Вы здесь

СТАВРОПОЛЬ, ЗАГАДОК ПОЛНЫЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

11.09.2013
СТАВРОПОЛЬ, ЗАГАДОК ПОЛНЫЙ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В канун дня рождения родного города хочется вернуться в беззаботные дет-ские годы, когда на каждом шагу тебя ждали тайны и открытия. А уж тайн у краевого центра всегда было много. И одна из них - катакомбы, подземные ходы, туннели, потайные лазы, колодцы, штольни, которыми изобилует любимый город.
Наша семья жила тогда в центре Ставрополя, на улице Комсомольской, и, конечно, главными объектами для игр школьников младших классов были парк имени Ленинского комсомола, а вернее, развалины театра около пруда, и бульвар проспекта Сталина (ныне - Карла Маркса), конкретно - пещеры, катакомбы чуть выше фонтана «Дети» (в просторечии «Писающий мальчик), рядом с каскадом фонтанов «Дельфины» (мы их называли щуками). Больше всего нам нравилось прятаться в этих пещерах, правда, вглубь, где были явно какие-то лазы, забираться боялись. Позже на этом месте построили общественный туалет, а теперь тут здание, на первом этаже которого находится художественная галерея известного живописца Сергея Паршина. К этому подземелью мы еще вернемся. Но сначала немного об истории и природных особенностях нашего города и его окрестностей.
ВЕЗДЕСУЩИЙ ИЗВЕСТНЯК
Вся Ставропольская возвышенность, как пишет в своем «Занимательном крае-ведении» известный ученый В. Гниловской, на геологических картах отмечена ярким желтым пятном. Это показывает, что здесь пролегают пески, глины, известняки-ракушечники, отложенные различными морями неогена и палеогена. А историческое ядро нашего города - Ставропольская крепость - размещалось на самой выгодной для осмотра всей возвышенности точке. Первый же тип исторического конструирования как раз и связан с известняком-ракушечником (песчаником), который окружает ставропольцев повсюду - в самом городе, за его пределами: это скалы, которые мы видим в окрестностях Ставрополя, это наши старые заборы, дома, фонтаны, тротуары. В чрезвычайно интересном исследовании «Небо. Солнце. Земля: Традиционная символика дома в городской среде Ставропольского края» трех авторов - К. Штайн, С. Бобылева и Д. Петренко говорится, что разломы известняка-ракушечника представляют процесс формирования Ставропольской возвышенности 17 миллионов лет назад. А до того, как считают многие ученые, это было дно древнего Сарматского моря, остатки водного бассейна которого - наше Сенгилеевское озеро. Загадку Седого Сенгилея пытались разгадать многие, в том числе и ставропольский писатель Вадим Чернов. Так вот крепость, а потом дома Ставрополя в определенный период его создания строили из ракушечника, который добывали из каменоломен. На этих шероховатых породах тактильно ощущаются древние ракушки, сейчас их можно увидеть на разломах известняка на Корытах в Мамайском лесу. Каменоломни, как писал И. Бентковский, лежали в самой черте города. Не случайно и улицы назывались 1-я Каменоломская, 2-я Каменоломская. Жители с 1830 годов стали «бить камень», образовав новый промысел. Лавы (ямы) где-то засыпались, а где-то и сохранились. Бывшие карьеры вообще представляют собой своеобразный геологический и зоологический музей, особенно если камень резался вручную. Позже стали использовать камнерезные машины. В каменоломнях по всему городу добывали еще кремнистые плиты, бутовый камень, щебень и песок. Отсюда, скорее всего, - подземные пещеры и ходы. Мой супруг, живший на улице Коминтерна в одноэтажном доме, помнит, как камень-ракушечник долбили, а потом вырезали большие плиты известняка напротив их дома, прямо в центре города, недалеко от площади Ленина. Ямы потом засыпали, сделали газон и посадили ореховые деревья.
Тут надо еще вспомнить, что согласно историческим изысканиям ученых Ставропольского краеведческого музея (нынче Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве), первые подземные пустоты относятся к IV - III векам до нашей эры, в которых производились погребения раннесарматского периода. Ведь вся история «Татарского городища» - заповедника рядом со Ставрополем, связана с великими переселениями народов. Здесь жили кобанские племена, скифы, сарматы, аланы, болгары, хазары... Как отмечают в своей книге «Встречи с прошлым и настоящим. Татарское городище» ее авторы Б. Годзевич, Н. Охонько, В. Савельева, А. Кудрявцев, позднее построенные оборонительные башни имели обширные подземные помещения и, естественно, подземные ходы. Их остатки явно прослеживаются на южном краю Центрального городища, обнесенного каменной крепостной стеной. «Бытует, - сказал в одном из интервью директор музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве Николай Охонько, - идея о наличии тоннеля из Ставрополя в село Татарка. Здесь есть некие отголоски рационального зерна, из-за самого крупного в Предкавказье Татарского городища на северной окраине села. Там есть грот, где во время сталинских репрессий и гонений на церковь укрывались и молились верующие. Они, возможно, и прорыли подземный ход. Однажды мы произвели аэрофотосъемку раскопок Татарского городища и увидели на снимках массу подземных пустот. Некоторые из них шли в направлении источника, другие уходили далеко за пределы городища. Таким образом, можно предположить, что это рукотворные сооружения».
ПО ВОДНОМУ ПУТИ
Тайны подземных ходов хранит и огромное количество рек, родников, ручьев, ключей, канализационных коллекторов Ставрополя. Так, подземное русло реки Мутнянки заключено в каменную трубу длиной около четырех километров, а реки Желобовки, протяженностью более двух с половиной километров, - имеет 100-метровый исторический участок из каменных блоков с многоуровневым сводом. Интересной инфраструктурой обладает водосточный туннель под железнодорожными путями, длина которого приблизительно 200-300 метров. По имеющимся историческим данным, на конец XIX века только в городе имелся 1881 действующий колодец и около 700 заброшенных. Множество родников (около 20 постоянных) и водопадов изливаются из двух водоносных горизонтов: верхнего Форштадтского, сложенного морскими песками, и нижнего Карабинского, состоящего из пористых ракушечников, - по территории Татарского городища. Хорошо известны ручей Каскадный и родник Карабин, воду которого отведал и одобрил император Николай I, когда посетил Ставрополь в 1837 году. Родник Михайловский дал начало реки Ташлы.
Достаточно много родников било и на склонах Крепостной горы. К примеру, в начале ставропольского бульвара, именовавшегося на заре своего создания «всеобщественным садом», а потом Верхним бульваром, в 1830-е годы пролегала глубокая вымоина с грязными краями, через которую перебирались по деревянным мостикам - настилам. По вымоине протекал ручей из одного из родников Крепостной горы, который был примерно в районе памятника Пушкину. Во время благоустроительных работ этот родник забили, а воду отвели. Позже Верхний и Нижний бульвары главного проспекта Ставрополя, который имел за свою историю несколько названий (Первая Мещанская, Большая улица, Большая Тифлисская, Большая Черкасская, Николаевский проспект, улица Красная, проспект Сталина, а теперь - Карла Маркса), - слились в один, общей длиной в полторы версты. А в начале 50-х годов XX века бульвар был продлен от здания Крайзо до железнодорожного вокзала.
РУКОТВОРНЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Пещеры-подвалы как в царское, так и в советское время могли создаваться людьми для разных целей. Есть версия, что часть ходов под Ставрополем была вырыта членами тайной масонской ложи, в которой состояли многие местные чиновники и купцы. Существуют даже воспоминания горожан по этому поводу. Но чаще все-таки это склады, арсеналы для пороха и ядер, бомбоубежища, объекты гражданской обороны (из ста таких защитных сооружений осталось только несколько), бункеры, лазареты, морги. Такие спецпомещения были под зданием крайвоенкомата, под стадионом «Динамо», зданием НКВД и ЧК, потом под первым военным госпиталем, где сейчас находится противочумный институт. Как рассказал почетный гражданин Ставрополя, известный краевед и летописец города Герман Беликов, есть документы о массовых захоронениях в этом подземелье. «Когда-то в институте работал мой однокашник, и он показал мне этот подвал, где хранилось «питание» для микробов. Здесь всегда была постоянная прохладная температура. А с западной стороны можно было увидеть люк. Скорее всего, отсюда вел подземный ход к Ставропольской крепости. Опираться на воспоминания людей, с одной стороны, конечно, можно, а с другой стороны - нельзя. Потому, что какой-то даже один факт обрастает с годами мифами, преданиями и легендами. Но больше всего легенд сложено о подземных ходах под Крепостной горой».
Тут я не удержалась и спросила Германа Алексеевича о пещерах справа от каскада фонтанов «Дельфины», которые видела в детстве. «Да, - сказал Беликов, - были такие. Это была территория так называемой аванкрепости, - от Крепостной горы до улицы Дзержинского, ограниченная проспектом Октябрьской Революции и улицей Коста Хетагурова. Чисто логически от Ставропольской крепости сюда мог идти подземный ход. В советское время, в начале Великой Отечественной войны здесь было газобомбоубежище, и, насколько я знаю, в нем прятался Суслов, который тогда работал в Ставрополе. Еще долго здесь стояла огромная бочка для технической воды. А позже действительно на этом месте построили единственный в городе общественный туалет».
«Лично я, - продолжил рассказ Герман Алексеевич, - видел на обрыве, слева от памятника Буденовец, где местные жители долго добывали хороший песок, полузасыпанный ход, который шел метров на 30 вглубь. А известный ученый и краевед В. Ивановский, который жил недалеко от Крепостной горы, рассказывал, как они детьми лазили по подземелью под Казанским собором, когда в 1937-38 годах его уничтожали заключенные. Тогда он и увидел подземный ход, который шел на запад. А еще мне рассказывал инженер, работавший на электростанции, что, когда вели траншею к бассейну, выходили на подземный ход, отделанный камнем». Эти рассказы подтверждают старые планы крепости конца XVIII - начала XIX веков. На склоне, ниже памятника были помещены печи для обжига извести. Видимо, первые поселенцы Ставрополя добывали там для своих построек ракушечник и песок. Вход в эти шахты сейчас замурован.
Еще одна легенда связана с будто бы многокилометровым ходом, ведущим от Крепостной горы к женскому Иоанно-Мариинскому монастырю, который находится на территории современного Северо-Западного микрорайона, рядом с психбольницей. Но и этот слух о том, что от сердца Града Креста идет подземный путь, отделанный ракушечником, на бывшую тогда северо-западную окраину города, не подтвердился. «Если бы наши предки, - говорит директор музея-заповедника Николай Охонько, - его прорыли, то мы обязательно нашли бы какие-то документы».
Добавим, что подземный Ставрополь неплохо исследован не только учеными-краеведами, но и местными бомжами, и диггерами. Последних особенно интересуют как объекты гражданской обороны, так и канализация краевого центра протяженностью около 280 километров, которая сохранилась лучше убежищ, но в некоторых местах тоже опасна для прохода. К примеру, в районе Старомарьевского шоссе находится комплекс огромных колодцев диаметром примерно 25 метров. Но эти подземные коммуникации затоплены. В любом случае неподготовленному человеку лучше туда не соваться. Опасно для жизни.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.9 (60 голосов)