Вы здесь

Руководитель краевого ФОМС считает претензии к Фонду необоснованными

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В последнее время в средствах массовой информации часто поднимаются проблемы финансирования системы обязательного медицинского страхования и деятельности Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, руководство которого обвиняется во всех проблемах системы здравоохранения края. Мы попытались разобраться в сложившейся ситуации с исполнительным директором краевого фонда обязательного медицинского страхования Юрием Казаковым.


- Юрий Александрович, скажите, действительно ли самая большая беда системы здравоохранения края - дефицит средств финансирования?
- Да, это действительно так. На состоянии системы здравоохранения Ставропольского края отражаются основные тенденции, характеризующие социально-демографические и экономические особенности Ставропольского края.
С 1999 года утверждаемая ежегодно правительством Ставропольского края Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению имеет дефицит финансирования от необходимой потребности в средствах свыше 60 процентов, или 3,0-4,0 млрд. рублей. Так, в 2004 году дефицит Территориальной программы обязательного медицинского страхования составлял 62,8 процента (3,7 млрд. рублей), в 2005 году составляет 62,1 процента (4,9 млрд. рублей). К сожалению, это объективная реальность, которая никак не связана с приходом в Фонд нового исполнительного директора.
Это связано с преобладанием в крае большой доли неработающего населения - 72 процента, и, соответственно, недостаточным уровнем обеспеченности социальной сферы средствами бюджета края, а также с низкой долей работающего населения и невысокими налоговыми поступлениями - край является дотационным регионом.
Сложившаяся ситуация сказалась на финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования Ставропольского края.
- Много претензий высказывается депутатами Думы края к исполнению бюджета Фонда в 2004 году. В чем они заключаются?
- Претензии заключаются якобы в невыполнении Территориальной программы обязательного медицинского страхования и в недофинансировании краевых целевых программ. Однако это не так. Фондом обязательства по финансированию медицинских учреждений в рамках Территориальной программы выполнены полностью. Это стало возможным в результате дополнительно полученных субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и экономии средств, сложившейся по результатам проведения конкурсного отбора поставщиков медицинского оборудования при реализации краевых целевых программ.
Финансирование средствами обязательного медицинского страхования заданий лечебным учреждениям края по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2004 год, согласованных с органами управления здравоохранением и местными органами самоуправления, выполнено Фондом на 120 процентов. Медицинские учреждения края на выполнение Территориальной программы в 2004 году дополнительно получили более 374 млн. рублей, в том числе 110 млн. рублей субвенций Федерального фонда ОМС, 120,8 млн. рублей из средств Пенсионного фонда России на неработающих пенсионеров по старости. Это в целом позволило повысить уровень расходов в расчете на 1 день лечения больного на медикаменты в 2 раза, на питание - в 1,25 раза, на мягкий инвентарь - в 2,6 раза.
- Что же с финансированием краевых целевых программ в 2004 году?
- Претензии к Фонду по недостаточности финансирования краевых целевых программ, заложенных в бюджете Фонда на 2004 год в части оснащения медицинским оборудованием и вычислительной техникой медицинских учреждений края, также необоснованны. Фонд всегда активно участвовал в реализации краевых целевых программ. При утвержденных в бюджете Фонда на 2004 год 89 млн. рублей на финансирование краевых целевых программ направлено 93 млн. рублей, в том числе и с привлечением средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 12 млн. рублей.
При этом переброска 40 млн. рублей в бюджете Фонда со статьи «Финансирование Территориальной программы ОМС» на статью «Финансирование краевых целевых программ», утвержденной законом Ставропольского края внесением изменений в бюджет Фонда, Федеральным фондом ОМС категорично была оценена как незаконная при наличии дефицита обеспеченности средствами Территориальной программы края по оказанию медицинской помощи гражданам. Так как основная функция Фонда в рамках действующего законодательства России - это реализация Территориальной программы, то есть оказание медицинской помощи застрахованным гражданам. Отвлечение средств от основной функции Фонда повлекло прекращение выделения субвенций из вышестоящей организации в конце прошлого года.
Несмотря на снижение налоговых поступлений в Фонд, связанных с банкротством предприятий края и приостановлением по законодательству России к взысканию в Фонд более 90 млн. рублей платежей, Фонд в 2004 году в рамках краевых целевых программ приложил все усилия и удовлетворил заявки лечебных учреждений на приобретение медицинского оборудования. Сам же Фонд отказался от своего оснащения средствами вычислительной техники в рамках краевой целевой программы и направил средства - свыше 2 млн. рублей - на финансирование Территориальной программы ОМС.
Также Фонд в 2004 году, несмотря на испытываемые трудности в поступлении налоговых доходов, направил около 3 млн. рублей на повышение квалификации более 900 специалистов медицинских учреждений края.
- В прессе появлялись разговоры о якобы исчезнувших 8 миллионах рублей из бюджета Фонда в 2004 году. Это действительно так?
- Конечно, нет. Это глупости. Такая безграмотная и непрофессиональная оценка ситуации не имеет под собой никакого основания и только приводит к дезинформации граждан. Фонд является государственным учреждением, и средства обязательного медицинского страхования носят исключительно целевой характер и расходуются строго на статьи расходов в соответствии с бюджетом Фонда, утверждаемым депутатами Ставропольской краевой Думы в виде закона края.
Кроме того, ежегодно в целях контроля за деятельностью Фонда проводится независимая аудиторская проверка деятельности Фонда, результаты которой в обязательном порядке представляются в правительство и Государственную Думу Ставропольского края. Аудиторская проверка деятельности Фонда за 2004 год никаких нарушений, тем более финансовых пропаж и нецелевого использования средств, не выявила. Правительство и депутаты края об этом осведомлены.
- О чем же тогда идет речь? Перед кем у Фонда сложилась задолженность в размере 8 миллионов рублей, о которых развернулись такие дебаты в Думе?
- Речь здесь идет о финансировании краевых целевых программ. Но как таковой задолженности у Фонда по финансированию краевых целевых программ не существует, так как по утвержденному министерством здравоохранения Ставропольского края и Фондом Перечню медицинского оборудования и средств вычислительной техники в рамках краевых целевых программ были закуплены все наименования оборудования, кроме тех позиций, по которым конкурсы не состоялись (на сумму 2,5 млн. рублей). Министерством здравоохранения края не было принято никаких мер по внесению изменений в утвержденный Перечень оборудования или проведению новых конкурсов до 25 декабря 2004 года, являющегося последним сроком принятия денежных обязательств Фонда в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса РФ. Поэтому Фонд направил эти 2,5 млн. рублей на финансирование Территориальной программы ОМС.
- То есть, можно сказать, что бюджет Фонда за 2004 год исполнен максимально эффективно в соответствии с полученными доходами и обязательствами Фонда?
- Абсолютно верно. Самое главное - Фонд выполнил свои обязательства по финансированию заданий медицинским учреждениям края по обеспечению бесплатной медицинской помощью в рамках утвержденной правительством Ставропольского края Территориальной программы государственных гарантий на 2004 год.
- Камнем преткновения стал и бюджет Фонда на 2005 год из-за отсутствия в нем статей финансирования краевых целевых программ и обучения медицинского персонала. Почему данные расходы, финансируемые в 2004 году, не были определены в бюджете Фонда на 2005 год?
- Это связано в первую очередь с изменениями налогового законодательства России. С 1 января 2005 года в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации изменился порядок зачисления средств единого социального налога между уровнями бюджетной системы. Раньше в территориальный фонд поступало 3,4, а в Федеральный фонд - 0,2 процента всех средств Единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования. Сейчас мало того, что ставка Единого социального налога в целом уменьшилась с 3,6 до 2,8 процента (на 22 процента), но и произошло перераспределение средств между фондами: в Федеральный фонд стало поступать больше в 4 раза - 0,8 процента, а, соответственно, в территориальные фонды меньше - 2 процента.
Поэтому бюджет Фонда на 2005 год в отличие от 2004 года впервые утвержден с учетом дотаций и субсидий за счет средств Федерального фонда ОМС. В связи с этим Федеральный фонд, дотирующий все территориальные фонды в этом году, определил основные принципы формирования бюджетов фондов всех территорий России. Вышестоящая организация ОМС определила, что в соответствии с нормативно-правовыми актами системы обязательного медицинского страхования, в связи с ограниченностью финансовых ресурсов в бюджете территориального фонда на 2005 год, не предусматривать финансирование региональных целевых программ и иных мероприятий (повышение квалификации медицинского персонала) в рамках системы обязательного медицинского страхования.
При этом Федеральный фонд согласовал основные параметры бюджета Фонда края с такими замечаниями, что даже при получении дополнительных доходов при исполнении бюджета Фонда следует исключить их направление на другие мероприятия, не связанные с обязательным медицинским страхованием (региональные целевые программы и обучение медицинского персонала), при наличии большого дефицита Территориальной программы края.
Новый порядок формирования бюджета Фонда был доведен и согласован со всеми структурами и ведомствами края, в первую очередь с министерством здравоохранения края. Согласованный проект бюджета Фонда на 2005 год без направления средств на финансирование краевых целевых программ и обучение медицинского персонала был рассмотрен и одобрен 14.10.2004 г. по всем показателям правлением Фонда, в состав которого входят представители правительства и Думы края, министерства финансов, министерства здравоохранения края, страховых медицинских организаций и медицинских учреждений, работающих в системе ОМС Ставропольского края. Одобренный правлением Фонда и правительством края 20.10.04 г. проект бюджета Фонда был вынесен на рассмотрение Государственной Думы края и утвержден законом Ставропольского края.
- То есть все заинтересованные структуры и ведомства знали об изменениях в формировании бюджета Фонда и одобрили показатели поступления и расходования средств системы обязательного медицинского страхования на 2005 год?
- Да. И при этом следует учесть, что Фонд, согласно бюджетному законодательству России, осуществляет свои расходы в строгом соответствии с принятым бюджетом на текущий год. И не может принять обязательства по финансированию иных мероприятий по здравоохранению, учтенных в бюджете прошлого года.
И нельзя сказать о срыве финансирования в 2005 году краевых целевых программ по вине Фонда, так как их реализация идет не только за счет средств обязательного медицинского страхования, но и за счет других источников финансирования - средств федерального, краевого, местных бюджетов и внебюджетных источников. Так, в 2004 году в реализации краевой программы по оснащению лечебных учреждений края медицинским оборудованием, инструментарием и лекарственными препаратами средства обязательного медицинского страхования составляли в общей доле финансирования программ лишь 12,5 процента. Поэтому в рамках действующего законодательства Российской Федерации в 2005 году вынужденное неучастие средств обязательного медицинского страхования в финансировании краевых целевых программ никак не может отразиться на качестве медицинских услуг, предоставляемых населению.
- В Фонд по-прежнему не поступают средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования?
- Конечно, нет. В 2005 году средства Федерального фонда регулярно поступают в край. Только в связи с изменениями в налоговом законодательстве, о которых я говорил ранее, изменился и порядок выделения средств Федерального фонда. В первую очередь, они поступают в территориальные фонды в виде дотаций и субсидий. За I квартал 2005 года в край поступило из средств Федерального фонда 128,2 млн. рублей на выравнивание финансирования Территориальной программы и 12,9 млн. рублей на обязательное медицинское страхование детей. Все полученные средства направлены на выполнение медицинскими учреждениями Территориальной программы.
В соответствии с действующим порядком при получении дополнительных доходов в течение года Федеральный фонд может распределять их в виде субвенций территориальным фондам, особенно в регионы, имеющие дефицит финансирования территориальной программы. Однако в настоящее время Федеральный фонд и сам испытывает сложности в наполняемости своего бюджета в части налоговых поступлений, поэтому в 2005 году ни один из территориальных фондов не получил ни рубля субвенций, исключением не стал и Ставропольский краевой фонд.
- Фонд предпринимает какие-то меры по привлечению иных поступлений в рамках действующего законодательства?
- Да. Снижение дефицита финансирования отрасли здравоохранения Ставропольского края возможно в рамках участия края в федеральных социальных программах с целью привлечения дополнительных средств для финансирования системы обязательного медицинского страхования. В 2004 году Фонд принимал участие в реализации программы оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам по старости, что позволило дополнительно привлечь в край за счет средств Пенсионного фонда России 120,8 млн. рублей.
На 2005 год правительством России утверждены Правила финансирования дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров за счет средств Пенсионного фонда России. Краевым фондом ОМС совместно с отделением Пенсионного фонда по Ставропольскому краю подготовлен и направлен в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд ОМС пакет документов по включению края в Российскую программу по финансированию системы ОМС за счет средств Пенсионного фонда России.
- Еще одно из обвинений в адрес руководства исполнительной дирекции Фонда - это отсутствие заданий для лечебных учреждений края по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.
- Обвинение тоже безосновательно. Ежегодно в марте-апреле медицинским учреждениям края доводятся задания по обеспечению бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках средств утвержденного бюджета Фонда и Территориальной программы государственных гарантий на текущий финансовый год. Исключением не стал и 2005 год.
Контрольные цифры к заданиям медицинским учреждениям муниципальной системы здравоохранения Ставропольского края по реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования 12 апреля 2005 года согласованы с министерством здравоохранения края и 13 апреля доведены медицинским учреждением всех территорий края. В настоящее время по 25 территориям из 33 районов края задания находятся на утверждении в министерстве здравоохранения края. По 8 территориям края проводится работа по согласованию заданий с органами управления здравоохранением муниципальных образований края.
Уточненный проект заданий краевым медицинским учреждениям направлен в министерство здравоохранения края 29 апреля 2005 года на согласование. В настоящее время ведется работа по уточнению и согласованию заданий краевым лечебным учреждениям на текущий год.
- То есть, Юрий Александрович, можно сказать, что Фонд как работал, выполняя свои функции и обязательства, так и работает, но уже в рамках изменившегося с 2005 года законодательства России и утвержденного бюджета Фонда на текущий год?
- Абсолютно верно. При этом очень сильно везде обсуждается аспект 100-процентного расходования средств на управленческие функции Фонда.
- Да, этот факт всех очень волнует. Что вы можете по этому поводу сказать?
- На управленческие функции Фонда по законодательству определено направлять до 3 процентов доходов, поступивших в территориальный фонд. За 2004 год направлено на управленческие функции Фонда всего 2,4 процента от всех доходов Фонда. В I квартале 2005 года, хоть они и израсходованы на 100 процентов к объему средств, принятых на квартал, но по отношению к полученным доходам процент расходов на содержание Фонда уменьшился до 1,5 процента.
Работники Фонда получают заработную плату, как и все служащие края. При этом, несмотря на вменение Фонду новых функций и обязанностей в части реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по льготному лекарственному обеспечению и обязательной регистрации по всему краю страхователей по обязательному медицинскому страхованию, штатная численность Фонда не увеличивается.
- Как обстоят дела по обеспечению льготными лекарственными средствами в крае?
- В настоящее время от фармацевтических организаций поступило в аптеки края лекарственных средств для льготной категории граждан на сумму 225,6 млн. рублей. По льготным рецептам выдано населению края медикаментов на сумму 80,1 млн. рублей.
- Фондом проводится оплата фармацевтической организации отпущенных медикаментов для льготной категории граждан?
- Да. В соответствии с действующим законодательством Фонд перечисляет средства на оплату стоимости лекарственных препаратов только на основании предъявленных фармацевтической организацией документов, подтверждающих фактический отпуск льготных лекарственных средств.
В I квартале 2005 года в Фонд вышеназванные документы на оплату стоимости лекарственных средств от фармацевтических организаций не поступали, поэтому денежные средства, полученные из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на эти цели, находились на отдельном счете Фонда и не подлежали расходованию на другие цели.
В начале апреля 2005 года в Фонд от уполномоченной фармацевтической организации поступил счет отпущенных отдельным категориям граждан льготных лекарственных средств только за январь 2005 года. Фондом 5 мая после медико-экономической экспертизы оплачен счет на сумму 1,14 млн. рублей.
12 мая 2005 года в Фонд от уполномоченной фармацевтической организации поступил счет на отпущенные отдельным категориям граждан льготные лекарственные средства за февраль 2005 года на сумму 13,8 млн. рублей, который 20 мая после проведения медико-экономической экспертизы оплачен на сумму 12,0 млн. рублей. Других счетов на оплату в Фонд не поступало.
- В целом проблемы здравоохранения, в частности системы обязательного медицинского страхования, ясны. Юрий Александрович, Ваше мнение, каков путь их решения?
- Только совместными усилиями правительства Ставропольского края, министерства здравоохранения края, министерства финансов края, Фонда, страховых медицинских организаций, медицинских учреждений и других структур и ведомств через взаимодействие и взаимопонимание можно улучшить систему здравоохранения, обеспечить доступность оказания качественной медицинской помощи каждому жителю края, а значит, и сохранить здоровье населения.

Андрей ПЕТРОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет