Вы здесь

БАНДИТСКИЙ ПЯТИГОРСК

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

03.10.2012
БАНДИТСКИЙ ПЯТИГОРСК
АЛЕКСАНДР ЕМЦОВ

Хроника преступлений группировки Попова
Начало в СГВ № 38, 39 2012 г.
Банда отнеслась к выполнению заказа предельно серьезно. С мая до середины июня установила за Моховой скрытое наблюдение. Щербинин выяснил, где она живет и работает. До смерти Моховой он не дожил - его самого, как мы уже выше рассказали, «поповские» убили. Но поскольку Щербинин находился «под ним, Поповым», то теперь, после его смерти обязанность выполнить заказ ложится именно на него, Попова. Так сказал вожак.
И передал все данные Бутько и Муравьеву. Те стали целыми днями следить за Моховой из машины. Проанализировав собранную информацию, Попов, Бутько и Герус решили расправиться с жертвой прямо возле университета, в момент ее прибытия на работу. Для этого Поповым где-то был приобретен автомат Калашникова с полным рожком патронов. А также автомобиль ВАЗ-2107 на рынке в Невинномысске за 33 тысячи рублей - для отхода на нем с места преступления.
24 июня, где-то в половине одиннадцатого утра, банда заняла свои позиции. Герус с Бутько прибыли на «семерке» в район пересечения улиц Малыгина и Козлова, где стали ждать «Форд Фокус» Моховой. Муравьев на своей «семерке» припарковался чуть поодаль, на улице Бульварная, где должен был ждать Бутько и Геруса после совершения убийства. Около одиннадцати часов, когда Мохова уже подъезжала к зданию университета, путь ее машине преградила машина Геруса. Из нее выскочил Бутько в маске и начал стрелять очередями из автомата в Мохову. 14 пуль попали в жертву. Смерть наступила мгновенно.
После убийства Бутько бросил автомат на месте преступления, запрыгнул в машину. Герус рванул с места. Машину и маски бросили во дворе дома № 23 по улице Кучуры. После этого пешком дошли до машины Муравьева, который развез их по домам.
5
Заказные убийства банда регулярно чередовала с убийствами тех, кто по тем или иным обстоятельствам вставал на их пути. В 2003 году Попов еще утверждался в преступном мире. У него было немало конкурентов, а то и просто соперников.
Одним из них был 52-летний криминальный авторитет Александр Накохов, пользующийся большим весом в преступной среде и имевший кличку Банако. Он жил в пятигорском «Интуристе» и, по некоторым данным, был «смотрящим» за Пятигорском. Помогал, разумеется, за деньги, предпринимателям, если у тех возникали проблемы в криминальной среде. Свидетели на суде показывали, что он плохо относился к Попову. Зато состоял в дружеских отношениях с Жураковским, по прозвищу «Пухлый». С ним открыто враждовал Попов, и, как мы увидим дальше, последний, утверждаясь в преступном мире, организовал настоящую охоту за ним и его окружением. Безжалостную и кровавую.
Попов принял решение убить Накохова в середине июля. Он последовательно зачищал криминальное пространство, как настоящий хищник освобождая территорию для себя. Сделать это поручил Муравьеву, Бутько и Шестакову. Последний должен был быть непосредственным исполнителем.
Накохов часто посещал некую гражданку К. на улице Университетской. Туда вечером 17 июля и прибыли Бутько с Муравьевым. Убедившись, что накоховский «Мерседес Бенц - 320» стоит во дворе, они съездили на своей «девятке» за Шестаковым. Тот уже ждал их дома с газовым пистолетом, переделанным под стрельбу боевыми патронами. Где-то в полдесятого вечера Бутько с Шестаковым вернулись во двор по улице Университетской и стали ждать Накохова. Муравьев на другой машине припарковался на улице Козлова, прямо возле здания Пятигорской администрации. Он должен был контролировать пути отхода убийц и предупредить их в случае появления милиции, которая по понятной причине часто дежурит в этой части города.
Накохов вышел из подъезда без десяти десять и сел в свой «Мерседес». Шестаков стремительно подошел и с расстояния двух метров восемь раз выстрелил в него. Шесть пуль достигли цели, причем четыре причинили смертельные ранения. Жертва скончалась на месте. Пистолет забросил на крышу. Через месяц его найдет рабочий, производящий ремонт крыши. И случайно даже выстрелит из него. Но сообщит об этом сразу в милицию. Так в деле появится важнейший вещдок.
После этого Шестаков прыгнул в машину Бутько и они скрылись с места убийства. Приехали в кафе «Канатка», где их ждал Попов, и все ему рассказали. Никаких вознаграждений за это убийство Попов членам банды не выплачивал.
Сначала Попов на следствии все отрицал. И только в мае 2011 года дал показания, что это Муравьев, а не он, принял заказ на Накохова от некоего Иваницкого. Следствие посчитало эти показания надуманными.
6
По делу об убийстве «поповскими» С. Игнатова, в криминальном мире он имел кличку Игнат, впервые в материалах следствия возникает сумма, которую киллеры получили за выполнение своей работы - 50 тысяч долларов США. Такая сумма как стоимость киллерских услуг потом будет еще несколько раз фигурировать в деле. Выходит, что это расценка того времени за убийство. Если перевести на «деревянные» по курсу тех лет - меньше полутора миллиона рублей. Негусто. Кто сказал, что жизнь человека бесценна?
Но вполне возможно, что плата за убийство была и большей. Пятьдесят тысяч долларов были распределены только между непосредственными исполнителями убийства Игнатова - Герусом, Бутько, Шмелевым и Муравьевым. Сколько осталось у самого Попова - неизвестно. Заказ был на авторитета, который, видимо, очень кому-то насолил. Два года назад на него уже было организовано покушение. Но неудачно. Бомба была заложена в автомобиль, он взорвался, но Игнатов уцелел. Поэтому при организации нового покушения за ценой враги не постояли. Однако заказчик и в этом случае Поповым не назван. Не установлен он и следствием. Одно лишь известно из показаний исполнителей убийства - он был из Ставрополя.
Впервые Попов убивал авторитета преступного мира не за то, что он ему мешал, а за деньги, ради заработка, как самую рядовую жертву.
Игнатов жил в Ставрополе и самому Попову вряд ли мешал. Но на него осенью 2003 года поступил заказ. Подготовку и организацию убийства Попов поручил Герусу. Его вместе с Бутько, Муравьевым и Шмелевым он и направил в краевой центр. Поселились на двух квартирах. Попов же передал Герусу деньги на приобретение одежды, аренду жилья и гаража для хранения автомобиля и оружия. Для отхода с места преступления приобрели черную «Волгу» с московскими номерами. Причем взяли ее через посредников и по доверенности, так, что имена новых владельцев установить было при всем желании невозможно.
К убийству подготовили два пистолета - ТТ и переделанный в боевой газовый пистолет.
Долгое время Муравьев, Шмелев и Бутько наблюдали за Игнатовым. Установили, где живет, куда и на чем ездит, с кем общается. Всю информацию докладывали Герусу. Проанализировав ее, Попов с Герусом приняли решение проводить операцию во дворе дома по улице Ленина, где жил Агаджанян и куда он часто ездил. По показаниям Шмелева, Попов говорил, что если рядом с Игнатовым будет Агаджанян, то надо валить обоих. Все было почти так же, как при убийстве Накохова. Во всяком случае, в материалах следствия прорисовывается та же схема.
30 ноября около полудня Бутько и Шмелев на «Волге» прибыли с оружием во двор и стали ожидать выхода Игнатова из подъезда. Герус в это время на своей «девятке» страховал их через квартал. Игнатов вышел только в пятнадцать часов пятнадцать минут. Как только он сел в свою «Вольво», Бутько и Шмелев в вязаных шапочках с прорезями для глаз выскочили из своей машины и с метрового расстояния фактически в упор расстреляли Игнатова. В общей сложности они сделали десять выстрелов. Шесть из них - в голову. Смерть наступила мгновенно. Кровавую эту сцену наблюдал из окна Агаджанян со своей спутницей.
После этого убийцы переехали к машине Геруса, куда пересели, бросив свою вместе с пистолетом, масками и перчатками, и уехали на квартиру. Затем экспертиза обнаружит на махровом полотенце, также находившемся в машине, пот Бутько.
Потом эта же технология подготовки к убийству, как и самого убийства, будет применена при расправе над руководителем службы безопасности губернатора края Ю. Прачевым и его охранником.
Каждый из участников убийства получил от шести до семи тысяч долларов.
7
Новый, 2004 год «поповские» откроют двойным убийством бизнесмена Э. Григоряна и его водителя и охранника А. Худяна. Оно тоже было заказным, заказчик вроде передал Муравьеву и Бутько 10 тысяч долларов. Но кто заказчик - следствие и суд не установили.
Эмир Григорян был владельцем Кисловодского аквапарка, расположенного на территории ведомственного железнодорожного санатория «Жемчужина Кавказа». И являлся заметной фигурой в бизнес-сфере региона. В свое время был владельцем ресторана «Бэкс», одного из самых престижных в Пятигорске, а затем - заправочной станции «Атаман». Пресса тогда выдвигала версии, что поводом для заказа могла быть борьба за власть в армянской этнической преступной группировке. Якобы пока один из ее авторитетов сидел на зоне, Григорян пытался сам войти в авторитет. За что и поплатился. К тому же он якобы задолжал этому же криминальному авторитету около двух миллионов долларов.
Но эта версия вряд ли реальна. Поскольку «поповские», если судить по фамилиям дальнейших жертв, не были на «ты» с авторитетами армянской общины. И вряд ли ее лидеры обращались бы за решением своих внутренних проблем именно к ним. Скорее всего, было как раз наоборот, Григоряна заказал кто-то из соперничающей преступной группировки.
Так или иначе, заказ на Григоряна «поповские» получили еще в декабре 2003 года. И принял заказ вроде Бутько. По его показаниям, к нему с этим обратился Г. Багиев, который подозревал, что Григорян является заказчиком убийства его брата Владимира в 1996 году, и решил отомстить. Муравьев также показал, что деньги в сумме 10 тысяч долларов он и Бутько получили за исполнение заказа лично у Багиева в помещении казино «Диана». Доказать, правда или нет, теперь невозможно, поскольку Багиева уже нет на этом свете. Вообще, если в данном деле исполнителями и называются заказчики, то - покойные. Вот такая степень откровенности обвиняемых. Выходит, даже они только мертвых не боятся.
Месяц тщательно готовились. Приобрели, естественно, без всякого на себя оформления, по доверенности за 51 тысячу рублей автомобиль. А также автомат Калашникова и пистолет Макарова. Все вместе - несколько сот тысяч рублей. Объем затрат говорит о том, что плата за заказ превышала десять тысяч долларов. Иначе банде ничего не оставалось.
Узнали, где живет жертва, когда уезжает и приезжает. И приняли решение убить во дворе дома, куда Григорян вернется домой вечером после работы.
Вечером 19 января Шестаков с «Макаровым» и Шмелев с «Калашниковым» прибыли на машине во двор Григоряна на проспекте Кирова и стали ждать. За рулем был Муравьев. Бутько припарковался на соседней улице Рожанского, должен был обеспечивать отход. Через полчаса Григорян с Худяном въехали во двор, поставили машину в гараж. И как только направились к подъезду, были расстреляны Шмелевым и Шестаковым. Первый сделал шестнадцать, второй - семь выстрелов. Сначала стреляли в водителя-охранника, затем - в саму заказанную жертву. Все ранения были смертельными.
Дальше действовали по отработанной схеме. Переехали к машине Бутько, где свой автомобиль с оружием и средствами маскировки бросили.
