Вы здесь
ФИНАНСОВЫХ НАРУШЕНИИ НА 12 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Известно, что деньги любят счет. А бюджетные, т.е. средства государственной казны - особенно. Контроль за их расходованием возложен на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. В регионах этим занимаются ее территориальные управления. В конце минувшей недели на расширенном совещании с участием руководства ФСБ, прокуратуры, представителей полпредства президента в СКФО, федерального казначейства, краевых правительства и Думы ставропольское территориальное управление Росфиннадзора озвучило результаты своих финансовых проверок, проведенных в 2014 году.
Всего за отчетный период ревизоры провели их более 200. Получается, что выезжали для контроля в организации и ведомства почти каждый день, исключая выходные и праздничные дни. Из 85 миллиардов рублей, поступивших на Ставрополье из федерального бюджета в 2013 году, «обревизовано» 72 процента, что в абсолютных цифрах составляет 61 миллиард рублей. В результате выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации при расходовании 12,63 миллиарда рублей.
«Нецелевка» потянула на 2,8 миллиона. Неэффективное использование бюджетных средств и материальных ресурсов - на 1,92 миллиарда. Из них на миллиард рублей неэффективных расходов - «заслуга» органов исполнительной власти (местного самоуправления). 471, 26 миллиона рублей составили неправомерные расходы. И на 10 с лишним миллиардов рублей выявлено так называемых «других финансовых нарушений». Эти «другие» не только, как и в предыдущем году, сохранили первое место в структуре всех, обнаруженных ревизорами, но и превысили в суммарном исчислении в пять раз показатель 2013 года.
Финансисты - двоечники
Как отметил в своем докладе руководитель Ставропольского теруправления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Геннадий Кутепов, львиная доля таких нарушений связана с несоблюдением правил ведения бюджетного учета, искажением данных отчетности, нарушением порядка учета и сохранности федерального имущества, процедур конкурсных закупок, кассовой дисциплины, необоснованным принятием сверхлимитных бюджетных обязательств. Короче, все нарушали вроде бы понемножку, а в результате в копилке нарушений оказалась сумма, практически равная годовому дефициту краевого бюджета. Эти деньги не украдены, не присвоены, просто вот такие у нас ведомства - распорядители бюджетных денег. Троечники-двоечники, одним словом.
Вот несколько примеров. Министерством образования и молодежной политики края материальные ценности стоимостью 1,27 миллиарда рублей, приобретенные за счет средств, выделенных из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования, не были переданы в собственность муниципальным образованиям.
В управлении финансового обеспечения минобороны РФ по Ставропольскому краю ревизоры финнадзора установили, что должностными лицами войсковых частей не представлены первичные документы, подтверждающие право пользования земельными участками стоимостью более 3 миллиардов рублей.
Как уже было отмечено, почти на 2 миллиарда рублей потянуло неэффективное использование бюджетных средств. И здесь имеются впечатляющие примеры. Так, в федеральном государственном бюджетном учреждении «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю» 679 миллионов рублей средств федерального бюджета израсходовали в полном объеме. А строительство объекта «Кугультинский дюкер (реконструкция 1-й нитки) Ипатовский район Ставропольского края» не завершили, объект в эксплуатацию не введен.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства края своевременно не освоило 306 миллионов рублей. Как результат - сорвана реализация федеральной целевой программы «Юг России» по объекту «Прокладка второй нитки междугородного канализационного коллектора Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск» (первый этап строительства). По этому же министерству не введены в эксплуатацию наружные сети электроснабжения к металлургическому заводу Ставсталь (первая очередь, комплекс прокатного цеха). Также не введены и наружные сети электроснабжения к заводу по производству лекарственных форм антибиотиков (строительство ВЛ-110 кВ»), в результате чего 615 миллионов рублей, выделенных из Инвестиционного фонда, остались неосвоенными.
«Эффективность расходования бюджетных средств - один из столпов обеспечения устойчивого развития экономики», - подчеркнул Геннадий Кутепов, еще раз обратив внимание на одну из главных задач ревизоров.
Кому нужно внимание правоохранителей
А вот что касается неправомерности расходования федеральных денег и материальных ресурсов, то этот вид нарушений, по мнению главы Ставропольского подразделения Росфиннадзора, требует более пристального внимания правоохранительных органов. За прошлый год в суммарном выражении данные нарушения по краю потянули на 471 миллион рублей. Здесь свои «отличившиеся».
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополья оплатило подрядчику акты о приемке выполненных работ с недостоверными сведениями почти на 54 миллиона рублей. Похоже, «доброе» министерство не озаботилось проверкой сделанного. Еще один «добрячок» - комитет градостроительства администрации Ставрополя. Он произвел оплату работ подрядчикам за счет средств бюджетных кредитов, предоставленных из федеральной казны на развитие дошкольных образовательных учреждений, по актам, в которых объемы работ были завышены на 2 миллиона рублей. «Отличилось» и министерство физической культуры и спорта Ставрополья. При отсутствии оправдательных документов, подтверждающих фактическое выполнение работ на физкультурно-оздоровительном комплексе в Зеленокумске, администрации муниципального образования было перечислено 40 миллионов рублей из средств субсидии, выделенной в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Свою лепту в нарушения внесла и администрация поселка Солнечнодольск Изобильненского района. Она неправомерно израсходовала 10 миллионов рублей из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, включив в муниципальную адресную программу на 2013 год многоквартирные дома, не имеющие на то правовых оснований.
Квартиру «подарили» не тому
И, наконец, о наиболее резонансном виде нарушений - нецелевом использовании бюджетных средств. В 2014 году их было выявлено на сумму 2,79 миллиона рублей. Одно из таких нарушений просто поразительное. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, приобрело квартиру стоимостью 880 тысяч рублей человеку, не относящемуся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это в то время, когда официально признанные нуждающимися в получении жилья солдаты Победы все еще ждут не дождутся своих новоселий!
Материалы проверок, в ходе которых были выявлены факты, указывающие на наличие признаков состава преступления, переданы ревизорами в ГУ МВД по Ставропольскому краю и УФСБ по СК. Важным показателем эффективности работы ревизоров теруправления Росфиннадзора является сумма денежных средств, возмещенных или восстановленных по результатам ревизий и проверок, а также взысканных штрафных санкций. За прошлый год она составила свыше трех с половиной миллиардов рублей.
По госзакупкам выявили 40 нарушений
В 2014 году в работе Росфиннадзора появилось новое направление. Это контроль за соблюдением норм федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд. В ходе 10 ревизий проверены госзакупки на общую сумму около 250 миллионов рублей. Выявлено 40 нарушений процедурного и финансового характера на сумму 76,5 миллиона рублей. Только в федеральный бюджет в виде штрафных санкций за нарушение поставщиком условий контракта перечислено 659 тысяч рублей. При этом ревизоры классифицировали наиболее типичные нарушения. В их числе - неприменение заказчиками мер ответственности, в том числе штрафных санкций, к поставщикам, подрядчикам, исполнителям, нарушающим условия контракта. Т.е. неисполнительность, необязательность прощается. Не соблюдаются требования о проведении экспертизы поставленного товара. Случаются и изменения существенных условий контракта в процессе его исполнения. При этом еще раз подчеркну, что речь идет о госзакупках для федеральных нужд и за счет федеральных денег. Похоже, как раз тот случай, когда иная доброта хуже воровства.
Оригинальный способ борьбы с коррупцией
Есть у Финнадзора и еще одно важное полномочие - это «контроль за контролем». В 2014 году ревизоры теруправления провели анализ исполнения бюджетных полномочий в 8 органах государственного и муниципального контроля Ставропольского края. Под «лупу» попали министерство финансов края, контрольное управление администрации Ставрополя, финансовые управления администраций Невинномысска, Ессентуков, Пятигорска, Александровского, Грачевского, Изобильненского районов. Местные блюстители казны более лояльны к нарушителям, чем их коллеги из Росфиннадзора. Их представления или предписания зачастую носят лишь рекомендательный характер. Да и эти представления и предписания не всегда направлялись нарушителям финансовой дисциплины.
К примеру, в администрации Изобильненского района, выявив, что в подведомственных структурах впустую потрачены народные деньги, вместо законного требования вернуть их государству, направили представления, «рекомендующие возместить в доход бюджета неправомерно израсходованные денежные средства». «Решение отдали на откуп тем, кто разбазаривание и допустил. Оригинальный способ борьбы с коррупцией!» - выразил свое негодование руководитель теруправления Росфиннадзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные структуры осуществляют также валютный контроль. Как было отмечено, ставропольские ревизоры на этом правовом поле боя не знают поражений уже 5 лет. Все постановления о наложении административных штрафов за нарушение валютного законодательства, как правило, признаются судами законными. На протяжении последних пяти лет управление ведет активную политику предупреждения нарушений валютного законодательства.
На упреждение нарушений нацелен и внешний контроль качества работы аудиторских организаций, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа. Такие проверки в течение года проводились не только в Ставропольском крае, но и в Северной Осетии-Алании, Дагестане, Чеченской Республике. Выявлялись нарушения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности, требований нормативно-правовых актов. Отмечено, что участились факты уклонения аудиторских организаций от такого внешнего контроля. В поиске обходных путей они самоликвидируются, переходят из одной саморегулируемой организации в другую. Трудность в том, что отсутствуют нормативные акты, позволяющие привлечь таких аудиторов-ловчил к ответственности. Требуется внесение изменений в законодательство. Как отметил Г. Кутепов, они свои предложения уже подготовили.
В декабре 2014 года Росфиннадзор получил дополнительные полномочия по обращению в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным.
«Контроль за соблюдением бюджетного законодательства был и остается приоритетной задачей в работе службы, - отметил Г. Кутепов. - И здесь, мы всегда это подчеркивали, важно не столько выявить нарушение, сколько не допустить его впредь». «Работы для ревизоров меньше не станет», - подчеркнула и заместитель председателя правительства края - министр финансов Лариса Калинченко.
Галина Сергушина.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru