Вы здесь

Виктор Губанов: «САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ЖИТЕЛЯМИ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

17.04.2013
Виктор Губанов: «САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ЖИТЕЛЯМИ»
Вел интервью Александр Емцов

В преддверии Дня местного самоуправления, который отмечается в Российской Федерации 21 апреля, мы встретились с главой муниципального образования Пелагиадского сельсовета В. Губановым.
- Виктор Петрович, вы работаете уже шестой год главой сельсовета. Времени достаточно, чтобы, как говорится, изнутри понять, как устроено наше местное самоуправление, увидеть все его достоинства и недостатки, предложить пути их преодоления. Как, по-вашему, плюсов больше, мы движемся вперед, или доминируют минусы и все удручающе безнадежно?
- Не так давно Владимир Владимирович Путин сказал важную для всех муниципалов фразу: мы задавили муниципалитеты, надо их возрождать. Если так говорит Президент страны, то ситуация действительно невеселая. С другой стороны, если Президент ставит задачу муниципалитеты возрождать, то есть хорошее основание для оптимизма.
- И какие могут быть пути возрождения?
- Их множество. Первый и самый главный - предоставление реальной самостоятельности, реальных прав. А реальными они станут тогда, когда будут подкреплены возможностями. Чего пока нет.
Давайте вспомним теорию. У нас в стране за основу в ходе разработки системы управления поселениями взята так называемая германская система местного самоуправления. Ее сердцевина состоит в том, что муниципалитеты отделены от государственных органов управления, развиваются самостоятельно и должны быть самодостаточными. Мы в ответе за решение всех местных вопросов, которые возникают в жизни поселения, в ответе за его развитие на перспективу. 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за нами все вопросы местного значения, определил полномочия. Мы получили источники финансирования в виде налогов.
Казалось бы, какие проблемы? Есть закон, работай в его рамках и все. Но, к сожалению, полномочия не наполнили налогами, с помощью которых мы могли бы сами формировать бюджет и полноценно решать социальные проблемы в селе. Сейчас нам непосредственно поступают два налога: на имущество физических лиц и на землю. С остальных налоговых сборов, в частности с НДФЛ, муниципалитеты в том случае получают какую-нибудь часть, когда критически недостает первых двух. В итоге результат не очень радостный: поскольку народ у нас бедный, жилые дома старые и стоят недорого, а земли совсем немного, налоги с того и другого крохотные. Собственные доходы нашего муниципального образования, только не смейтесь, всего 4,5 миллиона рублей. И это на семь тысяч человек, проживающих на территории поселения! Поэтому бюджет на семьдесят процентов дотационный и составляет 12 миллионов.
- Но уже обнародовано, что с начала следующего года налоги на землю и недвижимость в личном пользовании будут увеличиваться. Начнем платить не по кадастровой, а по рыночной стоимости. Вы какие-то просчеты уже делали, насколько налоги с сельчан вырастут?
- Действительно, с 2014 года предполагается платить налог на недвижимость и на землю по рыночной стоимости. Это действительно увеличит налог в разы. Но здесь возникает сразу проблема оплаты такого налога, который ляжет на сельчан. В силу того, что у нас в селе своя база стеновых материалов - работают четыре карьера, дома для жилья у нас люди всегда строили большие и просторные. Значит, и рыночная их оценка будет высокой. Если людям принесут налоги, на порядок превышающие сегодняшние, то они их просто не смогут платить. Вы же учитывайте крайне низкую зарплату на селе. Люди и так уже сегодня за коммунальные услуги, свет и газ платят чуть ли не половину от всех доходов. Социальное напряжение возникнет нешуточное.
- Виктор Петрович, я вот разделил весь ваш бюджет на число жителей. В пересчете на одного человека не вышло и двух тысяч рублей. Действительно, впору грустно улыбнуться. Что на эти скудные средства можно сделать? И что вы делаете?
