Вы здесь

ДАВАЙ ДНЕВНИК, ОЦЕНКА - 20 БАЛЛОВ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования и науки запустила опрос о том, по какой системе стоит оценивать знания учеников в школе. Выразить свое мнение можно до 25 сентября на портале ОП РФ.

«Предложения об отмене традиционной системы оценивания достижений учащихся в школе звучали и на протяжении XX века, - пояснили в Общественной палате. - Высказывались суждения о том, что необходимо отказаться от традиционного оценивания по пятибалльной системе, так как в педагогической практике не выставляется оценка «единица», а в начальной школе уже давно не ставятся оценки в течение первого полугодия».

Вместе с тем в ОП напомнили, что оценивание учащихся в рамках итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах ведется по 100-балльной шкале, а итоговое сочинение - по системе «зачет/незачет».

«Таким образом, предложения, которые поступают от родителей и педагогов об отмене традиционной системы оценивания достижений наших школьников, имеют под собой основания», - отметили общественники.

Именно поэтому комиссия по развитию образования и науки решила обратиться к педагогам и родителям с просьбой высказать свое мнение по поводу введения безоценочных технологий с первого по девятый класс.

«Нам интересно мнение и тех, кто получает оценки, то есть мнение самих школьников», - сказали в ОП. Результаты опроса пообещали объявить 28 сентября.

Вообще, тема изменения системы оценивания поднимается уже не впервые. Не так давно возможность отказа от пятибалльной системы оценки качества знаний школьников обсуждали в Рособрнадзоре. Эксперты ВШЭ отметили, что пятибалльная система уже устарела и ее необходимо менять.

«Пятибалльная система - позавчерашняя. Безусловно, ее надо менять. Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе. В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система - кол никому не ставят. При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы», - говорили они.

«На данный момент возникли серьезные противоречия между теми требованиями, которые предъявляются к школам, и системой оценивания. Так, федеральные образовательные стандарты особое внимание уделяют развитию индивидуальности каждого ученика, формированию думающей, свободной, творческой личности, которая способна самостоятельно развивать свои способности. Но, как уже отмечалось, эти качества не в состоянии аттестовать пятибалльная система оценивания. Критерии ее были созданы для традиционной школы, где самым важным аспектом было получение знаний. В них не заложена оценка творческой активности, индивидуального роста, самообразования», - высказываются представители профессионального сообщества.

Рассуждая о профильном обучении, некоторые педагоги отмечают актуальность внедрения десятибалльного варианта оценивания знаний.

«Если уж совсем объективно, то «тройка» при традиционной оценочной шкале выставляется ученику, допускающему массу ошибок. Учитель жалеет ребенка, который старался, но не смог успешно справиться с заданием, старательно выводит ему «3» в школьном журнале. Такую же удовлетворительную отметку получает прогульщик и лодырь, чтобы не портить общую картину успеваемости в классе. Ни о какой справедливости, не идет и речи. Десятибалльная система выставления отметок позволяет решать подобную проблему, делая отметки более честными и полноценными. К тому же она гораздо понятнее для учеников, их родителей и самих педагогов. При внедрении ее в российские школы учителя смогут оценивать не только знания своих воспитанников, но и учитывать их саморазвитие. У ребят появится стимул для достижения более высоких результатов в проектной и учебно-исследовательской деятельности. А педагог, в свою очередь, сможет использовать разные формы контроля, что повысит объективность оценивания», - отмечают они.

Зачет-незачет, 10, 12 или 100-балльная системы, звездочки и квадратики в начальной школе - сегодня масса способов оценить знания детей. И возможности эти нужно использовать, отмечают сторонники перемен.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева в середине августа заявила, что пятибалльная система оценки знаний школьников традиционна для России и нескольких европейских стран, отметив, что «вряд ли возможно и необходимо переходить» на другую систему.

В комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре отметили, что предложение отказаться от пятибалльной системы можно отработать в качестве пилотного проекта. Но речь идет только о тех школах, в которых есть сильный педагогический состав.

Что ждет систему оценивания, время покажет, лично я не представляю, за что учитель может поставить 7 баллов или 8 при десятибалльной системе, а уж за какие заслуги ученику поставят 58 балллов, а за какие - 59 и как педагог будет высчитывать оценку при стобалльной системе и тем более.

К слову, нынешняя пятибалльная система оценивания достижений школьников в России существовала не всегда. В XVIII веке педагоги не ставили отметок, а подробно описывали свои впечатления от работы ученика: «посредственное учение» или «похвальное». Многие составляли подробные характеристики, которые помогали разобраться в неудачах как самим ученикам, так и их преподавателям. Ломоносов предлагал использовать аббревиатуры вроде «В. И.» (все исполнил), «Н. У.» (не знал урока). Всего в его варианте было 10 оценок знаний, в том числе эмоциональная: «Ш. - шабаш».

В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, была принята пятибалльная шкала, только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка - напротив, худшей. Кстати, сам поэт не мог похвастаться хорошими оценками - в рейтинге учеников он занимал 26-е место (из 29). Так уж совпало, что именно в год смерти Пушкина была узаконена привычная нам пятибалльная система, где успехи оцениваются по возрастающей.

С тех пор пятибалльная шкала осталась неизменной. В советское время изменилось лишь словесное описание оценок: если раньше двойка означала «слабые успехи», теперь это - «неудовлетворительно».

Нужно отметить, что отказ от пятибалльной системы оценки знаний учащихся активно внедряется почти во всех бывших республиках СССР. Например, Белоруссия перешла на 10-балльную систему, Украина - на 12-балльную.

Если говорить о других странах, то пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов - это эквивалент нашей единицы: 1 - отлично, 2 - очень хорошо и так далее. В таком виде пятибалльную систему используют и в ряде других стран.

Довольно понятной является десятибальная система. Думаю, не стоит объяснять, что 10 - это круто, а 1 - это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.

А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 - неудовлетворительные оценки.

На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел: 18,5-20,0 - отлично; 15,5-18,4 - очень хорошо; 12,5-15,4 - хорошо; 10,0-12,4 - удовлетворительно; 0,0-9,9 - неудовлетворительно.

Франция тоже считает, что 20 баллов - это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 - один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.

Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана и других стран.

Во многих странах принята 100-балльная шкала или шкала в пределах 100 процентов. Ее придерживаются, например, в Австрии, Турции, Ираке, Южной Корее, Японии и на Коста-Рике.

Максимальные 100 баллов (или процентов, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции.

В США оценки обозначаются не цифрами, а буквами, всего их пять: А (отлично), В (хорошо), С (удовлетворительно), D (слабо) и F (неудовлетворительно).

Как и у нас, учителя нередко добавляют к оценкам плюс или минус, хотя эти пометки, строго говоря, не влияют на официальные академические результаты. Отметки учеников в американской школе считаются информацией практически приватной - по крайней мере, учитель не станет объявлять всему классу, что Кирстен написала работу на A+, а Джон - на D-. Оценки сообщаются только ученикам и их родителям.

В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.

В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.

Китай использует смесь букв (от А до F) и проценты (0-100 процентов), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60 процентов.

В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 - Vyborny (отлично); 2 - Chvalitebny (похвально); 3 - Dobry (хорошо); 4 - Dostatecny (достаточно); 5 - Nedostatecny (недостаточно).

Странная система оценок. По-другому и не скажешь, когда речь заходит о Дании. До 2007 года они пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы датчане посредством урезания определили для себя

7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников. Итак, в Дании ставятся такие оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 15 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.