Вы здесь

ПРОБЛЕМЫ РАЗВЕДУТ РУКАМИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В краевую комиссию по рассмотрению и урегулированию земельных споров, которая начала свою работу в декабре, уже поступило более 1100 обращений. Есть среди них и такие, которые касаются проблем с выделом земельных участков из крупного земельного массива. О том, как решить эти вопросы, говорилось во время очередного заседания комиссии, состоявшегося на минувшей неделе в краевом центре.

Мероприятие получилось массовым. Помимо членов комиссии, представителей минсельхоза региона, депутатов региональной Думы, правительства края и главы Ставрополья Владимира Владимирова, участие в нем приняли руководители сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств региона.

Если говорить об обращениях, то на рассмотрение в комиссию (напомним, последняя была создана по инициативе губернатора Ставрополья после встречи с представителями фермерского сообщества для досудебного урегулирования проблемных вопросов, связанных с выделением земли) поступают заявления от хозяйственных предприятий, КФХ, пайщиков земельных долей. При этом люди обращаются не только в саму комиссию, но и в правительство, Думу Ставропольского края, в минсельхоз.

Так, в профильное ведомство за срок немногим более месяца поступило более 30 обращений, в том числе коллективных, подписанных значительным количеством граждан. Во многих из них говорится о необходимости отменить норму в 2,5 тысячи гектаров.

По оперативным данным, которые представили управления сельского хозяйства районов края, в результате правоприменения нормы на сегодняшний день с проблемой выдела земельных участков столкнулись более 1,1 тысячи собственников земельных долей, ряд крупных организаций и свыше 200 фермерских хозяйств. В общей сложности, вопросы, которые поднимаются, затрагивают свыше 150 договоров аренды земель сельхозназначения. Наибольшее количество дольщиков, которые столкнулись с проблемой выдела, выявлено в Туркменском и Курском районах, а фермерских хозяйств - в Андроповском, Арзгирском и Петровском.

Но отказываться от этой нормы, как отметили на совещании, в регионе не намерены.

«Вопрос о величине минимального размера земельного участка был поднят еще весной прошлого года, и основной причиной его возникновения стал приход в край новых арендаторов, которые не желали участвовать в процедуре социального развития села. Сокращение количества работников сельхозпредприятий, значительное дробление земельных участков и множество других причин также послужили основаниями», - говорили выступавшие.

«К норме в 2,5 тысячи гектаров, с которыми можно выделиться из другого более крупного земельного участка, можно относиться по-разному, поддерживать это решение или нет, но очевидно, что закон вскрыл серьезнейший нарыв. Подтверждение тому то, что сегодня на пай выплачивают и 5 тысяч гектаров, и больше, и прописывают в договорах аренды всевозможные социальные преференции для пайщиков. То есть ситуация в крае начала меняться», - отметил на заседании председатель комиссии по рассмотрению и урегулированию земельных споров Виктор Лозовой.

Вместе с тем, наличие нормы в 2,5 тысячи гектаров еще не означает, что теперь не существует возможности для выдела земли. Как отметил начальник отдела по обороту земель сельскохозяйственного назначения и управления государственной собственности министерства сельского хозяйства Владимир Бобачев, в действующей редакции закон содержит 10 исключений из нормы в 2,5 тысячи гектаров, включая выдел долей для специализированного производства - садоводства, овощеводства, виноградарства и цветоводства, мелиоративных земельных участков. Однако некоторые исключения трудно определить на практике.

А потому подготовлен еще ряд поправок в земельное законодательство. Озвучил их глава края. Так, действие общей нормы минимального размера участка в 2,5 тысячи гектаров не должно распространяться на земельные участки, выделяемые для расширения личного подсобного или крестьянско-фермерского хозяйства гражданина за счет долей, принадлежащих членам его семьи.

«Если человек хочет расширять личное подсобное хозяйство или КФХ, он должен получить землю», - сказал он.

Также ограничения не должны действовать в случае, если договор аренды расторгается по причине неисполнения его условий арендатором, если землю собираются использовать для реализации масштабных инвестиционных проектов, для участия в госпрограммах сельхозподдержки и размещения социально-культурных объектов. Без проблем должно пройти выделение и в случае, если участок собираются использовать для выращивания овощей в закрытом грунте.

«Я уверен, что наши предложения снимут 90 процентов вопросов, связанных с проблемой перезаключения договоров аренды. И в то же время закон по-прежнему дает нам возможность противодействия тем недобросовестным людям, которые хотят из-за пределов края прийти на ставропольскую землю», - подчеркнул Владимир Владимиров.

Вообще, о том, что нужно, чтобы на ставропольской земле работали аграрии региона, на заседании говорили не единожды. Только вот были в зале и скептики, которые недоумевали: а может ли закон о «2,5 тысячах» предотвратить продажу земли. Если собственник захочет, его никто не остановит.

Да и сам документ, мягко говоря, небезупречен. Как мы помним, краевая прокуратура направила в суд административный иск, требуя приостановить его действие. То есть вообще непонятно, что будет дальше. А тут еще и поправки. Может, часть вопросов они в случае принятия и помогли бы снять. Но когда это произойдет? Явно, не сегодня и не завтра. А вал проблем в крае нарастает как снежный ком.

Об этом свидетельствуют и вопросы, с которыми приехали на заседание фермеры.

Так, в Александровском районе фермеры не могут перезаключить договор аренды, так как в общем клине есть и их собственная земля. Они обращались в местную регистрационную службу, там им отказали, так как КФХ не может заключить договор аренды сам с собой. Обратились в Минеральводскую регистрационную службу с вопросом, что делать. Там фермеру и вовсе сказали, что выход у него один: продать кому-то свои участки, а после регистрации договора купли-продажи - попытаться их вернуть.

«У вас документы с собой? Давайте проедем к руководителю регпалаты и решим этот вопрос», - предложил глава края.

А в Туркменском районе еще до принятия закона о 2,5 тысячах гектаров было принято решение о выделении из одного из хозяйств участка площадью 900 гектар. Проведены собрания, подготовлены документы, но их не принимает регистрационная палата, так как там не знают, как действовать в такой ситуации.

Опять-таки прозвучало предложение - давайте посмотрим документы вместе с представителями регистрационной и кадастровой служб. Это должно ускорить работу чиновников.

Это только пара из озвученных на комиссии проблемных ситуаций, поиски решения которых будут искать в ручном режиме. И состыковать фермеров и чиновников придется главе края.

Разве это нормально? А если таких обращений вал? Хотя почему если - это действительно так. Проблем с принятием закона вскрылась масса. Об этом говорили практически все выступавшие. Насколько действенен в этом случае ручной режим? И получится разрулить все такие ситуации?

Вряд ли. Поэтому следующее заседание комиссии - а состоится оно 10 марта - будет расширенным. Приглашены на него помимо членов комиссии, правительства, министерств и ведомств, будут работники и руководство Росреестра, Роскадастра, правоохранительных структур региона.

«Встанет человек, озвучит проблему, и по ней буду даны конкретные поручения с указанием срока», - отметил Виктор Лозовой, прокомментировавший по окончании заседания итоги работы комиссии по рассмотрению и урегулированию земельных споров.

Все это, конечно, хорошо. А без дерганья за ниточки земельные вопросы не решаются? Так зачем же такие сложности, если их принес закон «жирных котов»? Или так было всегда, и создание комиссии по рассмотрению и урегулированию земельных споров - просто назревший за эти годы шаг?

К слову сказать, ее руководитель Виктор Лозовой отметил, что в сложившейся ситуации «главное, что решение проблемных вопросов перешло из области политики в практическую плоскость».

И добавил, что сейчас по каждому сельхозпредприятию, КФХ и агрохолдингу региона идет анализ. Сколько у кого земли, техники, число людей, которые трудятся на производстве, какая заработная плата в хозяйстве, сколько налогов платится и какая поддержка оказывается муниципальному образованию, в котором базируется предприятие.

«К примеру, у одного фермера - 9 тысяч гектаров земли. В хозяйстве работают 3 агронома, 3 механика, бухгалтерская служба, имеется в наличии вся необходимая техника, средняя зарплата более 25 тысяч рублей, оказывается помощь селу, школе и т. д. А у второго - земли тоже приличное количество, валовый сбор - 7 тысяч тонн, техники нет, количество работающих - 2 человека, заработная плата - 7 тысяч рублей в месяц, за год он помог только местной школе - выделил 8,5 тысячи рублей. О каком честном ведении бизнеса можно говорить в последнем случае? Ни о каком», - полагает председатель комиссии.

А еще он отметил, что в настоящее время прорабатывается вопрос о включении в договор аренды - социальной нагрузки на производителей. Пусть это будет 50-100 рублей на гектар. Деньги эти статут серьезной поддержкой для органов местного самоуправления, у которых под час нет ни копейки на решение вопросов села. Но опять-таки предложение это должно быть оформлено законодательно.

Ну а чтобы глубже вникнуть в проблемы села, все последующие заседания комиссии (после 10 марта) обещают проводить в районах края.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.