Вы здесь
УЩЕРБ ПОДСЧИТАН, УКРЕПЛЯЕМ БЕРЕГА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На прошлой неделе в Ставрополе состоялась пресс-конференция с участием министра природных ресурсов края Андрея Хлопянова. Ее темой стала одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем нашего региона - реализация плана противопаводковых мероприятий в бассейнах рек, протекающих на территории Ставрополья. В него, по задумке регионального правительства, войдут такие работы, как: расчистка русел рек Кума, Калаус, Подкумок. А также строительство устьевого водохранилища на реке Мокрый Карамык, ну и, конечно же, проведение берегоукрепительных и противооползневых работ во многих населенных пунктах.
Сегодня восстановительные работы после наводнения, обрушившегося на край в конце мая, продолжаются. Ущерб от него на сегодняшний день уже оценивается в два с половиной миллиарда рублей. Тем не менее, как отметил министр, несмотря на разгул стихии невиданного масштаба, подобного которому наш регион не видел 15 лет, прорыва дамбы Отказненского водохранилища удалось избежать. А это главное. Однако последствия наводнения устранены еще не до конца.
Совместно с федеральными структурами Западно-Каспийского и Кубанского бассейнов и представителями всех территориальных администраций района специалисты минприроды объехали все наиболее сложные точки и определили для себя план первоочередных действий.
«Если брать бассейн рек Кума, Калаус и Подкумок, вбирающий в себя не менее 60 процентов от общей доли выпадающих паводков, то работа по укреплению этого участка природного фронта для нас первоочередна. Сам проект предполагает как расчистку русел перечисленных рек, так и некоторых других. Строительство устьевого водохранилища на реке Мокрый Карамык, проведение берегоукрепительных и противооползневых работ во многих населенных пунктах. Для составления плана реализации этих работ, нами были обследованы не только вышеперечисленные реки, но и Кубань, Зеленчук. Предполагается, что финансирование работ будет осуществляться из федеральных источников.
После согласования с МЧС перечень противопаводковых мероприятий представлен для утверждения в Федеральное агентство водных ресурсов и отправлен на согласование в министерство природных ресурсов и экологии РФ. Первоначальная же его стоимость составляет 6,4 миллиарда рублей. В целом же, по нашим расчетам, нам потребуется не менее 10 миллиардов рублей для полной реализации данного плана.
Проект был разработан в сжатые сроки, поскольку все проблемные точки нам были известны и до паводка. К сожалению, благодаря и природному, и человеческому факторам большинство наших рек засорены на 80-90 процентов и требуют срочной расчистки. На данный момент они не в состоянии удержать объем воды, на который рассчитаны. Когда и где нанесет удар стихия - никто не знает. Но мы должны быть готовы ко всему. А для этого необходимо принимать меры заранее.
Однако пока в Москве принимают решение, мы не смотрим в небо, ожидая милостей от минприроды России. Ежегодно делается большой объем работ. К примеру, в прошлом году мы начали работы по берегоукреплению в Зеленокумске. И если бы этого не было, паводок натворил бы больше бед. Дамба, хоть еще и недостроенная, не принята в эксплуатацию, тем не менее выдержала удар стихии.
Или взять Труновский район, где нами было ранее укреплено 13 километров вдоль реки Ташлы. Люди там забыли, что такое подтопление. На хуторе Жуковском и хуторе Новокавказском пруды приводили в ужас все население, но мы ситуацию исправили, привели водоемы в порядок, окультурили. И таких примеров немало.
Есть, конечно же, и свои сложности в нашей работе. В первую очередь, сказывается недостаток финансирования. Так, наше ведомство передает в государственный бюджет в год примерно два миллиарда рублей, а получает на разного рода природоохранные мероприятия где-то 150 миллионов. Честно говоря, нам бы хотелось улучшить эту ситуацию.
Следующий момент, это то, что при составлении плана реализации региональных ремонтных, восстановительных, очистных и прочих работ нам сначала необходимо указать его экономическую целесообразность. Это, если честно, немного затрудняет нашу задачу по стабилизации экологической ситуации. Вот пример. В одном из сел края нам нужно укрепить берег реки, где вода начинает размывать кладбище. Выходит так, что нам прежде всего нужно доказать экономическую выгоду от будущих восстановительных работ. Но как мы можем доказать экономическую пользу от данного объекта. Или вот еще случай. Река размывает берег, на котором расположены всего два жилых дома. Причем стоимость этих домов намного меньше стоимости предполагаемых работ. Вот как здесь быть?», - говорит министр.
Затем Андрей Хлопянин ответил на вопросы, которые задавали представители краевых СМИ. Среди прочих, речь зашла о ситуации, сложившейся вокруг Ставропольской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Или по-простому противоградовой структуры. Министр отметил, что служба этой организацией несется в штатном режиме. Но, к сожалению, опять-таки ввиду недостаточного финансирования, не все районы края прикрыты ее военизированными частями. Тем не менее в ее работе стали принимать активное участие фермерские хозяйства, с которыми сегодня заключаются договора.
Так же поднимался вопрос об отсутствии в регионе природных заповедников. Министр подчеркнул, что в крае особое внимание уделяется природным заказникам. Ведется работа и на старых, таких, как Русский лес, и создаются новые. На данный момент, например, формируется инфраструктура заказника, расположенного на горе Стрижамент. Вопрос же о том, стоит ли нам перевести некоторые из них в статус заповедников, не так и прост, каким может показаться на первый взгляд.
Ведь тогда они автоматически переходят в юрисдикцию федеральной власти. А это может вызвать определенные для края сложности. На примере ситуации, связанной со Ставропольскими водохранилищами, за которые несет ответственность Москва, стало ясно, что в случае краевого подчинения, может быть, региональные власти сумели бы наладить их функционирование, обеспечение и ремонтные работы лучшим образом. Правда, вопрос вновь упирается в материально-экономическую составляющую.
Андрей СОБОЛЕВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий