Вы здесь

О ЛЮБВИ ПОД КУСТОМ СИРЕНИ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Нет, и все-таки я не пониманию, может вы объясните, читатель, почему, когда любое медийное лицо или чиновник всерьез начинает проявлять повышенное внимание к вопросам культуры, для простого обывателя такой интерес практически всегда оборачивается культурным шоком?

Возьмем, к примеру, события четырехгодичной давности, последовавшие после принятия закона «О защите детей от негативной информации». Казалось бы, все логично и правильно, закон ввел запрет на информацию, «вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение». Поэтому и неудивительно, что изначально родители всей страны восприняли законодательную меру по разделению телевизионных программ на три возрастные категории - до и после 6 лет, после 12 лет и после 16 лет - на ура, не увидев в этом никакого подвоха. Чудеса начались позже, когда мамы и папы узнали, что под категорию «18+», помимо боевиков, мелодрам, скандальных телешоу, попали и мультфильмы «Ну погоди!» и «Чебурашка и Крокодил Гена». Причина - аморальное поведение главных героев, дескать, волк и крокодил, оказывается, пропагандируют курение и алкоголизм! Мол, уважаемые взрослые, вы этому учить детей хотите?

Впрочем, фокус с подменой понятий в тот раз не удался.

- Покажите хоть одного ребенка, кто взял в руки сигарету, вдохновившись образом Волка из мультика, - парировали доводы инициаторов нововведений родители. - Вы лучше зарубежных свинок Пепп, Спанч Бобов и иже с ними проверьте на соответствие моральной этике, а не выискивайте подвохи в советских мультфильмах. Так не ровен час, в запретный список и «Бременские музыканты» попадут, за пропаганду проституции, - вон, какое у героини короткое платье, - хулиганства, бродяжничества, азартных игр. А в одной из песен есть и вовсе строчки "мы любим убивать и бить баклуши... мы разбойники - пиф-паф и вы покойники» - пропаганда насилия и терроризма налицо. А «Приключения поросенка Фунтика»? Тоже без валерьянки смотреть противопоказано, ведь там целый букет правонарушений: похищение детей, использование рабского детского труда (в данном случае, работа в цирке), а также незаконное использование огнестрельного оружия. Ну, и как без главной настольной энциклопедии малолетнего преступника «Трое из Простоквашино»? Опять-таки, пропаганда бродяжничества, а также курения и незаконного владения имуществом (домиком в деревне). Вырезать и только.

Вот так потихоньку, где с помощью пикетов, где открытых писем чиновникам, да и просто всенародным высмеиванием очередной глупости, любимые мультфильмы удалось отстоять. Как отстояли россияне и гастроли театра «Рок-опера» с мюзиклом «Иисус Христос - супер звезда». Помните, читатель, словесные баталии, развернувшиеся в Ставрополе и Кавминодах, куда со спорным произведением приехала столичная труппа? «Не пущать на сцену! Запретить мракобесие, это же попрание чувств верующих - бились в истерике некоторые деятели, в то время как сама церковь ничего святотатственного в мюзикле не увидела и даже дала благословление на его постановку?

Между тем, были за эти годы и десятки других случаев наглядно показывающих, что, ребята, довольно, хватит генерировать в массы идеи, далекие от обыденной реальности и слабо соотносящиеся со здравым смыслом, ибо вместо популярности, к которой вы так стремитесь, вы обретете звание той самой унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Но не тут-то было.

На прошлой неделе коллекция «Маразм крепчал, и мысли лились» пополнилась еще одним эпизодом, когда на заседании патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, материнства и детства прозвучала мысль о том, что .....хорошо бы убрать из школьной программы рассказы «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина. Мол, они плохо влияют на детей и не способствуют идеалу формирования семьи, ибо указанные авторы воспевают «свободную любовь», которая ведет к печальному финалу: адюльтеру, самоубийству, распаду семьи.

«Эти яркие художественные образы - мина замедленного действия для наших детей. Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования», - заявил автор сего предложения, протоиерей Артемий Владимиров.

Мда, приехали. Один из законов Ньютона гласит, что любое действие рождает противодействие. Спросите, причем здесь физика, когда говорим о лирике? А кто сказал, что данная аксиома неприменима и в реальной жизни? Правда, звучит она в современной интерпретации примерно следующим образом: если человеку что-то долго и настойчиво запрещать, он костьми ляжет, но это сделает.

Несколько лет назад прокуратура Ставрополья потребовала изъять из школьных библиотек за «эротику, мистику, ужасы и хулиганские стихи» книги Ивана Бунина, Сергея Есенина, Владимира Набокова и ряда других писателей. По мнению сотрудников ведомства, данные произведения содержат в себе мистику, эротику и ужасы, что может негативно отразиться на детях, пробудив в них «боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создавая проблемы в общении между сверстниками».

- Школьникам рано читать такие книги, - уверенно заявлял журналистам помощник прокурора Шарипов . - У нас сейчас, если посмотреть сводки, дети в 9-12 лет грабежи совершают. Как, по-вашему, чего они начитались?

Между тем, у моей знакомой дочка в то время как раз заканчивала седьмой класс. До сих пор помню, что когда пришла к ним в гости, с удивлением обнаружила Дашку, сидящую не за монитором компьютера в социальных сетях, а на диване с томиком Бунина. Правда, идиллия продолжалась недолго. Мы еще и чай не успели допить, когда та с откровенно разочарованным видом захлопнула книгу, мол, уже три рассказа прочитала, а обещанного экшена все нет!

- Нет, ну нормально?! Что за подстава? - возмущались и другие ее сверстники, проштудировав от корки до корки «сомнительные» произведения, и не найдя там «ничего достойного внимания».

Что же учителя? Педагоги отнеслись ко всей ситуации философски, заметив, что нет худа без добра, и хорошо, что хоть такой конфуз со стороны правоохранительных органов заставил детей прочитать произведения не в кратком содержании, а в оригинале.

И вот теперь также оконфузился отец Артемий. Потому как, выражая личное мнение о вреде для детских душ данных произведений, он либо перепутал их с другими, либо просто недопонял, о чем писали наши классики. А писали же они явно не о пропаганде разврата и разложении семейных ценностей. Скорее, наоборот.

Возьмем, тот же рассказ Чехова «О любви». На мой взгляд, Любовь Павла Алехина и Анны - это самая что ни на есть ода нравственности, яркий пример самопожертвования, победы морали над собственными чувствами, когда интересы семьи и детей ставятся превыше всего. И как же бесконечно далек данный посыл от современной установки, льющейся на молодежь со всех сторон, дескать, бери от жизни все, ты достоин лучшего и ничего никому не должен.

- Нет, товарищи, врете. Должен. Должен семье, должен своим детям, которым своим опрометчивым поступком можешь сломать жизнь, - между строк, ненавязчиво красной нитью проводит данную мысль автор. Поэтому и герои в конце произведения расстаются, не строят свое счастье на несчастьи других.

Ни к чему плохому не призывает школьников и анекдотическая история Куприна «Куст сирени». Право, какую аморальщину узрел представитель церкви в поступке любящей жены, которая помогла мужу решить непростую ситуацию, когда тот дорисовал на архитектурном чертеже кусты, которых не было на участке, а начальник решил утром отправиться на место с проверкой. Вместо того, чтобы проклинать судьбу и мужа, женщина заложила свои драгоценности, купила кусты сирени и под покровом ночи посадила их вместе с садовником. И где, где здесь подлость? Я не вижу, зато налицо - жертвенность супруга в трудную минуту, взаимоподержка двух любящих сердец.

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», - описывает автор климат в семье. И разве он плох? Разве это не прямая репродукция семейной клятвы, которую мы даем перед Богом: и в горе и в радости, и в богатстве и бедности, пока смерть не разлучит нас?

Но, может, бунинский «Кавказ» расставит все точки над «i»? Тем более, что там - о, эврика! - самый настоящий адюльтер, супруга изменяет мужу. Однако, прочитав произведение, никакого смакования пикантных подробностей, постельных сцен и описания любовных утех вы там тоже не увидите. Просто, помните, как у Булгакова, «любовь напала как убийца из-за угла», и героиня не смогла ей противостоять. Да и вообще, «Кавказ» - это рассказ не столько о любви, сколько о том, как эгоизм одних приводит к смерти ни в чем не повинного человека. Оставленный и опозоренный муж кончает жизнь самоубийством на фоне прекрасной природы Кавказа... В общем, за эротоманскими фантазиями тоже не сюда. Здесь снова мораль, мораль и только мораль.

Мораль настолько сильная, что звучащее из уст отца Артемия «вдруг научатся не тому» применимо к данным произведениям выглядит надуманно и даже нелепо. Нелепо, хотя бы с той точки зрения, что российские и зарубежные шедевры мировой литературы априори должны учить правде жизни. Это миссия, заложенная в них, еще нашими предками.

Хотите чтения, ради того, чтобы просто буквы не забыть, покупайте букварь. Вот уж точно, «Мама мыла раму» не вызовет трепетных эмоций в сердцах и душах юных читателей, в отличие от того же Астафьева, Толстого, Достоевского, Солженицына, произведения которых нужно читать не только глазами, но и сердцем. А если все-таки поверхностно и без осмысления подходить к каждому произведению, то нам реально можно собрать все книги и бросить в топку. Особенно школьную литературу. Ведь «не тому» может научить каждое без исключения наше литературное достояние.

Право, чему хорошему может научить проститутка Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского или Анна Каренина Л. Толстого, бросившаяся под поезд? А Екатерина из «Грозы» Островского? У нас и так подростковый суицид зашкаливает, а после прочтения драмы вообще займем лидирующие позиции! А Пушкин? Отношения Онегина и Татьяны - вот где попрание семейных уз. «Маскарад» М. Лермонтова научит молодежь ролевым играм, в том числе на общественных мероприятиях. Купринскую «Яму» и упоминать к ночи не стоит, как и «Мастера и Маргариту» Булгакова.

А народное творчество? Если так посудить, уроки «злобы и кровожадности» начинаются у нас с самого детства. Не верите, почитайте детские сказки! Родной отец в сказке «Морозко» везет дочку в лес по приказу жены на верную смерть. В сказке «Мужик и ворон», птица выклевывает глаза крестьянину. В «Василисе Прекрасной» сиротка разгуливает по лесу с черепом с горящими глазами! Причем в конце повествования, огонь «вырывается из глазниц» и под радостный смех девочки испепеляет дочерна ее мачеху и сводных сестер. Гуманно?

А былины? Возьмем те же былины про богатырей. Вот Добрыня неторопливо общается с девушками, искупавшись в Почай-реке. Стоит он перед ними, красуется в костюме Адама, естественно («Добрыня и Змей»). Вот добряк Добрыня рубит саблей своей жене ноги, руки, губы. Постепенно, тоже не торопясь. Ну и голову напоследок.

Ну, что, тоже запрещаем для массового чтения или идем другим путем, оставляя классику в покое, на откуп потомкам и направляя свою энергию в более позитивное русло? Тем более, что заботиться о моральном облике молодежи можно и с помощью куда более достойных инициатив. Например, почему бы не поднять вопрос о возрождении бесплатного дополнительного образования, тех же кружков, секций? Понятно, что у чиновников такие разговоры популярности не сыщут, зато народная поддержка ораторам будет гарантирована.

Ну, или вот выступить против очередной инициативы Министерства связи и массовых коммуникаций, предлагающего вернуть в печатные СМИ рекламу алкогольных напитков. Представитель ведомства выразил мнение, что запрет на рекламу алкоголя «выгоден прежде всего крупным иностранным производителям алкоголя, которые не нуждаются в своей рекламе», в то время как региональный продукт часто не может выйти на рынок без рекламы. Кстати, весной прошлого года Минкомсвязи уже направляло в Федеральную антимонопольную службу предложение вернуть рекламу алкоголя и табака нужно в СМИ хотя бы до 2018 года. В ведомстве отметили, что реклама указанных продуктов финансово поможет СМИ в условиях экономического кризиса. Получается, какие дети, какой ЗОЖ, когда бизнес страдает?

Вон где реальная угроза для молодежи таится, а не в мировой классике. Но никто этого не хочет замечать, - уж больно хлопотно, и в какой-то степени опасно, сложно, трудоемко. Куда как проще вилами баламутить воду и выискивать иголку в стоге сена, где ее отродясь не было.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.