Вы здесь
ПАСТЬ УЖЕ ОТКРЫЛАСЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Владимир Владимирович!
У вас, наверное, чутье на вранье. А может - и на нечто большее. На планируемое крупномасштабное воровство из краевой казны, например.
Это больше, чем вранье
О чем это я? Да вот попала случайно в руки бумага. Знаете, идешь порой по улице, что-то белеет. Подметают-то, к радости журналистов-расследователей, плохо. Поднимешь - а там важный документ. В данном случае валялся бланк врио губернатора с вашей резолюцией за номером 43388 от 4 марта сего года, пришпиленный к записке вашего первого заместителя И. Ковалева. В записке он, похоже, отчитался об исполнении вашего поручения разобраться, как работает ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» под руководством нового генерального директора Н. Ефимченко. Абсолютно оптимистически отчитался, записка заканчивается словами «предлагаю признать работу Ефимченко удовлетворительной». Вам бы поверить, все-таки первый зам. Но вы вдруг черкаете в ответ: «Не согласен. Проанализируйте ситуацию. Очень много уволенных».
Уволенных рукой Ефимченко действительно многовато. Счет идет на десятки. В одном только Пятигорском филиале за полтора месяца уволено 34 человека. Нормальные, грамотные кадры, но с «новой метлой» не сработались. Однако дело даже не в этом. Дело в том, что Ковалев вам - нет, не соврал, это было бы слишком. Скорее - не глядя подписал чужое вранье, что еще страшнее для руководителя такого уровня. А вы это почуяли. Хотя и не знали всей глубины эпистолярного вранья. Снимаю шляпу.
Я не пожалел времени, покопался в цифрах. Тем более что в руки попал толстенный акт Контрольно-счетной палаты края от 14 февраля этого года о проверке предприятия. И сейчас попытаюсь на его основании доказать, где и в чем Ковалев не прав. И что вы в своих подозрениях правы.
Вот Ковалев пишет: «За анализируемый период (Ефимченко работает с сентября прошлого года) отмечается положительная тенденция стабилизации производственной деятельности и улучшения финансово-экономических показателей предприятия». А из акта Контрольно-счетной палаты следует, что самый главный показатель «Ставрополькрайводоканала», от которого все и складывается, - выручка от реализации продукции, упал. На конец 2012 года, то есть до Ефимченко, выручка составила 4 миллиарда 549 миллионов, а на конец 2013 - 4 миллиарда 274 миллиона рублей. 275 миллионов недобрали. Кредиторка, проще долги предприятия, выросла с 330 миллионов до 676 миллионов. То есть в два с лишним раза. Только за электроэнергию долг за прошлый год поднялся с полумиллиона до 58,6 миллиона (!) рублей. Чтобы долги хоть как-то погасить, в конце года брали кредит на 100 миллионов. Что не изменило положение: из одной ямы вылезли - в другую влезли. И самое важное: валовая прибыль рухнула с 359 миллионов до 66 миллионов, чистая прибыль - с 22 миллионов до убытка в 40 миллионов.
Какая же тут «положительная тенденция стабилизации»? Стабилизец - да, но не стабилизация.
Идем дальше по записке Ковалева. «В декабре 2013 года, - пишет он, - получено положительное заключение Главгосэкспертизы и открыто федеральное финансирование по ФЦП «Чистая вода» на сумму 255,6 миллиона рублей». Вранье, во всяком случае заслуги Ефимченко в этом нет никакой. По этой программе «Ставрополькрайводоканал» работает с 2012 года, с того момента освоено уже 152 миллиона рублей. Об этом, кстати, много раз писали газеты. А вот еще вранье: «В целях исполнения требований законодательства закупочные процедуры проводятся на основе открытых аукционов. В результате обеспечено снижение стоимости договоров от 10 до 30 процентов». Почему тогда в акте Контрольно-счетной палаты записано, что в 2013 году 73 процента покупок предприятия проводилось у единственного источника, то есть без конкурсных процедур? При этом доля закупок у этого самого единственного источника именно в 2013 году выросла в три раза. Основная масса предприятий-поставщиков - из Ростовской области.
Запомним этот регион и пойдем дальше.
Не претендую на роль Кассандры, но предсказал
Зачем вранье? Конечно, вам, Владимир Владимирович, этот нелицеприятный вопрос проще самому задать тем, кто готовил записку. Не знаю, насколько искренним будет ответ. Об одном догадываюсь: суть его сведется к всяческой защите Ефимченко. И уверениях вас, что она самый нужный и необходимый человек на должности руководителя «Ставрополькрайводоканала», грамотный, незаменимый специалист и все такое. И что с ней наше водное хозяйство ожидают светлые и беззаботные времена.
Очень и очень не согласен. Может быть и грамотный, может быть и не заменимый. Но - для одной единственной операции. Суть которой - прибрать к чужим рукам наш «Ставрополькрайводоканал».
Хочу процитировать начало своей статьи «В какую пасть сует наш край свою голову» от 4 сентября прошлого года. Статья вышла в «Ставропольских губернских ведомостях» за три недели до вашего назначения врио губернатора, потому вряд ли вы ее читали. Тогда я писал: «Выдвигаем версию: между правительством края, ГУП «Ставрополькрайводоканал» и образованной «Росводоканалом» новой структурой с мизерным уставным капиталом будет заключен долгосрочный арендный договор (вариант - концессионное соглашение), составленный в интересах «Росводоканала». По нему последний получит в пользование за символическую плату основные объекты нашего водного хозяйства стоимостью несколько миллиардов рублей. За это обязуется всю получаемую прибыль направлять на развитие сетей. Но прибыли, понятное дело, не будет, одни расходы, средства начнут хитроумно выкачиваться через дочерние компании...».
Я не Кассандра и меньше всего хотел бы предстать в роли успешного предсказателя. Но в настоящее время в министерстве экономического развития вашего, Владимир Владимирович, правительства находится на рассмотрении проект концессионного соглашения, представленный компанией «Росводоканал». Получается, я все же предсказал развитие событий?
Документ этот огромный, где-то страниц на триста. Простой смертный его не осилит. Так и тянет сравнить с соглашением об ассоциации ЕС и Украины, которое никто не читал, но все называли светом в окошке. Так и в нашем случае. Уверен, проект тем же Ковалевым подается вам как такой же свет. А поскольку Ефимченко в его реализации - ключевая фигура, ему есть прямая нужда показывать ее белой и пушистой.
Самое главное, проект направлен на то, чтобы взять из водно-канализационного хозяйства Ставрополья самые жирные, самые лакомые куски. Водные и канализационные хозяйства Минеральных Вод с Железноводском, Ессентуков с Предгорным районом, Пятигорска, Георгиевска с районом, Кубанские очистные и водоснабжающие сооружения, Кавминводские очистные и канализационные сооружения, Малкинская система подачи воды... Любой хоть немного разбирающийся в отрасли человек скажет, что это именно то, что дает основной доход. И его отдать дяде? Себе же оставить то, что не гоже.
И не украсть, и пользоваться
Вообще-то, Владимир Владимирович, первые попытки прибрать к частным рукам «Ставрополькрайводоканал» восходят еще лет на десять назад. То идея приватизации выдвигалась, да не прошла думу, то требовали упразднения краевого звена и раздела по районам. Но во всех случаях побеждал здравый смысл. Да и требования сегодня к продаже казенного имущества таковы, что особо не разгонишься и себе там или даже родному человечку в процессе распродажи не порадеешь.
Вот тут-то и рождается технология, которую я назвал бы «пользоваться - не укравши». Отцы-основатели ее засели в структуре под названием «Росводоканал».
Но это не Российский водоканал, как кому-то может показаться и кто может увидеть за названием мощь державы и ее бюджета. А отсюда и надежду, что спасут, если что. Аббревиатура расшифровывается всего лишь как «Региональные объединенные системы водоканализации». Обычная хитромудрая сетевая структура, суть и смысл работы которой - выкачивание средств из территорий.
Позиционирует себя «Росводоканал» как составную часть империи известного миллиардера М. Фридмана. Семь учредителей запрятаны в офшорах - Кипр, Британские Виргинские острова. Сверху у нас в России - где-то полсотни самых разных предприятий в регионах. Уставный капитал минимальный - 10, 20, 30 тысяч рублей. Структура из тех, которые еще называют текущими или плавающими. В ее недрах постоянные поглощения, слияния, банкротства. Так что если что, ничего и не найдешь. След оборвется. Более-менее заметных основных фондов предприятия «Росводоканала» не имеют. Как правило, работают на арендованных мощностях. В этом и состоит ноу-хау структуры. Возможности - огромные, а ответственности своим имуществом никакой.
Результаты аренды или там концессии мощностей «Росводоканалом» - не блестящие. Об этом много пишется в Интернете, я пересказывал в уже упоминавшейся статье. Обещанного развития сетей не происходит, деньги не вкладываются. Наоборот, средства просто выкачиваются из регионов. Есть даже случаи, как в Калуге, когда с водоснабжением начинаются катастрофические перебои и концессионное соглашение по инициативе региональной власти разрывается за солидные отступные. Из бюджета области.
Выбор, от которого невозможно будет отказаться
Как это делается? Понятное, только с согласия региональных властей, поскольку речь о краевой собственности. Но до того создается ситуация, когда у них уже не остается выбора. То есть предприятие доводится до такого состояния, когда концессионер выступает в роли чуть ли не благодетеля.
Не это ли происходит сейчас со «Ставрополькрайводоканалом»? Как я уже отмечал выше, вплоть до конца 2012 года ГУП являлся успешным, прибыльным предприятием. Что бы там вам, Владимир Владимирович, ни шептали на ушко, но и сети ремонтировались, и подача, и качество воды были на уровне. Предприятие являлось крупнейшим в своем роде в стране. Потому, наверное, и приглянулось.
В 2013 году началась атака. Сначала под надуманным предлогом возбудили уголовное дело и сняли с должности генерального директора В. Сергиенко. Раздули на пустом месте историю про коррупцию. Затем на освободившееся место усадили ставленника «Росводоканала» Н. Ефимченко. Она до назначения к нам руководила его финансовой структурой РВК «Финанс», и ежу понятно, что пришла к нам в провинцию не на повышение. Затем, как я уже написал выше, предприятие начали опускать. В убытки, в долги, в неразбериху. Например, с начала этого года «в целях экономии» почти остановлен текущий и капитальный ремонты, разрешено его делать только в пределах десяти процентов от сметы. Также и по закупкам материалов - только десять процентов от запланированного. В итоге мы очень скоро уже получим рост числа порывов и ухудшение водоснабжения. Приостановлены расчеты с кредиторами. Расходы каждого филиала волевым распоряжением уменьшены на 25 - 70 миллионов рублей. Более того, затеяна реформа с объединением трех-четырех филиалов в один. То есть теперь в большинстве районов не будет водохозяйственной структуры, с которой местным властям можно непосредственно работать. Со всеми вытекающими последствиями. Зато, похоже, удобно будет работать «Росводоканалу», как будущему концессионеру. Под него уже реформа?
Где Ефимченко не экономит, так это на самом головном ГУП. Штаты предприятия выросли на 33 человека - на четверть. С учетом того, что много уволенных, коллектив обновился больше чем наполовину. В основном набираются люди из Ростова - из структур «Росводоканала». Там, а также в Краснодаре, этот водоканальный спрут в полной красе присутствует. А как иначе? Задуманное должна делать преданная команда. Да и важно, чтобы не было утечек информации. Поэтому особенно выросла охрана! Она и «личная» генерального директора, и «внутренняя», и «экономическая», и «информационно-аналитическая». Бывшие полковники, майоры, другие чины с зарплатами от 30 до 60 тысяч рублей охраняют тайну воды. Фонд зарплаты 1,5 миллиона рублей в месяц, за год - около 20 миллионов.
Так что, Владимир Владимирович, еще полгода - год, и вам тот же Ковалев доложит, что дела в «Ставрополькрайводоканале» - швах, и единственный выход - отдать его в концессию «Росводоканалу». Тот быстренько создаст очередную дочку с уставным капиталом 10 тысяч рублей, возьмет в аренду все или самые выгодные производственные мощности: водозаборы, магистральные сети, очистные сооружения - все то, что перечислено нами выше, и начнет ковать себе прибыль, а краю предложит рост тарифов и другие водяные проблемы.
Хочу закончить эту статью словами из той, которую уже цитировал выше: «Когда власти поймут, что их обманывают, и примут решение прервать концессионные отношения, то они окажутся вынуждены заплатить значительные суммы компенсаций. Впрочем, к тому моменту уже пройдет время, и это будут уже не те чиновники, которые сидят сейчас в кабинетах нашего Белого дома и принимают решение сотрудничать с «Росводоканалом».
Желаю вам, Владимир Владимирович, доработать до этих дней. И Ковалева на всякий случай рядом сохраните. Чтобы было с кого спросить.
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru