Вы здесь
ШКОЛА - КОЛЫБЕЛЬ НАРОДА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).04.09.2013
ШКОЛА - КОЛЫБЕЛЬ НАРОДА
Алексей АНИКЕЕВ, доктор исторических наук, профессор СКФУ
Именно так определил роль школьных учреждений великий русский писатель Л.Н. Толстой, заложивший основы народной педагогики в России в середине XIX века. С тех пор прошло много времени, но проблем школьного образования не уменьшилось. Череда современных реформ пока не дала существенного повышения качества образования и воспитания молодежи. Хотя в России накоплен богатый опыт просвещения молодого поколения.
Свидетельством того является книга выпускника магистратуры исторического факультета Северо-Кавказского федерального университета, ныне известного краеведа М.С. Коршунова, опубликованная издательством СКФУ. Значительная часть издания посвящена исследованию жизни и творчества Я.М. Неверова, видного организатора просвещения на Ставрополье, чье 200-летие со дня рождения исполняется в этом году.
Я.М. Неверов в середине XIX столетия возглавлял Ставропольскую мужскую гимназию, которая подготовила десятки просветителей народов Северного Кавказа. На основе изучения архивных материалов и творческого наследия Неверова автор раскрывает особенности его педагогического опыта и причины столь высоких результатов Ставропольской мужской гимназии. Характеризуя личность педагога, исследователь пишет, что «Януарий Михайлович Неверов как христианин и гуманист не только ценил свою личную свободу, но и глубоко понимал, насколько она труднодостижима. Ибо он полагал, и, думаю, справедливо, что можно добиться скорее внешнего деспотизма, чем изменения образа мыслей».
Руководствуясь этим девизом, Неверов создал специальные университетские классы, после окончания которых выпускники получали право на педагогическую деятельность в народных училищах. Кроме того, традицией гимназии стали ежегодные конкурсные сочинения учащихся, в обсуждении которых принимали участие широкие круги общественности и присуждалась премия губернатора. Выдающимися выпускниками Ставропольской мужской гимназии были Егор Кананов, Александр Трачевский, Серафим Патканов, Петр Диков, Василий Новомарьевский и другие, которых рекомендовали к обучению в Московском университете.
Значительное внимание Неверов уделял воспитанию горской молодежи. В 1854 году в гимназии обучалось 65 горцев и 47 детей казаков. Многонациональный состав учащихся делал, по словам попечителя образования А.П. Николаи, Ставропольскую гимназию особенной среди пансионатов Российской империи. Из стен гимназии вышли такие известные просветители, как Адиль-Гирей Кешев.
Часть книги посвящена малоизвестным архивным материалам о выдающихся русских писателях и поэтах А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, В.Г. Белинском.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа Коршунова дает начало крайне необходимой работе по изучению истории образования и культуры на Ставрополье, ибо для современной школы требуется положительный опыт прошлого.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru