Вы здесь

«КАМНИ ПРОШЛОГО - СТУПЕНИ В БУДУЩЕЕ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Эта восточная мудрость как нельзя лучше подходит к воссозданному в Пятигорске Музею древностей под открытым небом.

История Музея древностей такова. Пятигорская экспозиция открытого Музея древностей начала создаваться еще в 1849 году, но фактически была сформирована в 1850 году. В прошлом году «музеуму», который находился в пятигорском парке «Цветник» в районе Академической галереи, исполнилось бы 165 лет. А тогда он просуществовал около тридцати лет. Восстановить уникальный музей хотели в шестидесятых годах прошлого века близ Новопятигорского сквера на одном из курганов, так как в «Цветнике» места для музея просто уже нет. Но дело, как всегда, застопорилось, и только в 2010 году

к идее возрождения Музея древностей обратился коллектив Пятигорского краеведческого музея. «Мы предложили, - говорит директор музея, кандидат исторических наук Сергей Савенко, - другое место под Музей древностей - на горе Горячая, чуть выше Китайской беседки. Такой вариант стал обсуждаться и был согласован с городской администрацией».

Закладка первого экспоната воссоздаваемого Музея древностей под открытым небом состоялась в Пятигорске в прошлом году в День города. Им стал жернов речной мельницы конца I тысячелетия нашей эры, найденный археологами в Буденновском районе Ставрополья. Как отметил Сергей Савенко, этот жернов в качестве первого экспоната был выбран не случайно. С этим предметом у древних народов связано много обычаев. В частности, жернов выступал в качестве обрядового предмета во время свадебных и погребальных обрядов. «Это полифункциональный предмет, - объяснил Сергей Николаевич. - Поэтому мы называем его жерновом времени. Жернов - это движение, в результате которого образуется мука, символизирующая жизнь человека в целом. Идея проекта «Воссоздание Музея древностей под открытым небом», которую мы предложили и разработали, была поддержана Министерством культуры РФ и минкультуры Ставропольского края».

Весь ансамбль древностей в законченном виде представляет собой круглую площадку диаметром 25 метров, выдержанную в соответствующей стилистике. Здесь расположены каменные предметы, относящиеся к разным пластам истории: Средняя бронза, Ранне-аланский период, Сарматское время, Киммерийско-Скифское время. Центральной фигурой стала точная копия статуи Дука-Бек. До отправки в тот, самый первый «музеум» эта трехметровая статуя стояла недалеко от Пятигорска в районе селения Этока. Каменное изваяние впервые увидел российский иссследователь немецкого происхождения академик Гильденштедт. В 1773 году он был в экспедиции на Кавказе, и статую ему показали местные жители, которые называли истукана Дука-Беком, но никаких легенд путешественнику не передали. В Пятигорск статую доставили при активном участии недавно тогда созданной дирекции Кавминвод, возглавляемой генерал-майором Д.А. Всеволжским. Позже, в 1881 году Дука-Бека увидел председатель Московского археологического общества граф Уваров, который заехал в Пятигорск по пути из Тифлиса, где проходил Пятый археологический съезд. Он посчитал, что уникальные памятники древности выставлены на довольно бойком месте, подвергаются всем неблагоприятным влияниям атмосферных изменений, а потому их надо спасать - экспонировать в центральный Императорский Российский исторический музей. Так и было сделано.

«Уже в наше время, - говорит Сергей Савенко, - ходили слухи, что статуя Дука-Бека утеряна, потом вновь найдена, но это не так. Дело в том, что тот зал, где она находилась, долго не работал. Недавно, где-то с 2000 года, туда стали пускать посетителей, и выяснилось - истукан стоит себе на своем месте». Отдать его назад в Пятигорск москвичи не могут, так как передача экспонатов, тем более таких масштабных, из одного музея в другой - дело бюрократически очень сложное. Но пятигорские музейщики нашли выход из положения. «Мы дерзнули воплотить совершенно уникальную идею, - продолжает рассказ Сергей Николаевич, - сделать копию с этой статуи. Обратились в ООО «Практика реставрации», и Дука-Бека сначала отреставрировали, почистили, а потом прямо в московской экспозиции объект огородили, и на него поэтапно накладывали материал, который, засыхая, образовывал форму. В ней отлили саму скульптуру. Копия получилась полной, что само по себе - беспрецедентный случай, когда масштаб соблюден один к одному. Наш Дука-Бек отлит из архитектурного бетона, а верхний слой в несколько сантиметров сделан под камень».

Вот так точная копия статуи Дука-Бека (время создания подлинника предположительно IV век н.э.) вернулась в центр Музея древностей на горе Горячей. А в пределах круга от центра радиально размещены другие уникальные каменные монументы, сохранившиеся до наших дней и копии не сохранившихся. В их числе деталь дольмена III тысячелетия до нашей эры, каменная ступа I тысячелетия до нашей эры, скифское мужское изваяние (VI-V веков до н.э.), жертвенный камень с изображением животных XIII-XIV веков нашей эры, каменный крест VIII-IX веков нашей эры. Экспонаты дополнены информационными стендами, дающими представление о месте каменных фигур в истории народов Северного Кавказа.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.