- Проложили вот недавно четыре километра нового водопровода, подсоединили к нему пятьсот дворов. В этом году еще планируем два километра. Но проблема с обеспечением водой есть, особенно летом, в сезон поливов. Поэтому решаем ее. На перспективу предполагаем бурение двух новых водных скважин, обустройство каптажа с целью кардинального решения проблемы водоснабжения. Проектные работы уже оплачены. А стоимость всех работ - 45 миллионов рублей. Сумма немалая, поэтому уже в течение четырех лет мы не можем получить краевое финансирование. Чтобы как-то все же сдвинуть проблему с мертвой точки, совместно с депутатом краевой думы С. Чурсиновым и жителями решили собрать родники в районе бывшего пруда «Северный» и запитать основной водопровод. Это позволит дополнительно дать 800 кубометров воды в сутки. Работы уже начаты. У нас в селе, кстати, самая низкая в крае цена на воду - 9 рублей за кубометр. Это в четыре раза меньше, чем в Ставрополе. Причем вода очень хорошего качества.
Построили две спортивные площадки - с покрытием, с освещением, одиннадцать детских игровых площадок. Ремонтируем дороги и тротуары, освещаем улицы, занимаемся благоустройством...
Особо хотелось бы сказать о проблеме сбора бытовых отходов. Пять лет назад сельские коммунальники вывозили еженедельно всего два кубометра мусора. Сейчас - уже двадцать «кубов». Более-менее наладили сбор. У нас есть своя площадка для временного хранения бытовых отходов (до конца еще не оформленная), чего нет, кстати, даже в райцентре - в Михайловске. В итоге весь город везет на нашу площадку, а то и в окружающие Пелагиаду лесополосы. Прямо колонны машин идут! И нас всех от чужого мусора уже тошнит. В прямом смысле слова. Проблема серьезнейшая, хотя и заслоны выставляем, и рейды проводим. Судя по тому, что даже у Президента на днях состоялось совещание по проблеме утилизации бытовых отходов - это проблема всей страны. Сейчас все спохватились: как ее решать. Лихорадочно вырабатывают меры.
Мне кажется, проблема разрослась до таких размеров потому, что отсутствует мотивация и у тех, кто мусор везет на полигон, и у тех, кто его принимает. Действительно, трудно представить радость на лице того, кто за право свалить машину отходов должен еще заплатить 600 или даже тысячу рублей. Если было бы наоборот, привозящий мусор получал какие-то, пусть даже символические, средства, то заваленных дрянью лесополос у нас не было бы. Также можно было бы дотировать и переработчиков бытовых отходов. Не такая уж и нагрузка для бюджета, а результат был бы налицо. Мы же землю свою, свои черноземы сбережем. Экологию и условия для благоприятной жизни сохраним. Что может быть главнее?
- Как один из серьезных источников развития поселений краевая власть рассматривает участие муниципалитетов на условиях софинансирования в краевых целевых программах. Так и говорят в коридорах Белого дома, когда верстается бюджет: то, что мы им закладываем - это на текущие нужды. Хотят развиваться - пусть вертятся, изыскивают часть средств, в остальном мы поможем. Вы этим источником пользуетесь? Насколько он доступный и удобный?
- Естественно, пользуемся. В этом году надеемся получить 400 тысяч рублей на оборудование освещения улиц, не менее пяти миллионов, а может и больше, на ремонт дорог. Но участие в программах развития, которые в большой степени сводятся к капитальному ремонту или реконструкции того, что уже есть, - процесс не простой. Дело в том, что в программы можно попасть только тогда, когда объекты недвижимости оформлены в собственность муниципалитета. И когда имеется разработанный за свой счет проект. На эту работу тоже необходимы средства, причем немалые. В прошлом году мы затратили на эти цели полмиллиона рублей. Тех же дорог у нас 64 километра. Мы уже провели межевание дорог. В этом году постараемся оформить технические паспорта через БТИ. Потом еще признание объектов муниципальной собственностью... Путь не близкий.
- У вас в селе далеко известные за его пределами Пелагиадские карьеры, СПК «Колхоз «Родина», зверосовхоз «Лесные ключи». Оказывают ли они помощь в развитии муниципалитета, и какую?
- Помощь от сельхозпредприятий есть, но понятно, что она не решает всех наших проблем. Что касается карьеров, то это отдельная тема. Кроме НДФЛ, налогов от их деятельности в бюджет муниципалитета не поступает ни копейки. Зато какая нагрузка на нашу инфраструктуру! Дороги под вывозящими камень большегрузными машинами продавливаются, пыль, грязь от разработок. Вскрышные работы серьезно нарушают водосток, а то и подземные водные пласты. Причем никаких рычагов воздействия на таких, с позволения сказать, пользователей недр муниципалитет не имеет. Да и налог на добычу природных ископаемых идет не нам.
Мне кажется, что когда мы говорим об источниках развития муниципальных поселений, то порой не берем в расчет самый главный - самих жителей. Не рассчитываем на помощь и участие с их стороны. Что такое муниципальное самоуправление? В моем понимании - это не только делегирование власти на выборах, сходы граждан и прочее. Заглянем в тот же 131-й закон. Там черным по белому записано: самоуправление - совместное решение социально-экономических задач администрацией и жителями. Вот у нас построено два небольших мостика на улицы Виноградную и Подгорную. Быстро и хорошо, и все потому, что жители этих улиц добровольно взяли часть затрат на себя. Также с долевым участием жителей мы отсыпали по полкилометра дорог по улицам Солнечная и Огородная. Также в складчину с жителями отсыпали восемьсот метров дороги на Верхнюю Сотню - есть у нас такая окраина. Те жители, у кого есть грузовики, сами возили щебень, который выделил Пелагиадский карьер, а с техникой помог С. Чурсинов. Зато теперь дорога к их домам стала короче на три километра. А водопровод? Мы ведь только сети по улицам ведем, все врезки люди делают за свой счет.
Если мы будем исходить из того, что только у сельсовета за все голова болит и что только глава с коллективом администрации за все отвечает, то нас ждет тупик. С людьми и только с людьми можно сделать что-то стоящее. Поэтому я всегда иду к людям, провожу встречи, участвую в сходах, ежегодно отчитываюсь перед депутатами. Участвую вместе с другими работниками администрации в субботниках по благоустройству. А как иначе, без личного примера? Для всех нас Пелагиада - это малая Родина. А Родину принято беречь и благоустраивать.
- Насколько мне известно, вы, Виктор Петрович, подаете личный пример и в спорте...
- Недавно увлекся волейболом. И сейчас уже шестьдесят человек им в селе занимается. У нас село очень спортивное. Увлечены все, начиная с детей. Полсотни ребятишек занимаются, например, радиопеленгацией. У нас из них выросло пять мастеров спорта. Футболом занимается сорок ребят. Детская футбольная команда заняла первое место в районе, взрослая - второе. Шестьдесят детей в секции тхеквондо, есть также секция бокса и первый свой бронзовый призер. И вот главный результат: за три последних года у нас в селе всего два правонарушения с участием детей. Мы их переместили с улиц в спортзалы и на спортивные площадки.
- Со спортом вы связываете и свои инвестиционные проекты. Что с «Экстрим-парком», о его строительстве столько было разговоров?
- Пока ждем инвестора. Проект просто замечательный, его стоимость 250 миллионов евро. Включает гостиничную базу, гоночную трассу и многое другое. Мы возили его на инвестиционные форумы в Кисловодск, Сочи, в Германию. Надеемся, что результат будет.
Что уже построено, причем за счет частного капитала, так это два спортивно-оздоровительных комплекса - «Пелагиада» и «У родника». Объекты поскромнее, предназначены для летнего отдыха. Там купание, водные аттракционы, отдых на природе. Сюда ежегодно приезжают десятки тысяч отдыхающих.
- С праздником вас. Успехов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет