Вы здесь
ИСПОВЕДЬ РОЖДЕННОГО ЛЕТАТЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Биографические заметки Евгения Дмитриевича Басулина, Героя Советского Союза, летчика-истребителя, капитана ВВС.
«Я - русский, родился 3 октября 1917 года в селе Вазерки, что под Пензой. Жили всем семейством в Пензе: отец Дмитрий Семенович, деятельный человек, «выдвиженец 20-х гг.» (как некогда говорили), мать - Мария Федоровна, умная, заботливая женщина, старший брат - Николай, младший - Борис. Жили в центре города, а рядом река Сура, приток Волги.
Эх, речка! Эй, пацаны-озорники, девчонки-хохотушки! Где вы? А на том берегу моя мечта - аэродром аэроклуба. Но сначала семилетка в школе № 4, что на улице Володарского, потом механический техникум, футбольная команда знаменитого на всю страну ЗиФа (завод имени М.В. Фрунзе).
И все-таки на том берегу сурские небеса одарили меня двумя крылами: там, за Сурой, «встал на крыло» - впервые самостоятельно взлетев на «У-2».
«Комсомол - на самолет!» - звучал лозунг по всей стране. Так и повела меня моя летная судьба.
1935 год - г. Оренбург, военная летная школа. 1938 год - лейтенант, летчик-истребитель, здесь же продолжаю службу летчиком-инструктором.
А вот и она - моя Марусенька, девчоночка-уралочка, женушка моя.
Как это в песне поется - «Мы, друзья, перелетные птицы». Да - в город Горький (Нижний Новгород), на авиационный завод летчиком-испытателем. Интересно, ответственно, почетно. Еще бы! - бок о бок работаешь с самим Лавочкиным1.
Лето 1941 года. Я с Мусенькой на вечере танцев. Наш сынишка здесь же на руках сослуживцев, а мы танцуем. Звучит «Рио-Рита». Ах, как упоительно! Неужели? Да, последнее впечатление мирной жизни.
Сбор летного состава - война! Притихли, присмирели друзья. Потом одумались, встрепенулись и... запросились на фронт. Как бы не так! Здесь то же дело! А мой близкий товарищ (вот бродяга!) взял и улетел на фронт.
«Хочешь повоевать? - вот тебе Сталинград!»
Гумрак2. Рев моторов. Сотни боевых вылетов. Взлет - посадка. Посадка - взлет. Первый сбитый фашистский самолет. Первые потери боевых друзей. От вылета до вылета. Упоен воздушной схваткой. Жить одним днем? Это слишком много. Живу от вылета до вылета. Так свободней. То велит моя крылатая душа!
От винта! Курская битва - «Курская дуга». Жестокая драка. И день, и ночь. Нет пощады ни мне, ни врагу. И вдруг среди кромешного ада - в Москву! В Кремль! Михаил Иванович Калинин - «всесоюзный староста» - вручает мне золотую звезду Героя Советского Союза.
От винта! Последний бой. Одна беда не ходит: сначала отлетел «фонарь». Замешкался и получил по хвосту. Горю. Вываливаюсь из кабины. Парашют. Падаю.
Авиационный госпиталь в Москве, в Сокольниках. Полгода в гипсе. Рядом в соседней палате Василий Сталин, сын Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Василий - тоже боевой летчик.
И снова в небе. Атакую, но... в учебном полете с молодыми курсантами Армавирского летного училища.
Войне конец! Демобилизовался - как на землю свалился.
Вот моя родная Пенза. Учеба в сов- партшколе. Инструктор в райкоме партии, партсобрания, семинары, бумажная волокита - нет, это не по мне!
Все, что было со мной на войне, обернулось во мне страшной головной болью - правый висок пробит навылет. Врачи советуют операцию, пункцию спинного мозга, но успех не гарантируют. Рискнуть? Риск - благородное дело. Но сколько можно? Нет. Залью боль вином. Утихает. Забываюсь. Жажду перемены. Как? Каким образом?
«Уезжаем, Маша, на юг, в Ростов». 1952 год. Работаю на заводе. Получаю квартиру в центре города на улице Энгельса. Жизнь продолжается? Ай - нет! Падаю. Где тонко - там и рвется. Пробитый висок. Падаю. Успеть бы. Успеваю и вспоминаю.... Во сне иль наяву?
«Ленька! Юрка зевнул: у него немец на хвосте. Прикрой меня - я атакую! Готов! Отвал! Уходим, ребята! Ein Moment! «Бочку» вам3 на посошок! Все, уходим домой!»
Эх! Еще по одной! Полегчало. Забываюсь. Вспоминаю. Во сне иль наяву?
«Отец, мать, братья (ай-да на речку!) Муся, дети, друзья, самолеты, аэродромы, Гумрак».
Кто я! Кем был? Летчик-истребитель. 28 лично сбитых самолетов. Один на один. Не для рапорта, не для протоколенно-штабных служак.
Падаю и поднимаюсь. Читаю Сергея Есенина, как молитву:
«До свиданья, друг мой,
без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
Отрываюсь... Взлетаю... Летит моя душа. Как прекрасна жизнь! Но как глупо ходить по Земле вниз головой, когда над тобой такая свободная стихия неба! Лети, моя крылатая душа!
Примечания:
1Лавочкин Семен Алексеевич, советский авиаконструктор.
2Гумрак - аэродром под г. Сталинградом.
3«бочка»- фигура высшего пилотажа.
Геннадий Басулин.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru