре задержания Козлова. Когда уже шла операция, кто-то сверху вмешался, и в самый разгар оперативных мероприятий поступила команда «отбой». Но оперативники вроде ослушались и поспешили завершить начатое. Поэтому не дождались, когда деньги дойдут до адресата - Бестужего, схватили с ними Козлова. Так что успехом силовиков это вроде и назвать нельзя. Топорная работа.
Бестужий появился на работе на следующий день. Как ни в чем не бывало прошел в свой кабинет и начал с короткого совещания. На нем не моргнув глазом объявил, что все произошедшее вчера - провокация. Не первая и, надо полагать, не последняя. Он доложил об этом губернатору. Призвал всех быть бдительными, на новые провокации не поддаваться. Выходит, за ночь разобрался в ситуации и получил какие-то гарантии.
Примерно то же сказал на своей планерке и Гаевский. Процедил сквозь зубы, что следствие разберется. И что оснований для большой тревоги нет. Но выглядел губернатор явно не радостным.
Суд избрал мерой пресечения для Козлова домашний арест. Но уже через неделю его «закрыли». Якобы был замечен в контактах, которые могли нанести вред следствию. Поговаривали, что его отправили в тюрьму соседнего Владикавказа, славящуюся своими совсем не джентльменскими порядками.
- Признается, там и не таких ломали, - судачили по этому поводу в городских кругах.
Через пару дней после начала операции против Козлова прокуратура сбросила всем редакциям информацию о том, что она опротестовала положение об общественных помощниках главы администрации. Якобы оно не соответствует закону о муниципальной службе и должно быть отменено. Что Бестужий своим распоряжением и сделал. Оповестив об этом прессу. В сообщении пресс-службы подчеркивалось, что общественные помощники играли важную роль в работе администрации с населением, но поскольку их стали разыгрывать как политическую карту, глава принял решение упразднить этот «полезный для горожан институт». Пресс-служба умолчала о том, что удостоверения общественных помощников имели всего несколько человек. В том числе Быстров и сын самого Бестужего Антон. Надо полагать, все посредники, как Козлов? Вот тебе и «важная роль».
Хотя это как понимать. Кому-то и бабки таскать - важная роль.
29
Выборы прошли с большим успехом для правящей партии. Она получила пятьдесят с лишним процентов голосов в Федеральной думе. Туда из края попали аж пять человек. В краевом центре партия тоже набрала пятьдесят процентов. Это было тем более удивительно, что на выборах полгода назад, когда избирались депутаты городской думы, партия набрала всего 39 процентов. Ходили слухи о том, что накануне голосования Бестужий собирал председателей участковых избирательных комиссий и под страхом увольнения с муниципальных должностей, - а они все были муниципальными служащими, - требовал обеспечить
победу партии. И вроде повсеместно наблюдалось вбрасывание дополнительных бюллетеней. Но за руку никого не схватили, итоги голосования были признаны.
- Это значит, что у губера появились дополнительные аргументы в защиту Бестужего, - делали вывод в городе. - Теперь Гаевский может заявлять везде, в том числе и в столице: Бестужий обеспечил нам победу на выборах, его надо сохранять и дальше на этой должности. Во всяком случае, до президентских выборов.
Как в воду глядели. Перед самым Новым годом Гаевский давал интервью ведущим телеканалам края. На вопрос «Как вы относитесь к положению дел в краевом центре, к скандалам, которые сотрясают городскую администрацию, к возбуждению в отношении некоторых ее работников уголовных дел?» ответил буквально следующее: «Дела в городе идут неплохо. Туда пришли новые кадры, многое делается для улучшения работы городского хозяйства. Бестужий показал себя умелым, грамотным управленцем. Что касается уголовных дел, то там много наносного. Я уверен, что следствие и суд во всем разберутся».
Несомненно, пресс-служба губернатора перед выпуском просматривала запись интервью. И могла бы нежелательный вопрос, как и ответ на него, убрать. Но оставила. Выходит, сознательно. Сочла и вопрос, и ответ на него желательным и нужным. Гаевский в очередной раз открыто поддержал Бестужего. И здесь он пошел ва-банк. Дал понять и силовикам, и всему краевому управленческому бомонду, что Бестужий у него под защитой. И что он, губернатор, высшее должностное лицо края, высоко его ценит и будет за него бороться.
Ну что же, ему виднее, кого поддерживать. Поддержит ли после этого его бомонд - вопрос. Силовики-то вряд ли уже отступятся. Но вот то, что общественное мнение еще теснее свяжет их в одно целое, и не самое чистое целое, это бесспорно. И на прямых губернаторских выборах, которые ожидаются уже через полтора года, ему голосов не прибавит.
Дальнейшее развитие событий показало, что это была большая ошибка Гаевского.
30
Президентские выборы были намечены на март. Если согласиться с версией, что Бестужий обеспечил победу на предыдущих выборах, то до следующих его точно не тронут. Чтобы и на этих выборах обеспечил победу. А может, наоборот: тронут. Дабы показать народу, что власть очищается. Одним словом, вопрос, работать или не работать Бестужему, гулять ему или не гулять на свободе, остается открытым. И обсуждается на каждом углу.
Следователи, похоже, вошли во вкус. Преподнесли горячую новость: арестованы еще двое чиновников администрации.
Одного вроде взяли прямо в банковском хранилище, где он пытался взять из ячейки двадцать миллионов, оставленных там накануне очередным покупателем земли. Другого - прямо в кабинете, когда получал пятидесятитысячную взятку. За какую-то мелочь: то ли продление договора аренды, то ли продление разрешения на строительство.
Было похоже, что силовики заметают всех подряд возле Бестужего. Своеобразная тактика выжженной земли. Но и сама Бестужевская компания хороша, неужели в них не проснулось элементарное чувство осторожности? Ведь дураку понятно, что они сейчас под колпаком. Что их прослушивают, что отслеживают чуть ли не каждый шаг. Так остановитесь! Нет. Наверное, так втянулись, что все время хочется. Брать и брать. Своего рода жажда. Наркотическая зависимость от бабла.
Но это были еще не самые важные новости. Самая главная - это та, что Козлов разговорился. Вроде бы начал давать показания, кому должен был передать взятку. И этот кто-то оказался Бестужий. Новость эту принес один серьезный адвокат, ему можно было верить. Но если так, то главные события еще впереди.
За предвыборной суетой, за арестами и другой возней вокруг администрации как-то забылось о решении налоговой инспекции по Бестужему. А ведь оно должно было подписываться где-то неделю назад. Это же надо, прозевал! Просто непростительно для главного редактора забывать такие вещи.
Вышел на одноклассницу. Может быть, хоть на этот раз она решится и поможет получить документ.
- Решение подписано, - ответила та с неохотой.
- А можешь ли скопировать?
- Что ты, у нас тут такой шухер после того, как твоя газета рассказала про акт и шестьдесят четыре миллиона! Всех строго-настрого предупредили: никому ничего не давать. Даже следственным работникам! Иначе, грозят, можно самим залететь под следствие. За разглашение налоговой тайны.
Ну, насчет следственных работников - это ты загнула. Это они еще не знают. А узнают, так придавят, что никуда не денетесь, на блюдечке с голубой каемочкой поднесете.
Нет, женщины в расследованиях не союзники. Придется действовать через своих людей. Взял пухлую записную книжку с адресами, начал листать. Так, кто у нас хоть какое-то отношение имеет к налоговой службе? Один раньше там работал. У другого там вроде родственник трудится. Третий - в друзьях с налоговиками...
Таких набралось десятка полтора. Два следующих дня, чуть выдавалась свободная минута, листал книжку и обзванивал. Потрепаться о Бестужем готовы были все и с большим удовольствием. На просьбу помочь достать решение прямо не откликнулся никто. Мол, это вряд ли, здесь налоговая тайна. Ее разглашение - подсудное дело. Такие документы в инспекции держатся за семью печатями. Не обессудь.
Какие все правильные. Аж тошно. Ну что же, на нет и суда нет. Как статьи разоблачительные читать и в ладоши хлопать - так все мастера. А как помочь и чем-то своим рискнуть - так сразу в кусты. Гражданская позиция - это не про вас, дорогие мои знакомые. С вами в разведку не сходишь.
Выходило, что сенсация откладывалась.
Новый год в России - год обмена поздравлениями и подарками. Редакция газеты в этом плане мало отличается от любой другой конторы. Конверты с поздравлениями приходят на дорогих открытках, обычных листах бумаги и даже на ученических, в линейку, страничках.
Когда исполнительный редактор Наталья Макагонова разбирала все это добро, из невзрачного серого конверта с ничего для нее не говорящим адресом отправителя выпала флешка. Наверное, очередной графоман прислал сочинение, подумала она. Нашла время открыть флешку только через два дня. И прибежала ко мне с круглыми глазами:
- Сан Саныч, нам, наверное, ошибочно, прислали решение налоговой инспекции по Бестужему!
Нет, не ошибочно. Просто кто-то из тех, кому я звонил и кто тогда отказал, теперь таким нехитрым образом, инкогнито, выполнил все же мою просьбу. И свой гражданский долг. Потратившись даже на флешку.
Продолжение в следующем номере.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru