Вы здесь

ОТЧЕГО ТЫ ВДРУГ РЕШИЛ, ЧТО ОПАСЕН КРОКОДИЛ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Это было примерно год назад, когда на встрече В. Путина с группой молодых предпринимателей из «Клуба лидеров» пространный, ни к чему не обязывающий, в общем-то, разговор вдруг коснулся и темы патриотизма. Вообще, положа руку на сердце, наш Президент умеет как бы невзначай, брошенной вскользь фразой заговорить о чем-то архиважном, впоследствии кардинально меняющем жизнь и политический курс страны в целом. Вот и тогда, замечая, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», Владимир Владимирович снова ворошил рукой в ящике Пандоры. Что пытался найти, утверждая, что «и чиновники, и бизнес, да и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. И если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше - и достаток будет больше, и комфортнее будет... Это и есть национальная идея»? Наверно, изумруд - камень правды. Вот только, по-моему, нашел Президент несколько иной минерал, не столь благородного, бытового происхождения.

Нет, читатель, оговорюсь сразу: я вовсе не собираюсь оспаривать посыл первого лица страны о том, что патриотизм должен стать нашей национальной идеей. Тем более что спорить с ним - все равно, что плевать против ветра. Я абсолютно о другом - о той бытовой среде, в которую Владимир Владимирович пытается внедрить этот эмбрион, чтобы тот гармонично развивался и наполнялся желаемым содержанием. И о том, не создает ли она риски для развития душевных аномалий у плода, дабы, несмотря на приложенные усилия, на выходе не получить очередного генетического уродца.

Ведь давайте по-честному: бытующий в современном обиходе постулат «хочешь изменить мир - начни меняться сам» - он про кого угодно, но не про нас. Вся многовековая история нашей страны показывает, что кардинальные перемены в ней происходили, только когда появлялся сильный лидер с командой единомышленников, способных увлечь за собой народ. Собственно этот слой населения и назывался элитой, которая, согласно этимологии слова, представляется как «лучшая» часть общества, верхушка социальной системы, которая вырабатывается за счет ее длительной эволюции. Другими словами, на капитанском мостике парохода «Современность» стояли люди с высокими моральными качествами, которые совершали те или иные поступки именно по духовно-нравственным основаниям, а не из-за корыстных личных интересов. Народ же, чувствуя это, шел за ними вслед, отрекаясь от тотемов и принимая крещение, погибая в гражданских революциях и мировых войнах.

Что происходит сейчас? Менее половины (48 процентов) россиян отправились бы добровольно на фронт, если бы завтра грянула война, выяснили аналитики, опросив накануне Дня Победы три тысячи респондентов старше 18 лет во всех федеральных округах страны. Каждый пятый (22 процента) предпочел бы сражениям на фронте работу в тылу, 13 процентов эмигрировали бы туда, где опасность военных действий минимальна, еще 17 процентов затруднились с ответом. Причем эмигрировать чаще других были намерены более молодые россияне (до 35 лет), а воевать - старшее поколение наших соотечественников.

М-да, патриотизм просто «зашкаливает». Почему? Может, потому что современная молодежь не приемлет лжи и остро чувствует, когда ее банально пытаются развести на интим, словно влюбленную в старшеклассника малолетку? Да и за кем им идти? За лицедеями в маске прекрасного Грея? Ведь от прошлого определения «элит» актуальным остался разве что тезис, что это «группа людей, занимающая верхние этажи в иерархии власти». Вот только эти люди уже не обязательно «лучшие» как мерило духовных и нравственных качеств, но они обязательно являются начальниками. И, судя по сданным налоговым декларациям, очень небедными начальниками, имеющими вилы за границей, многомиллионные счета в банках, собственный бизнес, часы и запонки, стоящие как десять квартир в Москве. А между тем все это - провокационный, если не сказать, циничный вызов обществу в условиях, когда миллионы людей еле-еле выживают на мизерные зарплаты и пенсии. Причем вызов как внешний, так и внутренний, каждая грань которого при детальном рассмотрении вскрывает все новые злокачественные наросты на государственном теле.

Во время последней «Прямой линии» В. Путина кто-то спросил у него о его внуках. Ответ главы государства и сейчас вызывает у меня неподдельное чувство уважения к человеку, который ничего не стал рассказывать о детях, аргументировав это тем, что «я хочу, чтобы они нормальными людьми росли, а не принцами крови». Эх, такую бы чисто житейскую мудрость да всему чиновничьему аппарату, который не всегда может побороть искушение, поставить свою кровиночку чуть равнее равных. За примерами далеко ходить не буду. Достаточно вспомнить, как четыре года назад Ставрополье лихорадило после скандала, когда дети отдельных чиновников - замглавы краевого УФМС, экс-замглавы мэра Ставрополя, депутата городской думы - сдавали ЕГЭ досрочно, предоставив справку от невролога о головных болях. Надо ли говорить, что все «больные» получили высокие баллы, поступив в престижные вузы страны?

Так что уже в следующем году в родные пенаты вернутся весьма квалифицированные специалисты. Кем и где будут работать? Определенно начнут с низов и будут всячески способствовать развитию края, давая с высоты прожженных, ну или прожитых в праздности лет «дельные» советы экспертам. Например как сделала дочь Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента, прилетевшая в Крым, чтобы встретиться с рабочими судостроительного завода. О его проблемах Елизавета узнала из социальных сетей и тут же нашла выход, как их решить. Всего-то нужно, как в Европе, привлечь молодежь с помощью пиара и информационной поддержки, показывающей, что «уверенность в завтрашнем дне есть». А чуть позже в своем инстаграме девушка написала, что счастлива, т.к. у нее появилась возможность «сделать хоть немного этот мир лучше и помочь людям». М-да... Прям, как у Блока, когда:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Вот и комментаторы в Сети, в числе которых были те самые рабочие, не с благодарностью вняли поучительным историям звездного дитяти, основанным на европейском опыте, а посоветовали Лизе для начала спуститься с заграничных небес на российскую землю и пожить на пятнадцать тысяч в месяц. Рублей, конечно. Может, тогда сама поймет и друзьям расскажет, что выставлять на всеобщее российское обозрение содержимое холодильника, в котором красуется бутылка шампанского за тридцать тысяч рублей - не так уж и креативно. Скорее мерзко и лицемерно по отношению к тем же восхитившим ее заводчанам, которым поперек горла бы стал игристый напиток, сравнимый по своей стоимости с двухмесячным окладом. И, наверное, все-таки не зря их высокопоставленные родители инстинктивно стараются держаться в тени своего благосостояния, не выпячивая его наружу, в то время как детки лепят напропалую.

Но сытый голодного не разумеет. Или как там писал в инстаграме очередной «принц крови», рассекая по встречной полосе на дорогущей иномарке, «есть лузеры и есть мы»? Для которых лучшим оберегом и гарантом собственных прав является не Конституция РФ, а папина или мамина должность в чиновничьих кабинетах. Право, ведь именно этот священный тотем клана «неприкасаемых» позволил сыну брянского депутата во время собственной свадьбы разъезжать по городу на дорогом авто, нарушая все мыслимые правила дорожного движения и устраивая лихие повороты в районе Кургана Бессмертия. Довольный собой молодой человек даже кратко прокомментировал свои действия, как «Вау! Это полный беспредел». Какое наказание ждало лихача - Интернет умалчивает. Но, учитывая место работы мамы жениха, что-то мне подсказывает, что дитятко отделалось легким отцовским внушением, мол, «аккуратнее нужно быть, чтобы бампер о проходящих мимо людей не помять».

А теперь представьте, читатель, что ожидало бы Вас, окажись вы на месте этого горе-автомобилиста, но не будучи при этом ребенком высокопоставленных родителей. Страшно? Скорее предсказуемо.

