Вы здесь

Купить-продать и не прогадать

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Что наша жизнь? - Сплошной шопинг. Конечно, если есть деньги. А если нет, то, пожалуйста, на бесплатную экскурсию по ставропольским бутикам, маркетам, торговым лавкам, на худой конец - киоскам. По числу магазинов на 1000 населения мы обогнали всю Россию. Если среднероссийский показатель - 600 квадратных метров торговых площадей из расчета на тысячу покупателей, то у нас - 1100. Почти вдвое больше. Ростов-папа отдыхает. У них всего 420 квадратных метров. А ставропольские предприниматели под дружественной опекой муниципальных властей (не только Ставрополя) продолжают стремиться к превышению уже достигнутого показателя. Сколько еще только в краевой столице начатых строительством или заложенных на стадии фундамента торгово-развлекательных центров?
По статистике, приведенной сопредседателем Ставропольского краевого отделения «ОПОРА РОССИИ» Павлом Мрвалевичем, более 80 процентов предпринимателей Ставрополья имеют отношение к сфере торговли. По другим данным, каждый четвертый житель края занят в этой отрасли.
Торгуют все
Что обидно, при таком обилии торговых точек купить местные продукты, произведенные у нас в крае, весьма проблематично. А что касается цен, то они приближаются по многим продуктам к московским, а по товарам выше, чем в столице. Не случайно наши торговцы ездят в Первопрестольную на закупки. Возьмут там подешевле, продадут здесь подороже, вот и весь бизнес. Удивительно, как всей этой торговой армаде удается выживать при такой конкуренции за покупателя?
А что же сам покупатель? Куда ведут его ноги, и куда он несет свои деньги? Сегодня речь пойдет о продуктах. О тех, про которые уже не первый год кричит слоган: «Покупай ставропольское!». Слоган-то есть, а вот продукты пойди-сыщи. Есть отдельные наименования в сетевых магазинах, но не густо. Ну какая выгода тем же «Магнитам», которые заполонили край, насыщать свои прилавки местными товарами, когда им удобнее и прибыльнее через свои распределители получать то, что закупает их «родитель» ЗАО «Тандер» огромными партиями у своих поставщиков в Краснодарском крае, других регионах России и за рубежом.
Помочь ставропольскому производителю найти своего покупателя, а покупателю - необходимый местный продукт решили в региональном отделении «ОПОРА РОССИИ». Посчитали, что в конечном итоге выгоду должны получить все. Главное - повысится отдача торговых сетей, чтобы местный предприниматель мог больше заработать, а бюджет - получить больше налогов. Предложенный пилотный проект его инициаторы называют не коммерческим, а социальным.
Дешевый сыр не будет в мышеловке
В чем суть проекта? По словам уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе края Николая Сасина, речь идет о создании в имеющейся торговой сети системы, проводящей местные ставропольские товары. Строить альтернативу крупному ритейлу сегодня невозможно, он крепко стоит на ногах. Малый и средний бизнес не конкурент крупному. Но малых магазинчиков, расположенных в шаговой доступности, у нас в сотни раз больше, чем крупных. И больше, чем тех же «Магнитов». Принято считать, что эти малые магазинчики подбирают то, что не взяли крупные сети, т.е. нередко неходовое, залежалое, не очень свежее. Инициаторы проекта хотят насытить эти малые магазины свежими ставропольскими продуктами. Сегодня наши производители жалуются, что не могут пробиться в крупные сети, потому что не в силах соблюсти их условия. Это расписанные на большой период графики поставки, соответствующая упаковка, выполнение условий по ассортиментному минимуму, сортности и т.д. Крупным сетям выгодно брать продукцию у крупных производителей. А куда сбывать ее фермеру, владельцу небольшого перерабатывающего цеха? Вот этих середнячков и малышей и решили объединить в пилотном проекте.
Его оператор Александр Савченко говорит, что в их сети уже около 1000 магазинов и 20 производителей. «Мы объединяем магазины шаговой доступности и за счет объема продаж сокращаем наценку». Прежде каждый маленький магазинчик сам выходил на поставщика и заключал договор на небольшой, посильный для него объем поставок. Но есть правило: чем больше закупка, тем меньше цена. Т.е. одну шоколадку нам продают за 100 рублей, а 30 шоколадок продадут со скидкой по 80 рублей за плитку.
Каждый производитель и каждое торговое предприятие, включенное в эту товаропроводящую систему, находят друг друга через оператора. Информация аккумулируется в компьютерной базе. И по заявке магазина производитель или оператор, у которого есть транспорт и пункты упаковки, осуществляют оперативно поставку.
«За счет чего будет зарабатывать оператор этой товаропроводящей сети?» - поинтересовались журналисты. «Мы зарабатываем на скидке производителя, увеличивая количество участников», - пояснил Савченко. В пилотный проект уже включились производители продуктов питания из Александровского, Изобильненского, Кочубеевского районов. С перекупщиками эта товаропроводящая сеть не работает. По крайней мере, пока заявляют так. И это вселяет надежды, что, может быть, действительно мы в своих «домашних» магазинчиках сможем покупать свежие ставропольские продукты по приемлемым ценам.
Но возникает вопрос, какие? Этот вопрос мы задавали инициаторам проекта. Пока что речь идет обо всем, кроме овощей и фруктов. На вопрос о возможности реализации через эту товаропроводящую сеть сезонных местных овощей и фруктов было сказано, что муниципальные власти, мол, проводят акции «Овощи - к подъезду». Хотя очевидно, что, кроме пенсионеров и домохозяек, мало кто приобретает овощи-фрукты по этой акции. Здесь ведь покупают мешками, ящиками про запас, как привыкли еще в советские времена, а в магазинчике шаговой доступности можно купить 1-2 килограмма, что привычнее для большинства семей в нынешние времена.
Контролеры - прежние
«Как будете решать вопрос входного качества предлагаемых к реализации продуктов?» - допытывались журналисты. По словам уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе Николая Сасина, «на сегодняшний день качество гарантирует сам производитель». Остается надеяться, что короткое плечо доставки от производителя до торгового прилавка позволит получать для продажи свежую продукцию. При этом было сказано, что с частниками, владельцами личных подсобных хозяйств эта товаропроводящая сеть не работает, только с теми, у кого есть счет в банке. К вопросу контроля качества журналисты возвращались в ходе пресс-конференции неоднократно. Но и Николай Сасин, и Павел Мрвалевич твердо заявили, что есть уполномоченные на то государственные органы типа фитосанитарного контроля, Роспотребнадзора, им и карты в руки. Возник и еще один вопрос: не собирается ли новая сеть потеснить фирменную торговлю, которую развивают крупные переработчики края. Было сказано, что фирменная торговля для предприятий - дело очень затратное, а участие в пилотном проекте имеет очевидные выгоды.
Все последние годы наши предприниматели, занимающиеся бизнесом в торговле, стенали, что задавил крупный ритейл, и через него не пробиться местным. Сейчас появились люди, которые объединили и продолжают объединять местных, чтобы сообща продвигать ставропольское и дать торговому бизнесу стимул работать эффективнее. Инициаторы проекта не собираются ограничиваться только территорией Ставрополья. Как сказал Павел Мрвалевич: «Будем в перспективе участвовать в тендерах, продвигать ставропольскую продукцию в другие регионы, которые заинтересованы в наших поставках».
Проект разработан для решения одной из ключевых проблем развития бизнеса - проблемы сбыта для ставропольских производителей и вытеснения наших предприятий торговли федеральными сетями. Для создания альтернативы крупному ритейлу и кооперируются представители местного производства и торговли. И это тем более важно, потому что, к сожалению, привлекательность занятий предпринимательством в последние годы заметно снижается.
Не престижно или не выгодно?
Европейский банк реконструкции и развития провел исследование среди студентов российских вузов. Только 2 процента респондентов ответили, что планируют связать свою судьбу с предпринимательством. Интересную статистику привел Николай Сасин. Гражданам был задан вопрос: планируете ли вы открывать свой собственный бизнес? Предлагались варианты ответов: «занимаюсь этим в данный момент», «да, но ничего не получилось», «нет, но планирую этим заняться», «нет, и не планирую этого делать». Число тех, кто занимается или планирует заняться предпринимательством, неуклонно снижалось с 2008 по 2013 год. А число тех, кто не намерен связывать судьбу с бизнесом, растет.
«Сегодня государственная политика имеет социальную направленность, но нужно стимулировать частную инициативу людей», - заметил Николай Сасин. На пресс-конференции вспомнили о санкциях Запада в отношении России в связи ситуацией на Украине. По мнению ньюсмейкеров встречи, чтобы санкции не ставили нас на колени, нужно менять ориентиры госполитики с крупного бизнеса на средний и малый. Они более мобильны и готовы быстрее отвечать на вызовы времени и ситуации. Сегодня по статистике, приведенной «ОПОРОЙ РОССИИ», консолидированная прибыль всего среднего и малого бизнеса страны сопоставима с прибылью одной из крупнейших компаний - ОАО «Газпром». Доля малого бизнеса в общем сальдированном финансовом результате начинает сокращаться. У бизнеса нет уверенности, долгосрочные инвестиции не планируются. По данным Федеральной налоговой службы, 2013 финансовый год каждая четвертая компания закончила с убытком.
И все же наряду с крупным малый и средний бизнес завоевывает свое место в экономике. В минувший понедельник страна отметила один из новых своих праздников - День российского предпринимателя. Сегодня в валовом региональном продукте Ставрополья на долю малого бизнеса приходится около 30 процентов. Предпринимательской деятельностью на территории края занимаются почти 23 тысячи малых предприятий, а также 74 тысячи индивидуальных предпринимателей и почти 15 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Лидируют, как уже отмечалось выше, оптовая и розничная торговля. 11,5 процента предпринимателей занято в строительстве. 12,1 процента - в промышленности и всего 2,6 процента в сельском хозяйстве.
В малом бизнесе трудится пятая часть всех работающих в экономике края. Решению проблемы занятости помогает и индивидуальное предпринимательство. В прошлом году, к примеру, именно они насыщали рынок чулочно-носочными изделиями, деревянной мебелью, музыкальными инструментами, играми и игрушками. Весома их доля в производстве верхнего трикотажа, круп, ряда изделий из полимеров.
Важно то, что предприниматели Ставрополья ищут новые формы работы, реализуют новые инициативы. Свидетельство тому - пилотный проект по развитию товаропроводящей сети для ставропольских продуктов питания, презентованный накануне Дня российского предпринимателя.
А как у них?
Чтобы понять, что такое малый бизнес для Запада, достаточно просто пройтись по улице любого города: семейные отели, уютные ресторанчики и кафешки, небольшие парикмахерские, АЗС, удобные косметические салоны, вкусно пахнущие пекарни и многое другое, владельцы которых - уважаемые и почитаемые в городе люди.
Не случайно 98-99 процентов европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». А в Великобритании более 80 процентов (!) составляют небольшие компании, в которых трудятся менее 50 человек. Как говорил в свое время Уинстон Черчилль: «Девиз британцев - бизнес несмотря ни на что».
По количеству работающих к малому бизнесу относятся предприятия с числом работающих: до 50 человек в Великобритании; менее 100 человек в ЕС (среднему - от 100 до 250 человек); до 500 человек в США.
Доля малого бизнеса в экономике ведущих стран мира: практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без его продукции и услуг. Можно в качестве примера привести Испанию. Доля малого бизнеса в ее строительной индустрии составляет 30 процентов, в промышленности - 31 процент, в судостроении - чуть менее 30 процентов, в сельском хозяйстве - 80 процетов и т.д.; Германию, где, вопреки устоявшимся стереотипам и заложенным мифам, опорой, к примеру, немецкой экономики служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические концерны, а... малые и средние предприятия (они составляют 99,7 процента всех коммерческих предприятий.
В большинстве стран существуют специальные правительственные органы с широкими полномочиями и не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку. В Великобритании - Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса; в США - Администрация малого бизнеса (14 тысяч отделений по всей стране); в Германии - Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий и т.д.
Все они являются надежным тылом малых предпринимателей. Заметим, в большинстве стран существует единый орган, оказывающий помощь малому бизнесу, а не множество различных структур, как на постсоветском пространстве.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет