Вы здесь

АНДРЕЙ ЖВАКОВ: «ШКОЛА ДОЛЖНА ПАХНУТЬ ХЛЕБОМ И ДОМОМ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Недавно я побывала на Дне открытых дверей в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 25» в селе Красногвардейском. «Чем необычно это учебное заведение?» - спросите вы. А тем, что здесь созданы отличные условия для проживания, обучения и что не менее важно восстановления здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной этиологии и степени выраженности, в том числе с синдромом двигательных расстройств и ДЦП. Здесь даже в крайне серьезных случаях у многих ребят появляется возможность встать на ноги, а еще воспитанники школы день за днем проходят социализацию и учатся, казалось бы, элементарным вещам, которые пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни и которым, к сожалению, нередко не могут научить их родители. Для того чтобы показать наработки и рассказать о том, какими возможностями обладает в наши дни образовательный комплекс Ставрополья, и проводятся подобные мероприятия. Незадолго до этого День открытых дверей прошел в школе-интернате № 36 города Ставрополя, в которой обучаются и воспитываются дети с нарушениями слуха, а спустя пару недель аналогичное мероприятие состоится в Кисловодске, в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

Первоначально, когда мне предложили поехать в Красногварейское, я отнеслась к этой идее несколько настороженно. Казалось, ну что там может быть интересного - так, обычное рядовое отчетное мероприятие, каких проводят немало. Но я оказалась неправа.

Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к школе, - внушительных размеров прилегающая территория. Немного-немало - 6,5 гектара зеленого счастья. Это я о траве, которая растет везде, где нет асфальта и не разбиты клумбы, которые, кстати, сейчас пестрят тюльпанами и ирисами. Содержать такую территорию в порядке - непростое дело, в этом году траву косили уже дважды. Об этом рассказал руководитель учебного заведения, проводивший в этот день экскурсию для гостей.

Радушный хозяин и его подчиненные тепло встречали всех, кто приехал, отвечали на вопросы, показывали и рассказывали обо всем, что нас интересовало. С неизменным «здравствуйте» и улыбками приветствовали гостей и дети. Такая теплая дружеская атмосфера, на мой взгляд, дорогого стоит.

Вообще, Красногвардейская спецшкола-интернат была построена в 1965 году. В самом начале ее воспитанниками были всего 33 ребенка с диагнозом полиомиелит. Впоследствии с каждым годом число учащихся становилось больше. В 1988 году было построено новое просторное здание школы, состоящее из пяти блоков, которые соединены между собой широкими, светлыми переходами. Дети получили возможность учиться и лечиться в хорошо оборудованных классах и медицинских кабинетах. Многим из выпускников именно школа помогла найти место в жизни - несмотря на инвалидность, они смогли получить образование, в том числе и высшее, создали семьи.

В последние годы у учащихся появились новые, еще более впечатляющие, возможности. И эти позитивные перемены во многом связаны с тем, что учебное заведение возглавил новый руководитель - Андрей Юрьевич Жваков.

- Когда я пришел в школу, посмотрел на то, как построена работа и изучил дела, понял, что работать буду по-другому и что все свои усилия мы должны сосредоточить на обучении и лечении детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Коллектив меня поддержал. Чтобы воплотить это в жизнь, нужно было специальное оборудование. Мы обратились в министерство образования, и нашли там поддержку. А как в наши дни можно получить какое-то оборудование? Нужно стать участником какой-либо федеральной программы. Так вот в настоящий момент трудно подсчитать, в скольких программах мы участвовали. Благодаря этой работе, школа сегодня оснащена самым современным медицинским оборудованием. Говорить о стоимости его не буду, важно другое - подобный набор аппаратуры и тренажеров, которые применяются для коррекции нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, есть далеко не в каждом лечебном учреждении. И все это собрано в одном блоке, как в санатории, и детям не нужно никуда ехать, достаточно подняться на второй этаж одного из корпусов, - рассказывает директор школы.

Но не менее важно, на мой взгляд, то, что все это в школе используется по назначению. Восстановление и реабилитационное лечение воспитанников проводят высококвалифицированные врачи-специалисты. Медицинские работники осуществляют мониторинг здоровья детей, наблюдают за ними на протяжении всего периода обучения. Лечебные процедуры каждый ребенок получает по индивидуальной программе.

- У нас есть кабинеты массажа, физиотерапии, парафинолечения, стоматологический, психофизической релаксации. Одновременно в каждом из них могут находиться максимум два наших маленьких пациента, потому что каждому ребенку нужно уделить должное внимание, - поясняет заместитель директора по лечебной работе Наталья Хожаева.

Кстати, в комплексе с ЛФК и физической культурой одним из самых полезных, в то же время любимых детворой методов терапии, являются занятия в бассейне. В нем под присмотром опытного тренера и медицинской сестры проходят как уроки физкультуры, так и лечебно-адаптивные занятия. И вот что поражает - ребята, у которых такие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя здесь как рыба в воде. Нужно отметить, что бассейн в школе просто замечательный.

«Какое-то время назад он начал пропускать воду, и мы заменили чашу. Теперь с сентября по июль поддерживаем одну и ту же температуру воды, пола и воздуха - 28 градусов Цельсия. Вода в бассейне заменяется каждые три часа. Так что находиться здесь очень комфортно», - рассказали мне во время экскурсии по школе.

Еще один важный момент, о котором, наверное, нельзя не сказать - это то, что в каком бы месте ты не был, везде присутствуют так необходимые специализированному учреждению элементы инклюзии - пандусы, поручни и так далее, благодаря чему детки могут чувствовать себя комфортно.

Но позитивные перемены за эти годы коснулись не только так называемой лечебной составляющей.

«Знаете, когда я впервые вошел в школу, то почему-то мне показалось, что пахнет в здании квашеной капустой. И первая мысль в тот момент у меня была, что так быть не должно. Школа должна пахнуть хлебом и домом. Да - дети должны себя чувствовать в ней именно как дома. И я опять отправился в Министерство образования - помогите с оборудованием. «Опять тебе что-то нужно», - пошутили в ведомстве, но на обращение отреагировали. На тот момент оборудование для выпечки кондитерских изделий поставили в 33 школе Ставрополя. Мы поехали, посмотрели, и нам понравилось. Подали заявку, и вскоре похожая линия появилась и у нас. Сегодня в столовой делается вкуснейшая выпечка, запах которой распространяется по школе, особенно это чувствуется, когда заходишь в здание с мороза», - рассказывает руководитель.

Удалось учителям, воспитателям и медикам добиться и того, чтоб дети чувствовали в школе себя как дома.

«Представьте себе состояние ребенка, который попадает к нам. Родители - далеко, а у кого-то их нет вовсе. Так что ребята у нас в своем роде - беззащитны и очень уязвимы. И наша задача - помочь им. А значит, ни один ребенок не должен слышать в свой адрес ни одного плохого слова, и мы взрослые в любой момент должны быть готовы прийти ему на помощь, чтобы он чувствовал, что не один», - рассказывает Андрей Жваков.

А добиться этого можно, если не дистанцироваться от детей.

«Бывает так, идут дети, каждый здоровается, один остановился, начался разговор, останавливается другой, третий, четвертый, и постепенно вокруг тебя собирается толпа. И вот с того, что можно запросто обратиться к любому взрослому, в том числе и директору, так рождается доверие», - рассказывали педагоги. А еще дети, по их словам, не выносят того, когда кто-то не исполняет обещания. И такому человеку они больше не поверят. Так что дал слово - держи.

Если продолжать рассказ о школе, то нужно отметить, что сегодня в ней - 154 учащихся. У преимущественного большинства из этих детей есть мамы и папы, но есть в числе воспитанников и сироты. Первых забирают домой на каникулы и по выходным, вторые живут в интернате круглый год, но сказать, что у них совсем нет семьи нельзя, так как их братьями и сестрами, по сути, стали их друзья и одноклассники.

К слову о родителях. Решиться оставить своего ребенка в интернате - очень тяжело. Плачут и расстраиваются и мама, и ребенок. А многие из родителей и вовсе полагают, что их детям лучше с ними.

«В таких случаях я часто задаю один вопрос: «Вы и ваши родители намного старше ребенка, и когда-нибудь уйдете из этого мира. С кем он останется и что будет уметь?» Если же ребенка оставляют у нас, мы готовы сделать все возможное для того, чтобы в будущем он мог себя обслуживать и вести нормальный образ жизни», - поясняет руководитель школы.

Малыши, а принимают в школу с шестилетнего возраста (связано это с тем, что чем раньше ребенок попадет сюда, тем благоприятнее прогноз) живут в комнатах по три-четыре человека, а дети постарше - по двое. Комнаты в интернате светлые и уютные, но не большие. Как, впрочем, и классы. Последние меньше, чем в обычном общеобразовательном учреждении, так как, согласно санпинам, одновременно в них могут находиться не больше 12 человек.

Учебное расписание в школе выстраивается в зависимости от индивидуальной лечебной программы ребят. Из-за этого занятия в школе длятся не до 13.00 или 14.00, а до 16.00. А после обеда в обязательном порядке у всех без исключения детей - тихий час. «Так положено, ведь детки у нас больные», - поясняют педагоги.

Все учебные кабинеты в школе оснащены современным интерактивным и компьютерным оборудованием. По завершении школы ребята получают либо аттестат о среднем образовании, либо свидетельства государственного образца об окончании образовательного учреждения. В процессе обучения мальчики знакомятся с азами столярного дела, а девочки учатся шить, причем, получается это у них просто замечательно. Многие из юных барышень, которых мы видели в этот день, были одеты в платья собственного изготовления. Дошивают себе в эти дни наряды и те девочки, для которых в этом году прозвенит последний звонок. Ну а их подруги помладше учатся вышивать и шьют пока более простые вещи, к примеру, игольницы, одну из которых мне в этот день подарили. Все воспитанники посещают занятия по домоводству, на которых их учат готовить, пользуясь при этом современной техникой: духовым шкафом, микроволновкой, аэрогрилем и т.д. Все это обязательно пригодится им в дальнейшем.

А еще в этот день учащиеся приготовили для гостей замечательный подарок - концерт. Как и их сверстники из других школ, они пели, танцевали, читали стихи, и внутренняя сила этих детей, упорство и терпение, с которым они преодолевают трудности и борются с болезнью, поражает и трогает до глубины души.

И еще, в школе с этого года выпускают свою газету. Так вот в первом номере ее есть замечательное стихотворение ученика 6 «А» класса Кирилла Меснянкина, посвященное 9 мая.

Не сидел на плечах я у деда,

На параде Победы с ним не был.

И салют я не видел в полнеба,

Но живым увидать я хотел бы,

Как мой дед на заре косит сено,

Как мой дед отрезает горбушку,

И холодный пьет квас пенный,

Отплеснув утонувшую мошку.

Согласитесь, очень глубокие мысли и чувства такого юного поэта, который, вполне возможно, как и многие другие воспитанники школы, станет гордостью своих педагогов, а может, и всего Ставрополья.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Фото автора.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.