Вы здесь

ПОД КАКИМ УГЛОМ... МАХАТЬ ВЕНИКОМ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Министр образования Ольга Васильева предложила вернуть в систему школьного образования уборку помещений и пришкольных участков. Такое заявление вызвало бурное общественное обсуждение. Далеко не все ученики и их родители восприняли эту новость положительно. Мы попытались выяснить, как на инициативу министра отреагировали в Ставрополе.

Немного истории

Начнем, пожалуй, с того, что уборка школьных кабинетов и самой школы не нововведение, и такая практика была как в СССР, так и в начале нулевых. Выглядела она только по-разному. В Советском Союзе ученики подметали территорию школы, работали на пришкольном участке. Классы по очереди дежурили, наводя порядок не только в своих кабинетах, но и в школе в целом. Летом ребята выезжали работать в поля. Это при том, что нужно было и домашнее задание делать, и секции посещать.

Поколение, учившееся в школе в 60-90-е годы, прекрасно это помнит. И далеко не все относятся к такой школьной деятельности плохо. Наоборот, люди вспоминают свои школьные годы с теплотой и ностальгией и считают, что именно советская школа воспитывала порядочных и ответственных граждан.

А потом жизнь изменилась... Ученики 90-х годов оказались в совсем другой стране, где правит инфляция и бандитские группировки, а добрые и поучительные пионерские лозунги сменились призывами к заколачиванию капитала. Распад страны, отчаяние родителей, растерянность учителей, жизнь в мире без будущего - все это наложило отпечаток на тогдашних школьников. Они попали в мир, где каждый сам за себя. В то время школа еще делала попытки приобщить молодежь к труду, но уже тогда их начали воспринимать негативно.

В начале нулевых пионерия, школьные бригады и полевые работы остались лишь воспоминанием о временах СССР. Теперь вся школьная деятельность сводилась к обучению и периодическим субботникам в классах и во дворе школы. В один из летних месяцев ученики выходили на практику вместе с учителями, чтобы помочь привести школу в порядок к новому учебному году. Между тем, недовольных этой системой становилось все больше, но активно выражать свой протест никто особо не стремился.

А что сейчас?

В настоящее время школьная практика немногим отличается от той, которая была в начале нулевых. А вот отношение к ней изменилось. В какую именно сторону, мы узнали у директоров ставропольских школ и родителей учеников.

Ирина Шатская, директор МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка»: «Более емко, чем сказала министр образования, сказать нельзя. Ребята должны расти не потребителями, а созидателями, людьми, которые несут ответственность за то место, где учатся. У нас в школе есть, так называемая, пятая трудовая четверть, в народе просто летняя школьная практика, во время которой ребята помогают подготовить школу к новому учебному году, убирают пришкольные участки. Конечно же, такая деятельность осуществляется только тогда, когда она не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника, и если родители ученика не против его работы на время пятой трудовой четверти. В большинстве своем и ученики, и их родители относятся к школьным уборкам положительно и не рассматривают эту деятельность как эксплуатацию детского труда».

Лариса Токарева, директор МАОУ лицея № 5: «Возвращение уборки школьных помещений не повредит точно. Хотя можно ли назвать это возвращением? Например, в нашей школе эта система налажена. Поскольку образовательное учреждение работает в две смены, среди недели уборку ученики не проводят, они просто не успевают этого сделать. А вот в конце каждой четверти у нас санитарная пятница, во время которой ребята наводят порядок в своих кабинетах.

Родители, кстати, только «за» приобщение своих детей к труду и иногда даже просят, чтобы их чаще задействовали в такой деятельности. Сами же ученики тоже с радостью помогают привести школу в надлежащий вид. Все зависит от того, как эту уборку преподать. Если стоять над ребенком Цербером и говорить ему «Ты должен убрать!», он будет относиться к труду, как к каторге. А если на своем примере показывать, что нести ответственность за то место, где ты учишься, это нормально, и вместе с учениками точно так же мыть парты и подметать территорию, то и ребята будут понимать, что это важно и необходимо.

В июле и августе в нашей школе также организованна летняя практика. Ученики не пытаются избежать ее, а добросовестно приходят и помогают навести порядок в школе. Естественно, если по состоянию здоровья ребенок не может пройти практику, или его родители против того, чтобы он ее проходил, он ее не проходит. Но такие случаи у нас бывают крайне редко. В основном, дети активно приобщаются к труду.

Думаю, было бы полезно вернуть работы на полях. Ведь это и помощь хозяйствам, и работа на свежем воздухе, что детям бы точно не повредило».

Ирина Тарасова, директор МБОУ «СОШ № 15»: «В нашей школе уборка классов и пришкольной территории была всегда. В конце каждой четверти ученики наводят порядок в своих кабинетах. Каждый класс делится на группы из нескольких человек, которые в течение года будут по очереди убирать.

На практику дети выходят на неделю в один из летних месяцев. Облагораживают пришкольные участки, убирают саму школу. Если ребенок уезжал летом, то пройти практику он может в сентябре в школьной теплице. Ребята с удовольствием работают. Есть хорошая поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят». И наши ученики прекрасно понимают ее значение.

Эту деятельность мы всегда согласуем с родителями. Вообще родители по-разному относятся к тому, чтобы ребенок убирал школу. Не все приветствуют эту инициативу, но мы никого не заставляем убирать, все абсолютно добровольно.

Родители также высказали свое мнение по поводу уборки школы их детьми.

Ольга Николаева: «В школе, где учится моя дочь, уборки проводятся в конце каждой четверти регулярно. Ребята наводят порядок в своем классе, моют парты, протирают подоконники, расставляют книги на полках. Не вижу в этом ничего плохого. Приобщение к труду и дисциплине, наоборот, очень полезно для наших детей. Не такое уж это тяжелое занятие - помыть парту, за которой ты сидишь. Мы во времена Советского Союза и по школе дежурили. Мыли коридоры, лестницы, окна. И никто не жаловался, все понимали, что это надо делать. И летом на картошку ездили, и в полях работали. Не могу сказать, нужно ли сейчас отправлять детей в колхозы или не нужно, но лично у меня никаких плохих воспоминаний эта работа не вызывает».

Елена Мартасова: «Не могу сказать, что категорически против этих школьных уборок, но у нас, например, от них только проблемы. Моя дочь учится в пятом классе. Помимо учебы она еще ходит на танцы и пение. Ребенок просто физически не успевает оставаться после уроков и мыть кабинет каждую неделю. За это классный руководитель постоянно стыдит дочь при всем классе. Донести до учительницы то, что у ребенка нет возможности помогать в уборке кабинета, очень трудно. В параллельных классах таких проблем нет, никто никого не заставляет наводить порядок в классе, никто никого не стыдит. А нам вот так вот «повезло»...»

Михаил Цыганов: «Моя дочь учится в третьем классе, но полноценную уборку кабинета ребята не выполняют. Дети для этого еще маленькие. Хотя чистоту в классе они стараются поддерживать, делятся на группы, которые дежурят по классу и следят за порядком. Но, как это ни печально, сохранять порядок наши дети не умеют. Замечаешь это, когда сидишь в классе своего ребенка на родительском собрании и выковыриваешь из парты фантики. В нашей семье, например, уборка сводится к тому, что дочка начинает играть с игрушками. Приходится ее постоянно подгонять. Видимо, у остальных родителей ситуация с детьми похожая. С одной стороны это понять можно, ведь дети есть дети. С другой - нельзя пускать все на самотек.

И все-таки странно, что в третьем классе дети не убирают кабинет, где учатся, не выходят на субботники. Когда я учился в школе, мы это делали уже с первого класса. А будучи старшеклассниками, вообще мыли всю школу целым классом. Детей нужно приучать к чистоте, к ответственности за то место, где они учатся. Я согласен с инициативой нового министра образования ввести школьную уборку. В поля только ездить не надо».

Как можно увидеть, и родители, и директора школ не считают приобщение детей к труду чем-то из ряда вон выходящим. Вопрос только в том, какие методы для этого выбрать.

А КАК У НИХ?

В такой развитой стране как Япония в школах нет уборщиц: уборку каждый день проводят сами учащиеся в послеобеденное время. Школьники подметают и моют полы, моют окна, выбрасывают мусор и делают многое другое. Причем не только в своем классе, но и в туалетах и в актовом зале, например.

Юлия ПАВЛУХИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.