Вы здесь

СЕЛО: ИТОГИ ПРОГРАММЫ ГОСПОДДЕРЖКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В селе Труновском прошло совещание, которое провел первый заместитель председателя правительства Ставропольского края

Н. Великдань. В работе совещания приняли участие министр сельского хозяйства Ставропольского края В. Ситников, председатель комитета Думы СК по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии И. Богачев, руководители краевого аграрного ведомства, районов края, сельских муниципальных образований Ставрополья.

Основной темой для обсуждения участников заседания стала реализация Государственной программы СК «Развитие сельского хозяйства» и ее подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». Их заявленные цели - улучшение качества жизни сельского жителя, тогда как остальные государственные программы направлены на развитие бизнеса на селе.

О видимых изменениях в качестве жизни ставропольских селян, происшедших в крае за несколько лет реализации программы, рассказал заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края О. Юрченко.

ПОЗИТИВ

- Для улучшения качества жизни сельского населения за счет всех уровней бюджета, - сказал замминистра краевого минсельхоза, - с 2010 по 2016 годы построено и восстановлено более 860 километров водопроводных и газовых сетей, к которым подключено 136 тысяч домов.

Повышен уровень газификации домов сетевым газом в сельской местности с 89 до 92,8 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой надлежащего качества - с 68,4 до 82,1 процента.

Построено 25 новых дошкольных учреждений на пять тысяч мест, проведена реконструкция и модернизация 102 существующих.

Отремонтировано 63 общеобразовательных учреждения. Построены четыре новые школы для 2800 учащихся в Степновском, Предгорном, Минераловодском и Курском муниципальных районах.

Введены в эксплуатацию более 162 учреждений здравоохранения в сельской местности. На 2,8 тысячи посещений в смену увеличена мощность врачебных амбулаторно-поликлинических организаций. С 39,5 до 43,3 увеличилась численность врачей в расчете на 10 тысяч населения. Восстановлено более 100 сельских Домов культуры, построено четыре новых в Георгиевском и Изобильненском районах. Отремонтировано 40 библиотек.

Не малую роль в этом играет реализация на территории края мероприятий федеральной целевой подпрограммы «Устойчивого развития сельских территорий». За три года ее реализации обеспечено доступным жильем в сельской местности 360 семей, из которых 239 молодые. Приобретено и построено более 32 тысяч квадратных метров жилья. Введено в эксплуатацию 32 километра газовых и 90 километров разводящих сетей. Достраивается школа в поселке Санамер Предгорного района на 275 учебных мест.

Всего в период с 2014 по 2016 годы освоено 1,1 миллиарда рублей, из которых 405 миллионов рублей - средства федерального бюджета, 368 миллионов - средства бюджета Ставропольского края, 41 миллион - местные бюджеты и 300 миллионов - внебюджетные источники.

По сравнению с другими регионами, входящими в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Ставропольский край занимает четвертое место по общему объему средств, преду-смотренных на Программу.

По обеспеченности инфраструктурой край тоже занимает четвертое место среди регионов Южного и Северо-Кавказского округов и седьмое место в целом в России.

Процент газификации сельских населенных пунктов в крае один из самых высоких в стране - 92,8, при среднероссийских 74 процентах. Аналогичная ситуация и по водоснабжению (на Ставрополье 82,1 процента, по стране - 57).

В 2017 году на реализацию программы устойчивого развития села краю доведены средства в объеме 300 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета 162 миллиона, что на 50 миллионов больше, чем в прошлом году. 142 миллиона рублей - средства краевого бюджета. А это на 45 миллионов больше объемов финансирования в регионе в прошлом году.

Кроме прописанных в «Программе» мероприятий, край принял участие в таких сферах хозяйствования, как реконструкция и строительство сельских автомобильных дорог (одну из таких участникам совещания представили накануне совещания в станице Ключевской Труновского района) и спортивных площадок в сельских населенных пунктах края. Это позволит к концу года приобрести и построить 11 тысяч квадратных метров жилья, закрепив тем самым на селе 150 семей, из которых 87 подходят под категорию молодых. Ввести в эксплуатацию более 15 километров инженерных сетей, завершить строительство школы в поселке Санамер и построить 11 спортивных площадок общей площадью более восьми тысяч квадратных метров.

НЕ СОВСЕМ ПОЗИТИВ

Сейчас весьма заметен разброс в отношении к исполнению пунктов Программы среди руководителей разных муниципальных образований и всех участников процесса. Некоторые поселения, находящиеся со всеми в равных условиях, либо завершили работы в рамках Программы, освоив выделенные средства, либо завершают их, что говорит о стопроцентном выполнении поставленных задач. Однако в крае немало руководителей, подавших заявки на участие в реализации целей Программы, но едва начавших необходимую работу или не начинавших ее вовсе.

И проблема не всегда в их халатности. Как отметил замминистра аграрного ведомства региона, во-первых, процедура включения объектов в краевую адресную инвестиционную программу неоправданно усложнена. Необходим большой пакет документов - порядка 40, а также проведение «интегральной оценки» по вновь начинаемым объемам.

Во-вторых, муниципальные образования нередко игнорируют сроки проведения аукционных процедур, что нередко оборачивается упущенными возможностями. И в-третьих, недобросовестность подрядчиков.

- Для начала, - продолжил О. Юрченко,- необходимо подробнее остановиться на проведении муниципальными поселениями аукционных процедур.

Во втором квартале 2017 года между минсельхозом края и администрациями муниципальных поселений были заключены соглашения о предоставлении субсидий на строительство объектов газо-, водоснабжения и спортивных площадок.

Однако до сентября конкурсные процедуры не только не проведены, но по некоторым объектам даже не объявлены.

В наихудшем свете в этой сфере выглядит ситуация, допущенная администрацией Кевсалинского сельсовета Ипатовского района. До середины августа аукцион даже не объявлен, с момента заключения соглашения прошло более 90 дней.

А необходимо было всего лишь подготовить техническое задание и проект муниципального контракта, которые являются типовыми и образцы которых размещены на сайте закупок в общем доступе. Скачал, вставил нужные слова и цифры - документ готов.

Допущены необоснованные задержки в проведении конкурсных процедур и некоторыми другими администрациями. В ситуации, когда строительство объектов осуществляется с привлечением более 90 процентов средств федерального и краевого бюджетов, необходимо слышать и учитывать требования государственных заказчиков Программы о соблюдении сроков проведения аукционов и укладываться в нормативные сроки строительства объектов, считают в минсельхозе края.

Средства федерального и краевого бюджетов лежат «мертвым грузом» на счетах казначейства. Это создает угрозу срыва запланированных мероприятий и достижения целевых индикаторов Программы.

НЕГАТИВ

Наконец, важнейшая проблема, с которой сталкиваются муниципальные образования - ошибка в выборе для работ на строительных площадках подрядчиков. Нередко в процессе работы проявляется их недобросовестность.

Что нужно сделать, чтобы такие «партнеры» не имели доступа к программам государственной поддержки в обсуждаемой сфере? Тщательнее подходить к подготовке аукционной документации, технического задания и муниципального контракта, рекомендуют специалисты министерства сельского хозяйства СК.

При формировании критериев отбора исполнителей работ отдавать предпочтение квалификационным, а не стоимостным требованиям к исполнителю (требования к опыту работы, квалифицикации персонала, материально-техническим ресурсам, деловой репутации).Применять максимальные размеры обеспечения заявки и исполнения муниципального контракта. Предусматривать наличие графика выполнения работ (календарного плана) с разбивкой по отдельным их видам работ. Решение о том, стоит ли иметь дело с тем или иным подрядчиком, стоит принимать при наличии исполнителя работ в реестре членов саморегулируемой организации (СРО). Предусматривать исполнение контракта без привлечения субподрядчиков (в крайнем случае, если уж без субподряда не обойтись, ограничивать его объемы).

К началу сентября практически все муниципальные администрации, завершившие аукционные процедуры, приступили к выполнению строительно-монтажных работ.

Чтобы постоянно мониторить ситуацию, на этой стадии необходимо активнее привлекать организации, которые осуществляют строительный контроль на объектах. Как минимум еженедельно проводить планерки с их участием.

Сейчас вопросу освоения средств и достижению целевых индикаторов уделяется особое внимание. Федеральные органы исполнительной власти и министерство финансов Ставропольского края всерьез взялись за выявление нарушений в этой области.

Бюджетная ответственность за неисполнение поселениями условий соглашения достаточно серьезна. Например, если целевой показатель не достигнут или уровень софинансирования снижен, размер санкций будет равен проценту от неисполнения. За нарушение сроков отчетности допустившие это будут оштрафованы на 50 тысяч рублей. Если муниципальное образование не справится с привлечением внебюджетных источников для строительства объектов, сумма штрафа может дойти до полумиллиона.

В прошедшем 2016 году три муниципальных образования не выполнили условия соглашений, заключенных с минсельхозом края.

Администрация Надеждинского сельсовета Шпаковского района допустила нарушение сроков ввода в эксплуатацию оговоренного в соглашении объекта. Общий объем санкций, по расчетам краевого министерства финансов, составил более двух миллионов рублей. Этот вопрос остается на рассмотрении в финансовом ведомстве региона.

Руководство администрации Красного сельсовета Грачевского района не обеспечило привлечение внебюджетных источников финансирования строительства объекта. Поселению, как уже было показано, грозит штраф до 500 тысяч рублей. Сейчас краевой минфин рассматривает ситуацию.

Популярность программы, считает краевой минсельхоз, ежегодно растет. Вот цифры, по мнению краевого аграрного ведомства, способные убедить еще сомневающихся руководителей муниципальных поселений в необходимости участия в Программе. В крае пока не завершено объектов водоснабжения на сумму около 700 миллионов рублей. Ситуация с газификацией получше, и все же здесь тоже есть своя «незавершенка» на 88 миллионов рублей. Спортивных объектов не достроено или не построено на 52 миллиона, сельских дорог - на 252 миллиона.

В очереди на улучшение жилищных условий в рамках Программы стоит порядка 950 семей, из которых 635 - молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание жить и работать на селе. При сохраняющемся уровне бюджетного финансирования мероприятий программы (16 процентов от потребности) для окончания строительства незавершенных объектов потребуется еще около десятка лет.

Только в министерство сельского хозяйства Ставропольского края за 2014-2016 годы поступило 310 обращений граждан из сельских поселений Ставропольского края с жалобами на отсутствие или недостаточную обеспеченность объектами водо- и газо-снабжения, с просьбами по улучшению жилищных условий. В действительности таких граждан в десятки раз больше.

Чтобы сократить количество очередников на жилье и объемы незавершенного строительства, необходимо увеличение средств бюджета Ставропольского края на реализацию мероприятий Программы на 20-30 процентов ежегодно.

Сейчас в правительстве Ставропольского края формируется бюджет на 2018-2020 годы. В связи с этим главное аграрное ведомство региона надеется при защите бюджета на поддержку предложения минсельхоза об увеличении финансирования Программы.

Сергей БОНДАРЕВ.

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.