8
В показаниях Кима есть эпизод, что банда взяла его с собой в Ставрополь выбивать какой-то долг. 24 мая 2004 года его оставили ждать всех на веранде в ресторане «Новый Рим». Муравьев сказал, что они сами будут рядом в ресторане «Версаль», там встретят и привезут в «Новый Рим» должника, посадят к нему в машину, и он должен будет отвезти его к кредитору. Где-то в полночь увидел бегущих Муравьева, Бутько, Шмелева и Шестакова. Они крикнули: «Леха, заводи машину, за нами гонятся менты!» Ким завел, в пути Бутько показывал дорогу. Позже ему сказали, что они расстреляли должника. Им оказался руководитель «Ставрополькрайгазснаба» Э. Ага¬джанян и убитый случайно ректор Северо-Кавказского института управления О. Казначеев.
Заказ на Агаджаняна Попов принял в мае 2004 года. Первый был вроде другом Игнатова, имел с ним какие-то общие дела. А после смерти стал его преемником. По показаниям Бутько, заказали его те же люди, что заказывали Игнатова. Вознаграждение за убийство Агаджаняна было таким же, как за Игнатова - 50 тысяч долларов.
Агаджанян жил и работал в Ставрополе. Попов, Бутько, Герус, Муравьев, Шмелев и Шестаков несколько раз выезжали в столицу края при подготовке к операции. Узнали, где живет и как передвигается по городу, где часто бывает. Собрав полную информацию, банда разработала план убийства. В помещении наиболее часто посещаемого Агаджаняном кафе «Версаль» на улице Пирогова. Но там всегда много людей, что чревато случайными жертвами. На что Попов, по словам Бутько, отрезал: «Зайдите и расстреляйте его в кафе, всех, кто там будет, охранников... Люди так просят, по барабану все жертвы».
При проведении операции решили также использовать автомобиль без документов, два автомата Калашникова и пистолет ИЖ. К преступлению Муравьев привлек ничего не подозревавшего Кима. Его и его машину было решено использовать как второй автомобиль отхода.
24 мая около десяти вечера Герус в очередной раз выследил Агаджаняна, который в тот момент в компании О. Казначеева и А. Шульги находился на летней веранде кафе. Где-то через час Бутько и Шмелев с автоматами, Шестаков с пистолетом подъехали к «Версалю». Муравьев с Шестаковым остались в машине, а Бутько со Шмелевым через территорию больницы зашли за забор, из-за которого хорошо просматривалась жерт¬ва на веранде. Агаджанян в тот момент как раз произносил тост. Последний, потому что было уже без десяти минут двенадцать ночи. После первых же выстрелов его белая майка окрасилась кровью. Стрелял не менее десяти раз Бутько. Особо не выбирая цель, просто поливал огнем всех, кто сидел за столом. Шмелев, убедившись, что цель достигнута, стрелять не стал. Потом еще Бутько обвинял его, что тот струсил, а он оправдывался, что поскользнулся на дровах.
В Агаджаняна попали четыре пули, в Казначеева - три. Первый скончался на месте, второй через три часа в больнице. Шульга была ранена. Уже по накатанной схеме отхода с места преступления бандиты добрались до автомашины Кима, пересели в нее и скрылись. Вслед им раздались несколько запоздалых выстрелов охранников Агаджаняна. На выстрелы выскочил экипаж ГАИ. Но догнать убийц он не смог. Обнаружил лишь брошенную ими автомашину. Они пересели в машину Кима и благополучно скрылись.
Ставропольцам эта трагедия запомнилась больше как гибель
О. Казначеева. Человека в городе известного, сына в прошлом крупного партийного работника Виктора Алексеевича Казначеева. Олег был избран депутатом городской думы, являлся руководителем высшего учебного заведения и был во всех отношениях человеком талантливым и подающим большие надежды. В тот вечер он оказался в «Версале» случайно, зашел туда уже чуть ли не перед закрытием. Но пуля, как известно, дура. «Поповские» давно доказали, что люди для них - это мусор, и они особенно не церемонятся с соседями, когда убивают свою жертву.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.6 (28 голосов)