Вы здесь

Законодательные новации в образовании анализирует Роман Савичев

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

11.01.2013 г.
Законодательные новации в образовании анализирует Роман Савичев

Под занавес 2012 года был принят Закон «Об образовании», положения которого на протяжении долгого времени вызывали бурные дискуссии в российском обществе. Потому обсуждение документа затянулось на несколько лет.

По данным «Российской газеты», с момента, когда законопроект поступил из Правительства РФ в Госдуму, с поправками в парламент обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений. Под давлением общественного мнения целый ряд положений законопроекта претерпел значительные изменения. В итоге кардинально система образования в нашей стране не меняется, однако в ближайшее время все же появится целый ряд серьезных нововведений, рассказывает руководитель известного на Ставрополье юридического агентства «СРВ» Роман САВИЧЕВ.
- Я в силу специфики своей деятельности внимательно отслеживаю события на отечественном правовом поле. И думаю, вряд ли хоть один взрослый гражданин России остался равнодушным и не высказал – публично или просто в кругу семьи и друзей – собственного отношения к «переформатированию» системы образования. Уже нет смысла останавливаться на тех положениях, которые были исключены. Важно проанализировать то, что получилось, как говорится, на выходе. Итак, новый документ должен стать базовым и заменить два прежних закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Они были приняты еще в девяностых годах и уже перестали отвечать современным требованиям.
Нынешний закон заново выстраивает структуру российского образования, детально прописывая все его уровни – от дошкольного до высшего. Причем на все из них предусматривается закрепление государственных гарантий реализации права на образование. И наконец оказались зафиксированными принципы и акценты разворачивающихся последние несколько лет перемен в образовании – начиная от экономических изменений до содержания учебных программ.
Подчеркну, что вопреки широко звучавшим в прессе опасениям в России не вводится всеобщее платное образование. Согласно положениям закона дошкольное и общее образование в нашей стране остаются бесплатными и общедоступными. А вот высшее образование будет бесплатным на конкурсной основе.
Дошкольное образование теперь четко отделено от понятия «присмотра и ухода» за детьми. Закон дает преимущество записи в первый класс конкретной школы тем, кто проживает на закрепленной за нею территории. Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов возможен только в средних и старших классах, но не в начальных.
Что же касается высшего образования, то по новому закону действие результатов ЕГЭ имеет ограниченный срок – четыре года. Льгот при поступлении в вузы теперь заметно меньше. Однако окончательно решено, что без вступительных испытаний студентами становятся победители и призеры олимпиад. А дети-инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья принимаются высшими учебными заведениями в пределах квот – это 10 процентов. Однако льготники – сироты, инвалиды, дети военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел – проходят бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза. Правда, таким правом можно воспользоваться только раз.
Законом предусмотрены поддержка талантливых детей и создание для них особых условий, что было положительно оценено многими общественными деятелями. А для детей-инвалидов, предписывает закон, должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могут получить качественное образование. Причем отдельным пунктом прописано важное понятие «инклюзивного» образования.
На мой взгляд, особое значение имеет появление в законе пункта о языке. Согласно ему в России гарантируется получение образования на государственном, то есть русском, языке, а также выбор дополнительного языка обучения и воспитания.
Есть моменты особо актуальные для Ставрополья. В частности, закон регулирует вопросы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Случаев авторитарного закрытия малокомплектных сельских школ теперь не должно быть. Такие решения могут быть приняты только на основании положительного заключения специальной комиссии. В сельской местности ликвидация школ будет возможна только при учете мнения местных жителей.
В документе учтены также нормы, касающиеся школьной формы. По этому вопросу, напомню, Ставропольский край прославился на всю страну. Требования к одежде учеников по-прежнему останутся в компетенции образовательных учреждений.
Мы видим, что очевидных плюсов немало – власти и обществу, по большому счету, удалось прийти к компромиссу. Но вместе с тем я считаю вполне обоснованным мнение профессионального сообщества, называющего новый закон рамочным, то есть требующим принятия большого количества подзаконных актов. Кроме того, среди «узких» мест документа можно назвать непрописанность в нем финансовых механизмов. И от того, как оперативно новые акты будут приняты на разных уровнях, во многом зависит эффективность работы Закона «Об образовании».

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет