Вы здесь

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ КАБАЛЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Одни пашут, другие пританцовывают...

Для начала небольшая справка.

Сельхозпредприятия этой весной продавали молоко переработчикам в среднем по 22 рубля за килограмм плюс так называемая формула, которой определяются надбавки или наоборот снижение за жирность, кислотность, содержание белка и прочее. В магазинах же мы покупаем молоко уже по 42 рубля за литр. То есть, чуть ли не вдвое дороже. И это при том, что жирность молока магазинная сильно отличается от той, что привезли на завод из хозяйства. В худшую сторону, разумеется. То есть, то же самое молоко еще и служит сырьем для другой продукции, сливочного масла, к примеру. Поэтому говорить, что перерабатывающие заводы удваивают цену - это комплимент им. Они, скорее, ее чуть ли не утраивают.

Затраты хозяйства - дорогостоящие коровники, племенное поголовье, также не дешевое оборудование - охладители, накопители, доильные аппараты, обработка земли и выращивание кормов, для чего нужны семена, удобрения, горючее, и дорогостоящая техника, уборка, приготовление кормов... На этом фоне затраты прямые, то есть выращивание самих телочек до продуктивного возраста, осеменение, кормление, доение, перевозка молока до завода выглядят сущим пустяком. Затраты завода - фильтрование молока, его пастеризация и розлив по пакетам. И все! Помещение для этого нужно небольшое, оборудование не самое сложное. В деньгах это разница в разы.

Одним словом, даже не специалисту понятно, что затраты сторон несоизмеримы. Одни пашут, другие пританцовывают. Одни пояса затягивают, другие - жируют за счет затягивающих. И, тем не менее, так продолжается уже долгое время.

Управы на переработчиков, разумеется, не найти. Антимонопольщики уходят в кусты - не наша вотчина. Власти региональные сваливают на рынок, который должен сам все отрегулировать. Но при этом не устают публично искренне удивляться, почему падает заинтересованность хозяйств в производстве молока, и как сделать так, чтобы оно, это самое производство, росло. Значит, сами признаются, что не справляется рынок. Так почему же не пробуются другие механизмы?

...и дурят нашего брата

Но наживаются переработчики не только на завышенных ценах. Например, сейчас объявлен так называемый сезон большого молока. Имеется в виду, что летнее разнотравье способствует значительному повышению продуктивности коров и избытку молока на рынке. По этой причине молочные заводы снижают закупочные цены: принимают сырье по 21 рублю за килограмм плюс формула. Мол, у нас предложение возросло, не согласитесь на снижение цены - перейдем на другого поставщика. И хозяйства соглашаются, деваться некуда.

Специалисты колхоза-племзавода «Россия» Новоалександровского района хорошо понимают, что использование термина «сезон большого молока» при торговле за цену - большой обман. Формальный повод для снижения цены. Потому как никакого большого молока с июня нет, да и не может быть. Это и статистикой подтверждается. Хозяйство как сдавало в день по 18 тонн молока, так и сдает. Да и в целом по краю рост еле заметный. Зеленой массой в современных хозяйствах коров давно уже не кормят. И тем более - на лугах не пасут. Содержание стойловое, повсеместно внедрено так называемое однотипное кормление. Современный круглогодичный рацион сбалансированный для дойного стада по питательным веществам и витаминам. Готовят его в кормоцехе круглый год по одной технологии, в составе, кроме сенажа, силоса, комбикормов, шротов, еще множество других компонентов. И даже - адресных, для той или иной конкретной коровы. Прогресс уже и до этого дошел.

Козырный туз сезонности - всего лишь один из многочисленных приемов, с помощью которого переработчики, говоря простым языком, дурят производителей. В этом же ряду занижение жирности и содержания белка, завышение кислотности, якобы выявление ингибирующих веществ, или остатков медикаментов в молоке, из-за чего цена на него резко сбрасывается. Все то, на что постоянно жалуются производители как на игру переработчиков в одни ворота, и что служит основанием для претензий и недовольства друг другом. Хозяйства резонно считают, что переработчики уже давно держат их в кабале. И не собираются ее прекращать.

Есть ли выход из этого замкнутого круга?

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

В свое время немало претензий у «России» было и к мясокомбинатам. Там складывалась та же картина: переработчики только и искали повод для снижения качественных показателей сырья и уменьшения на этом основании закупочной цены. То худые животные, то, наоборот, перекормленные, то недорощеные, то перерощеные... Но вот уже несколько лет жалоб на переработчиков скота у хозяйства нет. Потому что... оно само стало переработчиком. В последний год все выращенные животные, как свиньи, так и крупный рогатый скот, колхозом полностью перерабатываются у себя.

Для этого расширили и реконструировали свой убойный цех, свое колбасное производство. Закупили холодильники, соответствующее технологическое оборудование. В том числе - для вакуумной упаковки. Коллектив небольшой, чуть больше десяти человек, в цехах идеальная чистота, запахи - только вкусные, перед воротами - розарий. За сутки здесь могут забить до тридцати свиней и произвести до тонны колбасной продукции и мясных полуфабрикатов. Создана своя торговая сеть в родной станице Григорополисской и Новоалександровске. Мясная продукция под маркой «Россия» - а ее уже 27 наименований, в том числе 20 колбасных, - не залеживается. И в первую очередь потому, что соответствует своему названию, является именно мясной. Никаких наполнителей или заменителей натурального сырья, как на больших мясокомбинатах, здесь не используют. Если учесть, что и сами животные выращиваются на натуральных кормах, то станет понятной причина высокого спроса.

Но самый главный результат - производство мяса при таком подходе является рентабельным. Технология разделения по разным предприятиям производства и переработки, долго у нас в стране культивировавшаяся, потерпела поражение. Время ее посрамило, она не вписывается в рынок. Вы заметили, что и производители птицы теперь имеют свои предприятия по переработке? По большому счету, все становится на свои места. Тот, кто вкладывает в продукт, должен получать от него и доход в конце технологической цепочки. А не делиться им с тем, кто больше рядом стоял.

В «России» также полностью перерабатывают свой подсолнечник и рапс - работает маслобойня, продукция разливается в бутылки и поставляется на прилавок. Работает своя мельница, есть пекарня и кондитерский цех. Перед нами та самая глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, о которой столько говорится у нас в стране, и для повсеместного внедрения которой очень мало делается. И которая является, пожалуй, единственным разумным путем для повышения эффективности сельхозпроизводства, и особенно животноводства на селе в современных рыночных условиях.

Колхоз на распутье

Колбасное производство расположено в половине бывшего плодоовощного склада колхоза. Другая половина стоит пустая. Помещение добротное, из сборного железобетона, с высокими потолками, светлое. Успехи мясной переработки подсказали идею открытия здесь собственного завода по переработке молока.

Заказали проект завода мощностью переработки 10 тонн молока в сутки. Сейчас он уже готов. И даже согласован. Есть наметки, где и какое купить оборудование. Однако что-то останавливает председателя колхоза С. Пьянова от дальнейших шагов.

- Стали пристально изучать рынок готовой молочной продукции, ассортимент, цены. Что бросилось в глаза? Чуть ли не все на пальмовом масле. Никаких четких разграничений, где натуральный продукт, а где не натуральный, нет. Ни в маркировке особо не просматривается, - кто же прочитает мелкий шрифт на ней, - ни в выкладке товара на полках магазинов. И это при том, что вроде принят и применяется Технический регламент производства молока и молочной продукции. При такой практике трудно вообще посчитать, насколько рентабельна будет работа завода на полностью натуральном, высококачественном сырье.

И это действительно так. Автор этих строк сам наблюдал, что сыры и так называемые сырные продукты лежат на полках супермаркетов вперемешку. Йогурты, мороженое уже без наполнителей и не выпускают. Отдельных витрин для тех и других нет. Да и цены не слишком разнятся. Берем, платим, а потом удивляемся, почему вкус не тот или испортилось за полдня.

Конечно, Пьянов все же решится и построит завод. Иначе бы не начинал об этом даже разговора. Иначе он не вырвется из кабалы переработчиков. Но вопрос им поднят действительно серьезный.

Сколько копий сломано на тему вредности пальмового масла, сколько статей на эту тему переписано! Сколько репортажей о том, что аборигены его давят, перевозят в примитивных, антисанитарных условиях! Чуть ли не как к нефти относятся! Однако со стороны государственных органов не наблюдается даже попыток ограничить ввоз пальмового масла на территорию Российской Федерации. Или хотя бы выставить перед ним пошлинные барьеры. Как будто есть кто-то невидимый, кому выгодно его широкое использование у нас и кто потворствует его массовому завозу со всех концов земли. А ведь такая позиция подрывает не только молочный рынок. Она еще и экономику производящих растительное масло хозяйств разрушает.

Регламент - всего лишь инструмент

И последнее.

Когда принимали, а потом и корректировали выше упомянутый Регламент, разговоров было много о его насущной необходимости именно для того, чтобы стимулировать производство натуральных, экологически чистых продуктов питания. Как и газетных статей, телепередач. Приняли. И что? Все затихло. Как будто цель была - именно Регламент принять, а не навести с его помощью порядок на молочном рынке. Документ этот, хотя и очень важный, всего лишь инструмент. Инструмент же в умелых руках - чудеса творит, в неумелых - превращается в свою противоположность. Похоже, пока он в неумелых. С точки зрения потребителя. Ведь единственное, что почувствовал этот самый потребитель после введения Регламента - заметный рост цен. То же сливочное масло сегодня не докупиться, выросло в цене по сравнению с дорегламентным временем больше, чем в два раза. Да и все, что выдается за чистый молочный продукт, заметно подросло в цене.

Кто отвечает за применение Регламента у нас в крае? По документам - Санэпиднадзор. Но он отобьется, убедит нас, что его дело - больше микробиологический контроль. Все же остальное - маркировка, выкладка - дело владельцев магазинов и рынка.

Одно успокаивает: потребность в экологически чистой молочной продукции есть, и она только будет нарастать. Раз раскупается чисто мясная колбаса «России», то почему не будет раскупаться «чисто молочное» молоко и продукты из него?

Тем более, что у хозяйства есть своя торговая сеть. И самое главное - хорошая репутация на рынке продовольствия.

Александр ЕМЦОВ.

на правах рекламы

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.