И ведь к этой предсказуемости мы постепенно привыкаем. Морщимся, кривимся, ежимся, но привыкаем. Привыкаем к тому, что, развалив завод автоприцепов, тут же можно вкачать деньги в новый, обозвав свою же недальновидность «инновационным подходом». Привыкаем, что в условиях дотационного бюджета можно заказать дорогущие иномарки и ничего за это не будет, что можно изыскать в бюджете средства на повышение зарплат себе и не найти лишнюю копейку на помощь многодетным семьям. Привыкаем... и апатично пожимаем плечами, мол, «жираф большой - ему видней».

Может, поэтому совсем не шокировала и ситуация, когда в Волгограде при подготовке к чемпионату мира по футболу вырубили часть Аллеи вдов, руководствуясь тем, что официально, де-юре, никакого священного места там нет. Ну, подумаешь, что еще к 20-летию Победы несколько вдов солдат, погибших в Сталинградской битве, высадили по нескольку деревьев, потом еще, и дали им имена в память о своих погибших мужьях, сыновьях, отцах - неважно; а в народе за этим садом быстро закрепилось название Парк вдов. Документально-то Парка нет, в то время как автомобильная стоянка будет оформлена вполне официально. А совесть, уважение к традициям, подвигу дедов и прадедов - это вы о чем, когда мундиаль на носу, и за огрехи в работе можно и должности лишиться, так сказать, в связи с утратой доверия? Как говорится, на войне как на войне, для победы все средства хороши. Даже если война идет с личностной идентификацией своего же народа и с его правом на память.

Впрочем, что я о Волгограде, когда не менее нашумевшая история недавно произошла и в Ставропольском крае. Да, я о том самом случае, когда после общественного резонанса вокруг темы некачественного жилья для детей-сирот станицы Лысогорской копилка «славных дел» региональных чиновников пополнилась историей сирот из Георгиевского района, которых заботливые дяди и тети поселили в дом, находящийся по соседству с действующим лепрозорием.

Всего таких лепрозориев в стране три. Сюда приезжают больные не только со всей России, но и из-за рубежа. Заболевание заразное и неизлечимое. Но, как впоследствии уверяли чиновники, совсем не опасное для сирот. Ведь санитарная зона соблюдена - это раз. А во вторых - их подопечные и сами были не прочь поселиться в дома, строящиеся для персонала учреждения. Чуть ли не с ножами у горла стояли, хотим в глушь, подальше от цивилизации и бренного мира, чтобы никто не видел и не слышал о нас, и только галочки в ведомственном акте о том, что поручение Президента выполнено, сироты собственными квадратными метрами обеспечены, свидетельствовали о качественной и эффективной работе управленческого аппарата. Собственно, поэтому и пришлось пойти на уступки. Своим же чадам идешь, когда те бьются в истерике, мол, не хочу жить в Ставрополе, а хочу в Ницце, а чем воспитанники детских домов хуже? Как говорится, чужих детей не бывает, вот и пусть на личном опыте почувствуют, как государство заботится о своих согражданах, оказавшихся в сложной ситуации, что они вовсе не пятое колесо в телеге, не чемодан без ручки, а полноценная единица общества с равными правами и гарантиями.

Пафосно? Отнюдь. Ведь именно с таких моральных истоков берет начало патриотизм. Берет. И почему-то иссякает. Почему? А кто его знает? Может, не выдерживает лукавства современной элиты, может, устал от бесконечных обещаний не просто не подкрепленными никакими гарантиями, а которые опровергает сама личность и образ жизни их гаранта? А может, потому что вспоминаются детские стихи Андрея Добрынина: «Отчего ты вдруг решил, что опасен крокодил, добрый, мягкий, как вода, и улыбчивый всегда? Он нам пасть открыл свою, чтоб мы жили как в раю. Нас зовет в свое нутро, чтобы сделать нам добро». Ну и далее по тексту, который заканчивается... Впрочем, мы и сами на своем опыте знаем чем.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.