Вы здесь

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В сентябре колхозу-племзаводу «Россия» Новоалександровского района исполняется 95 лет. Юбилей - повод вспомнить историю этого старейшего и успешнейшего сельскохозяйственного предприятие края, входящего в сотню лучших всей Российской Федерации. Удивительную и поучительную историю труда и людей. Вспомнить и пересказать. Чтобы услышали и помнили дальше.

Ошеломляющие цифры

Цифры - штука скучная. Для тех, кто не понимает. Или кто ничего не помнит.

Мы с ветеранами колхоза племзавода «Россия» перебираем цифры. Они - из отчетов тридцатилетней давности. Взяты из архива, из истории развития колхоза. Постаревшие, с натруженными узловатыми руками люди в своих воспоминаниях как бы вернулись назад, в семидесятые - восьмидесятые годы теперь уже прошлого века. Во время, когда ни перед кем из присутствующих ветеранов еще не стояло определения «бывший работник», когда они были полны здоровья, сил, и своими руками вершили историю, в которой мы сейчас решили покопаться. Но эти цифры крайне удивительны, и вызывают сегодня множество вопросов и раздумий.

Мы ворошим историю развития животноводства в хозяйстве. Успехи его растениеводов отмечены уже давно. Даже Героев социалистического труда-растениеводов здесь было двое. Но оказывается, что и успехов в животноводстве, пусть не так громко отмеченных, здесь немало. В 1986 году, к примеру, в хозяйстве было 22 тысячи(!) голов свиней. Самая высокая цифра за всю его историю. Иван Васильевич Зименков, который в те годы работал зоотехником по свиноводству, начал убеждать нас, что было их все 24 тысячи, он это хорошо помнит. Только четыре тысячи голов продавали племенного молодняка, ведь хозяйство с 1976 года стало племенным по свиноводству. Но если даже и 22 тысячи - то это же огромное стадо!

Та же картина - с крупным рогатым скотом. Тридцать лет назад было 7000 голов! Муртуз Муртузалиевич Муртузалиев, работавший тогда зоотехником по КРС подтверждает, что только и успевали строить коровники. Да что коровники, скот на открытых площадках приходилось держать, мест не хватало.

Молочное стадо, страшно сказать, тогда насчитывало 2300 голов. В то время бригадир молочной фермы Петр Яковлевич Семенченко подтверждает это. Семь ферм было!

Также и овец было больше двадцати тысяч. И несколько десятков кошар.

Прямо-таки огромное мычащее, хрюкающее, блеющее стадо. Как с ним управлялись, как ума всему этому давали?

Вопросы не праздные. За ними - образ жизни сидящих передо мной ветеранов-животноводов в то время, в чем-то даже ее смысл и содержание. И ответ на вопрос, который, вполне возможно, гложет душу: а не напрасно ли все это было? Не зря ли хребет гнули?

Привыкли руки к... вилам

Почему держали такое огромное стадо?

- Кормить страну надо было. Райком партии доводил такие показатели по поголовью, ниже нельзя было. Вот и старались, - отвечает бывший и ныне здравствующий председатель колхоза Вольдемар Францевич Врана.

Пожалуй то, о чем сказал знаменитый председатель, сейчас стоит напоминать подрастающему поколению. И как можно чаще. Что тогда люди сами понимали, страну кормить надо было, потому и старались. И что показатели им соответствующие доводились. Сознание подкреплялось принуждением. По-другому тогда не мыслилась работа в колхозе.

И опять же, очень важно понимать, какой ценой все это давалось. Какие испытания выпали на долю тех, кто ухаживал за тем рекордным поголовьем

И создавал своим трудом сегодняшнее настоящее и будущее. Прямо скажем, безоблачное на фоне тех трудностей и испытаний.

Сейчас даже трудно представить такой коллектив колхоза - 2200 человек. Как средних размеров завод в городе. Но что было, то было. Именно столько трудилось еще три десятка лет назад в «России», и большая часть - в животноводстве, как наиболее трудоемкой отрасли.

На вопрос, какой главный механизм был в то время в животноводстве, следует единодушный, с юмором ответ присутствующих: вилы. Простые, на четыре зубца, с деревянным, отполированным руками до блеска, держаком. Ими и корма заготавливали, и раздавали их животным, и навоз выгребали...

- Механизация вообще с опозданием пришла в сельское хозяйство, а в животноводство - тем более, - рассказывает Врана. - Еще в шестидесятые годы сплошь и рядом все делали руками. Силосные комбайны, кормоизмельчители, кормораздатчики, навозоудалители появились в хозяйстве только в семидесятые годы. Да и после этого с вилами не распрощались.

Летом кормили животных зеленой массой, зимой - тем, что запасали летом. Что представляла собой заготовка кормов в то время? Тогда сена заготавивали совсем немного, для выращивания трав просто не выделялось достаточных площадей. Партия и страна требовали зерно, как главное мерило сельхозпроизводства. Мясо же и молоко производить нацеливали на том, что от производства зерна остается или рядом с полем растет. Скирды на полях стояли, но по большей части это была солома от ячменя и пшеницы. Ее добавляли в рацион, толку было с нее мало, только клетчатка, но в случае бескормицы - выручала. Поэтому и заготавливали. Основным в кормовом рационе животных, во всяком случае для молочного стада, был силос, его заготавливали из зеленой массы кукурузы, подсолнечника, сорго или овса. Иногда - ржи. Готовили его крайне примитивно. Бульдозерами прямо у фермы рыли в земле длинную яму глубиной три-четыре метра. В нее валили скошенную на поле зеленую массу, пересыпали слои каменной солью и трамбовали бульдозерами же. Заполнив до краев - накрывали той же землей. К зиме в массе происходили химические процессы, она попросту бродила, вырабатывала ферменты и становилась силосом. Его до появления специальных погрузчиков буквально вырубали топорами, грузили вилами на брички и возили на фермы. И так - всю зиму. Края ямы обваливались, погребая под собой силос. Отходов такая кормозаготовка давала до трети, но куда деваться?

Вилами же выгребали и вывозили навоз. Теперь понятно, почему тогда на каждом животноводческом корпусе было по пять - шесть скотников. Дюжих мужиков, хилые с такой работой бы не справились.

Сидящие передо мной ветераны еще помнят ручную дойку. Да и когда пришла механическая дойка, знаменитая «Елочка», тоже помнят. Механизация, конечно, труд доярок облегчила. Но, тем не менее, подоить три раза в день 2300 коров - не шутка. Провести осеменение, отел, принять и вырастить больше двух тысяч телят... Работа от зари до зари для всего коллектива ферм - от заведующего до доярок и скотников, без выходных.

Вспомнили и интересный факт из жизни животноводов того времени. У всех же доярок семьи. Так они выделяли одну из своей среды печь хлеб. Для всех. Она оставалась дома и пекла. А ее подруги, возвращаясь, разбирали буханки по семьям. На другую неделю отряжали в хлебопечки другую доярку, на третью - третью... И так по очереди. Начальство закрывало на это глаза, иначе было нельзя. Факт мелкий, но в нем - вся жизнь того времени. И самоотверженный труд, и взаимовыручка, и человеческое понимание.

И при всем при этом «Россия» была лучшим по тому времени хозяйством в крае в области животноводства. Сюда ехали за опытом, на ее примере учились. Приезд делегаций, семинары - обычное было дело.

Материализованные лозунги

Вспоминая, ветераны сравнивали былое с нынешним временем и нынешним положением дел на животноводческих фермах «России». Они и сейчас частые гости на фермах, поэтому в курсе всего. Да, поголовье значительно сократилось. Свиней сейчас почти пять тысяч голов - в четыре с лишним раза меньше. Крупного рогатого скота - 2300 голов, в три раза меньше. Коров 800 голов - почти втрое меньше. Но вот что интересно. Мяса произвели по итогам прошлого года всего в три раза меньше, чем тридцать лет назад. А молока даже больше - 6571 тонну, при тогдашних 6325 тонн. Тогда одна корова давала в год всего 2959 тонн молока. В прошлом году надой на фуражную корову составил 8214 тонн. Один из самых высоких в крае показателей.

То есть, продуктивность животных выросла. Налицо та самая интенсификация производства, о которой так много говорили и на которую нацеливали как раз тридцать лет назад. Сегодня она пришла, но никто об этом уже не говорит. Сейчас все о деньгах да о деньгах.

Ирония времени, ирония истории? Может быть. Современное животноводство в «России» впитало достижения цивилизации в этой сфере. Но это - и своего рода материализованные лозунги тех далеких времен. Животные высокопродуктивной голштино-фризской породы. Хозяйство стало племенным по этой породе. Каждая корова содержится по индивидуальной, занесенной в компьютер, программе. Чип - на ошейнике. Здесь и родословная, и рацион кормления, и условия содержания, и лечение, если требуется. Дойка самая современная, под музыку. Коровники утеплены, в них чистота, ворота-роллеты. Перед входом - розарий. В жаркую погоду коровам душ, в холодную - теплый воздух подается. Полученное молоко сразу охлаждается в специальных танках, поэтому качество его безупречное.

Ушли в прошлое силосные ямы в земле. Они теперь из железобетона. Сенаж заготавливается в специальных герметичных тюках. Силос и сенаж заготавливается так, что отходов практически нет. Те, кто занимается этим, рублем отвечают за качество. Кормовой севооборот насчитывает несколько культур. Зерносмеси - один из главных компонентов корма. Кормоцех работает на все хозяйство. Для крупного рогатого скота - одни корма, для свиней - другие. Для поголовья на откорме - опять же свой особенный состав корма, для дойного - свой. Круглый год, буквально по минутам кормоцех выдает серо-желтую вкусно пахнущую однородную массу, имеющую в своем составе свыше десяти компонентов кормов и насыщенную витаминами. Раздача кормов - механическая, навозоудаление - тоже.

- Сегодня не установленная кем-то сверху цифра поголовья диктует нам количество животных, а спрос на животноводческую продукцию, - рассказывает председатель колхоза С. Пьянов. - Все откармливаемое поголовье свиней и бычков идет на собственную переработку, продукцию продаем в виде полуфабрикатов, колбас, копченостей. В этом году вырос спрос - прибавили за первое полугодие производство мяса на 224 тонны. Будет и дальше расти - еще прибавим. Отрасль рентабельна. То, что наши отцы выращивали такое огромное количество животных, делает им честь. Великий это труд! И он не забылся.

Немаловажно, что «Россия» и в настоящее время, как в растениеводстве, так и в животноводстве, в числе передовых хозяйств Ставропольского края. И сегодня сюда также едут за опытом.

Связь времен не прервалась

На Аллее трудовой славы колхоза без малого сотня фамилий. Колхозники, получившие ордена и медали за свой труд. Большинство награждено за успехи в растениеводстве. Но есть такие и среди животноводов. Орденом Октябрьской революции - Иван Васильевич Мытарев, Мария Ивановна Брилькова. Орденом Знак Почета - Иван Егорович Братчиков. Среди награжденных также животноводы Любовь Николаевна Ступникова, Раиса Алексеевна Калимова, Раиса Васильевна Фоменко, Клавдия Алексеевна Антонова...

Самое важное, считают ветераны, что животноводство в «России» сохранилось. Вдвойне важно, что вышло оно на новый, самый современный уровень. Тем самым не прервалась традиция, связь времен, то дело, которое многие поколения колхозников - а их за 95 лет с момента создания колхоза сменилось уже по меньшей мере четыре, - своим тяжелым трудом сохранили и умножили.

Эту самую традицию как раз и теряют те хозяйства, которые отказываются от животноводства, считают ветераны. И с осуждением относятся к этой распространившейся в последнее время по краю практике. Да, такие хозяйства сбрасывают с себя эту ежедневную, и не всегда благодарную обузу - содержать животных. Но что-то очень важное теряют. И это что-то - материализованная память о поколениях. Она - в животноводческих сооружениях, в продукции, в опыте работы и трудовом подвиге сотен и сотен колхозников и их семей.

А ведь только это и не имеет цены.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.