Вы здесь
Кисловодский финал Фридриха Цандера
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В сентябре исполняется 40 лет со дня открытия в Кисловодске Музея истории космонавтики имени Ф.А. Цандера. Ныне он имеет статус отдела Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» и является единственным музеем космического профиля на Ставрополье и на всем Юге России.
Почему имя одного из пионеров отечественной ракетной техники было присвоено кисловодскому музею? Как Цандер связан с городом-курортом? Об этом говорил на торжественном митинге, посвященном 127-й годовщине со дня рождения известного советского ученого, директор музея «Крепость» Сергей Лузин. Дело в том, что весной 1933 года Фридрих Цандер по настоянию врачей и коллектива Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, где он работал вместе с Сергеем Королевым, поехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился сыпным тифом, ослабленный организм не справился с тяжелой болезнью, и 28 марта 1933 года одаренный инженер-конструктор умер на 46-м году жизни. Похороны Фридриха Артуровича Цандера состоялись 2 апреля в Кисловодске, а 11 августа 1959 года благодаря усилиям главного конструктора ракетно-космических систем России, академика РАН Сергея Павловича Королева на Братском кладбище был торжественно открыт гранитный памятник ученому. Так Фридрих Цандер навечно остался на кисловодской земле. А 40 лет назад в городе-курорте был создан Музей истории космонавтики имени Ф.А. Цандера.
Сейчас уже только те, кто когда-то работал или теперь трудится в области российской космонавтики, помнят имя выдающегося ученого. И потому так важна проводимая коллективом Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» работа по пропаганде истории отечественной космонавтики среди школьников и молодежи Кавминвод. Нельзя забывать и о вкладе великих ученых, конструкторов, инженеров, которые, порой забывая об отдыхе, в суровых условиях закладывали фундамент для космической отрасли нашей страны. Именем Фридриха Цандера названы улицы в Москве и Кисловодске, кратер на Луне. А в музее «Крепость» открылась юбилейная выставка из фондов музея «Ф.А. Цандер в Кисловодске».
Из представленных здесь уникальных документов и фотографий можно узнать немало интересного как о жизни самого Цандера, так и о его изобретениях, научных разработках. Здесь же можно увидеть воспоминания его коллег, издания его трудов разных лет, памятные медали и значки, макеты космической техники и сувениры. На открытие выставки пришли после митинга ветеран космодрома Байконур А. Голубев, начальник Кавказской горной обсерватории МГУ имени М. Ломоносова П. Кортунов, ветеран музейного дела, автор одной из первых экспозиций Музея истории космонавтики имени Ф.А. Цандера Л. Труфанов, преподаватели и ученики кисловодских школ.
«Вперед, на Марс!» - таков был девиз жизни Фридриха Цандера - первого инженера-конструктора, подчинившего всю свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществлением космических полетов. В 1933 году в небо Подмосковья взлетели две первые советские ракеты. На одной из них стоял двигатель конструкции Цандера. К сожалению, изобретатель лишь немного не дожил до этого исторического момента. А начиналось все еще в детстве мальчишки, родившегося в 1887 году в Риге в семье балтийских немцев и в два года потерявшего мать, умершей при родах сестры Фридриха. Пятерых детей воспитывал отец - врач по профессии, увлекавшийся естественными науками и техникой. Именно он своими рассуждениями о других планетах и неземных разумных существах развил в любознательном сыне стремление к звездам. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль о возможности полетов на другие планеты. Эта идея не оставляла Цандера всю жизнь.
А потом была учеба Фридриха в Рижском городском реальном училище, готовившем специалистов для промышленности и торговли, которое он окончил первым учеником. В конце XIX - начале XX веков это училище закончил целый ряд будущих знаменитостей: Сергей Эйзенштейн, будущий народный артист СССР Соломон Михоэлс, будущий президент Академии наук Латвийской ССР Паулс Леиньш и другие. В последнем классе училища Цандер по совету одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», и укрепляется в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов. Высшее образование Фридриху Цандеру дал Рижский политехнический институт. Уже в 1907 году, двадцати лет от роду, он написал для себя план исследования по теме «Вопросы строительства космического корабля». В 1908 году завел особую тетрадь «для расчета мировых кораблей» и впервые в мире обосновал идею космических оранжерей, то есть производства продовольствия на борту космического корабля. В 1909 году Цандер возглавил Рижское студенческое общество воздухоплавания. В это же время он высказывает мысли о возможности использования в качестве топлива отработавших свое частей самой ракеты, о возможности соединения Земли и Луны тросом (термин «космический лифт»), а также идею использования для движения космического корабля магнитного поля Земли.
После окончания института Фридрих Цандер поступает работать на завод «Проводник», являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. И здесь он остается верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы, и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд. Во время Первой мировой войны завод со всем персоналом эвакуируется в Москву. В 1919 году Цандер переходит работать на московский авиационный завод «Мотор». Вместе с Циолковским он создает «Общество изучения межпланетных сообщений». Его исследования требуют от него все больше и больше времени, и Фридрих Артурович решает уйти с завода и работать дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано: «... отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода «Мотор» отчислили Цандеру свой двухмесячный заработок. Отметим, что это был 1922 год!
В последнее десятилетие своей жизни ученый постоянно выступает с докладами, публикует в технических журналах статьи по космической тематике, ездит с лекциями по крупным промышленным центрам страны. Ракетными проблемами он по-прежнему занимается дома, в нерабочее время. Цандер строит первый ракетный двигатель ОР-1 из обыкновенной паяльной лампы. Ставит удивительные для того времени проблемы: использования гравитационных полей Солнца и планет для изменения скорости ракеты, использования давления солнечного света для обеспечения транспортировки грузов в космосе («солнечный парус»), жизнеобеспечения в космосе и противометеоритной защиты и многие другие. В 1931 году Фридрих Цандер становится председателем созданной им Группы изучения реактивного движения (ГИРД) председателем технического совета которого назначен Сергей Королев. Здесь в короткие сроки был создан двигатель ОР-2. Но Цандеру уже не суждено было участвовать в испытании ракеты ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем. Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ вызвали сильное переутомление. Он уехал в Кисловодск, который и стал для талантливого советского ученого и инженера-конструктора последней гаванью.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru