Вы здесь

Люди всякие важны…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Люди всякие важны...

Мы видим, слышим, двигаемся, ходим на работу, водим наших детей в детский сад и школу... А помним ли мы о том, что есть люди, которые лишены этих возможностей? Они не могут передвигаться без посторонней помощи, их часто не берут на работу из-за ограничений по состоянию здоровья. А скольким детям бывает отказано в приеме в детский сад или школу только потому, что они не такие, как все... Они особенные. Именно таким особенным детям помогает Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. О работе центра «Ведомостям» рассказали его директор Екатерина Тютина и ее заместитель по реабилитации Наталья Прядко.

История основания и развития

Центр был основан в 2004 году на базе поликлиники номер 2 как муниципальное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Ставрополе. Занимал он тогда всего один кабинет и в первое время мог принять до 250 человек в год. Затем о нем начали узнавать горожане, посетителей становилось больше, и уже в 2006 году количество их увеличилось до 500 человек.  А спустя три года центр стал государственным учреждением и начал принимать детей не только города, но и края.

Более того, благодаря поправкам в федеральном законодательстве теперь в Ставропольский центр реабилитации могут обращаться люди со всех регионов страны, а не только из Ставропольского края.  В  связи с этим востребованность центра возросла, и увеличилась очередь на реабилитацию.

Потому начали расширяться штат сотрудников и возможности учреждения. Если говорить о центре сегодня, то в его структуре есть три отделения. Первое из них - отделение социально-медицинской реабилитации. Следующее - психолого педагогической помощи.  Как рассказала Екатерина Тютина, «расширение структуры центра было логичным, так как многие родители особенных детей видят только медицинскую сторону проблемы, забывая о психологической. Они думают, что сейчас появится волшебная таблетка, ребенок ее примет и сразу станет здоровым. Но в жизни, к сожалению, такого не бывает. Постепенно родители понимают, что ребенок растет, с ним нужно заниматься, и они не знают, как это делать.  Самим родителям часто нужно обучение.  Поэтому в центре открылось отделение психолого-педагогической помощи».

Здесь работают психологи, специальные педагоги, логопеды, дефектологи, которые занимаются с детьми. Применяются различные методики работы. Подбираются они, исходя из того, с какой болезнью поступил ребенок.  Проводятся совместные занятия родителей с детьми, где мамы и папы смотрят, как нужно заниматься с ребенком, как обучать его.

В  центре есть и третье отделение - социальной реабилитации и адаптации. Обучение здесь начинается с самого первого дня пребывания ребенка в учреждении.  Социальные педагоги учат детей самостоятельно себя обслуживать, например, включать и выключать свет, обращаться с бытовыми предметами, готовить еду.  «По статистике, мамы здоровых детей живут дольше, чем мамы особенных.  Это и понятно, ведь они испытывают постоянный стресс, более сильные физические и психоэмоциональные нагрузки. Поэтому одной из наших основных задач является обучение ребенка самостоятельной жизни», - рассказала руководитель центра.

С каждым годом учреждение увеличивало количество предоставляемых услуг. Если раньше их было только 9, то сейчас помощь оказывается по 36 направлениям. Больше стало и число детей, которых учреждение может принять за месяц.

Ребята проходят реабилитацию амбулаторно, то есть полустационарно, без проживания и питания. Чтобы дети могли посещать реабилитационный центр, многие семьи переезжают в город и снимают здесь жилье.

Обычная реабилитация длится 21 день.  У особенно тяжелых детей часто такое количество времени уходит только на то, чтобы привыкнуть к центру, к преподавателю, к занятиям. В таких случаях реабилитацию необходимо продлевать.

А еще на базе центра в летнее время работает оздоровительный лагерь дневного пребывания, имеющий два потока - один в июне, второй в июле.  Сюда приходят ребята школьного возраста, которых из-за их болезни не принимают в школьные лагеря.  В  учреждении есть возможность обеспечить таким детям дополнительный уход. Лагерь посещают и здоровые дети. Они тоже общаются с особенными ребятами, проводят мероприятия для них.  В  группах обычно по 15 человек, и ребята начинают общаться между собой, дружить, даже переписываться в социальных сетях.

Такие, как все

Центр социальной реабилитации руководствуется принципом, что его дети должны получать все то, что получают здоровые, ведь они ничем не хуже.  Особенные дети сильнее духом. Ими действительно восхищаешься.  Да и их родителями тоже. Как отмечает директор центра, сейчас произошел некоторый перелом в отношениях родителей и ребенка. Если раньше, в основном, с детьми в центр приходили мамы, то сейчас приходит очень много пап.

«Мне очень нравится, как ведут себя в реабилитации ребенка именно отцы. Если мамы во время занятий свое чадо больше жалеют, то папы, наоборот, подбадривают, поддерживают, иногда даже заставляют что-то делать. У нас был такой случай, когда отец привез ребенка на реабилитацию с диагнозом ДЦП только в
11 лет.  А считается, что реабилитация происходит до 12 лет. После 12 уже идет поддержание того состояния, которого удалось добиться во время нее. Когда папа мальчика спросил, сколько у ребенка шансов на восстановление, мы честно ответили, что немного. После этого отец так включился в работу с сыном, что через год мы не узнали ребенка. Он просил заниматься с мальчиком в тренажерном зале самостоятельно, когда в центре никого не будет. Ребенок был лежачий, а через год он начал не только активно двигаться, но и говорить. Отец просто совершил чудо», - рассказывает Екатерина Тютина.

Грантовая помощь

Нужно отметить, что сотрудники центра были первопроходцами по части работы с грантовыми программами, а потому методики работы подбирали, изучая опыт зарубежных центров адаптации. Специалисты выбирали лучшие методики и адаптировали их под посетителей ставропольского центра.

Для того, чтобы усилить свою базу, центр много участвовал в муниципальных и федеральных грантовых программах.  В  начале работы оборудования в нем катастрофически не хватало.  А работа через гранты оказалась очень эффективной.  В отношении центра она себя полностью оправдала. Благодаря этой работе центр смог приобрести современное оборудование.

Поскольку работа по грантовым программам была новым направлением, то сначала было трудно определить, какое именно оборудование необходимо центру. Его специалисты апробировали определенные методики, наблюдали, насколько они эффективны для детей, выдвигали эти методики на грант.  В  дальнейшем, благодаря выигранным средствам покупали оборудование.

В последние два года центр участвует в краевой программе «Право быть равным». Организовал ее Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно через нее удалось получить очень эффективное дорогостоящее оборудование, которое в условиях кризиса было бы трудно приобрести. Это способствует разработке новых методик работы с особенными детьми. Существенную поддержку центру реабилитации оказывают министерство труда и губернатор Ставропольского края.

В прошлом году они помогли учреждению приобрести «умный» тренажер. Во время занятий с помощью датчиков он фиксирует малейшие изменения в организме ребенка, и если вдруг у него случаются судороги, аппарат это чувствует, и программа завершает работу до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии выполнять упражнения.

Еще одним полезным новшеством ставропольского центра реабилитации стал тренажер биоакустической коррекции. Ребенку надеваются наушники, и он слушает музыку.  Но это не обычная музыка, какую знаем мы.  Не Бах, не Моцарт и не Шаинский.  Ребенок слышит музыку своего мозга.  И там может быть абсолютно разный набор звуков, который зависит от болезни малыша.  Екатерина Тютина рассказала, что сперва испытала этот тренажер на себе: «В тот день, когда мы его установили, у меня болела голова, и поднялось давление. Мы со специалистами центра решили проверить аппарат в действии.  Я легла и надела наушники.  Музыка, которую я сначала услышала, была похожа на скрежет металла, гул и грохот. Я не представляла, как выдержу 20-ти минутный сеанс, слушая эти жуткие звуки.  Но через некоторое время за этим металлическим скрежетом я услышала тонкий звон колокольчиков и ангельские голоса. Постепенно они становились громче, а скрежет исчезал.  К концу сеанса музыка была приятной, а энцефалограмма показывала нормальное состояние моего мозга. Давление тоже нормализовалось, и я прекрасно себя чувствовала».

В реабилитации детей этот аппарат тоже творит чудеса. Одну из таких историй рассказала Наталья Прядко: «У нас была восьмилетняя девочка с диагнозом «ранний детский аутизм». Она ни с кем никогда не общалась и категорически не воспринимала детей.  После первого же сеанса на тренажере биоакустической коррекции ребенок вышел из кабинета и начал играть с другими детьми.  Удивлению и радости родителей не было предела».

Еще немного о работе

В ставропольском центре реабилитации делают все для того, чтобы особенный ребенок успешно адаптировался к современным условиям жизни. С детьми проводят различные виды занятий.  Здесь есть специальный подвесной тренажер, позволяющий детям передвигаться по комнате. Дополнением к нему стали ролики.  Это новая методика оздоровления и развития детей, разработанная специалистами центра.  Детям такие занятия очень нравятся. Благодаря активному движению происходит развитие мозга.

В центре есть настоящая мультипликационная студия, в которой ребята создают свои собственные мультфильмы, лепят для них героев из пластилина и глины, озвучивают их.

Одной из эффективных методик работы с особенными детьми является канистерапия.  Это занятия со специально обученной собакой. Ребята занимаются вместе с ней на тренажерах, гуляют по двору центра. Собака является для детей своеобразным стимулом к занятиям.  Центр также оказывает ряд медицинских услуг.

Нельзя не сказать и о том, что специалисты учреждения постоянно повышают квалификацию. Обращает на себя внимание и то, что в центре реабилитации много молодых кадров.  «Когда к нам приходят молодые специалисты, им определяют наставника, который обучает их работе с особенными детьми.  Обучение может продолжаться от нескольких недель до года», - рассказала заместитель по реабилитации Наталья Прядко.

Хотелось бы отметить, с какой любовью и самоотдачей работают специалисты детского центра реабилитации.  В купе с современным оборудованием и профессиональными методиками реабилитации и адаптации это создает все условия для полноценного развития особенных ребят.

Сегодня учреждение получило признание не только в России, но и за ее пределами, а потому снова встал вопрос о его расширении.  Центру нужны филиалы или отделения в районах края, чтобы людям не приходилось ездить в краевой центр, и они могли бы проходить реабилитацию на месте.  «Пока мы работаем по максимуму в тех условиях, которые у нас есть, - говорит Екатерина Тютина, - и эта работа всем нам очень нужна».

«Нас часто спрашивают: «Нужно ли социализировать детей-инвалидов?». Я считаю, что нужно социализировать здоровое общество, потому что дети-инвалиды принимают абсолютно всех - и здоровых, и нет. Они все общаются между собой совершенно нормально и воспринимают все так, как должно быть.  А вот здоровым взрослым и детям необходимо знать, что есть особенные дети, особенные люди, что они абсолютно такие же, в чем-то может быть даже гениальны и уникальны. Они принимают то, что родились такими, какие они есть. И наше общество должно понимать, что люди всякие нужны, люди всякие важны», - рассказала директор центра.

Юлия Павлухина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.