Вы здесь

ПАПА У ВАСИ СИЛЕН В МАТЕМАТИКЕ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Более половины родителей школьников в России делают уроки вместо своих детей. Об этом стало известно в ходе проведенного опроса. Большинство респондентов (72 процента) - родители одного ребенка. Более половины детей опрошенных учатся в начальной школе.

Исследование показало, что 56 процентам россиян приходилось выполнять школьные задания за ребенка. Причем чаще всего мамам и папам приходится решать математику (32 процента), также родители делают упражнения по иностранному (28 процентов) и русскому (26 процентов) языкам. Еще четверть родителей рисуют вместо своих чад для уроков изобразительного искусства, а 19 процентов пишут сочинения по литературе.

Папы и мамы школьников признались, что самыми трудными предметами являются математика, русский и иностранный языки. Поэтому уроки вместе с детьми делает большинство родителей (70 процентов). Однако треть респондентов уверены, что ребенок должен справляться с домашним заданием самостоятельно. Примерно столько же россиян готовы с радостью помогать ребенку с уроками, пока он маленький.

Чаще всего помощь ученикам нужна при выполнении математики и русского языка. За ними идут иностранный язык, чтение, природоведение и алгебра. В среднем родители тратят около двух часов в день, чтобы сделать уроки вместе с детьми.

Самостоятельно школьники выполняют домашнее задание в течение двух-трех часов. Больше трех часов занимаются 17 процентов школьников. По словам родителей, у их детей остается также два-три часа на посещение дополнительных секций.

Результаты опроса комментируют и на сайте профессионального сообщества «Педсовет». Причем не только педагоги, но и люди, не работающие в системе образования. Приведу пару наиболее интересных взглядов на истоки проблемы.

Первый - точка зрения предпринимателя из Московской области:

«Количество заданий в ряде средних учебных заведений просто зашкаливает. Часть из них банально не выполняется или списывается из интернета - для этого много разных виртуальных решебников. Особенно грешат обилием заданий физматлицеи, хотя никакого особого продвижения в знаниях за счет навороченных задач нет. Причина проста - инструменты те же самые. Более того, часто в учебниках присутствуют ляпы авторов, и эти задания задаются на дом. Это значит, учитель недобросовестно выполняет свою работу. Ляпы по геометрии, физике встречаются с завидной регулярностью. Поражает другое, ошибки живут в учебниках не годами, а многими десятками лет, так как издательства не тратят усилия на корректуру и тем более на экспертов, которые могли бы исправить ситуацию. Точно такая же ситуация с пособиями для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебники содержат теоретический материал, который никакого отношения к тому, с чем придется столкнуться во взрослой жизни человека, не имеет. Правда, надо признать, есть слабые попытки преодолеть эту тенденцию, но результат пока оставляет желать много лучшего.

Я лично всегда проверяю все домашние задания сына (10 класс), начиная с начальной школы, правда, гуманитарные предметы контролирует жена. В начальной школе писали за сына рефераты, так как для ребенка было иногда сложно написать и красиво оформить работу. Сравниваю, как учился сам и как учатся современные дети - нагрузка резко выросла, часть материала изменилась. Но это закономерно. Более того, на мой взгляд, изменения должны происходить за счет освоения новых мощных инструментов, которые дают более глубокое понимание и уменьшают объем выполняемой работы, позволяют поднимать уровень знаний и навыков. Но именно эта задача в школе не решается совсем. В образовании вместо кардинального решения проблем наблюдаю только попытки не переломить ситуацию, а подкрасить, подлатать, заретушировать проблему. Вместо внедрения технологий контроля домашних заданий без учителя внедряются банальные технологии ЕГЭ и ОГЭ по принципу сверки ответов. А ведь разработка и внедрение библиотеки распознавания рукописного текста на русском языке позволила бы проверять не ответы, а решения. Все говорит либо об отсутствии знания современных технологий, либо об отсутствии нормального финансирования для решения. Отечественное образование по реформам в силу ряда причин постоянно отстает от мировых трендов развития в сфере применения современных технологий. То, что надо было делать 10 и более лет назад, начинают делать сейчас, а то, что надо делать сегодня, откладывается на неопределенное время.

Возникает закономерный вопрос, а нельзя ли посмотреть, как это делают наши соседи в Японии, где создание виртуальных телевизионных дикторов и ведущих может легко трансформироваться в виртуальных учителей? Благо именно в Японии завершают разработку контроля знаний на уровне искусственного интеллекта по всей школьной программе. Отечественное образование пытается сделать что-то свое, но почему все на несколько ступеней ниже? Разве наши граждане второго сорта, почему мы для себя делаем хуже, чем могли бы?»

Второй комментарий принадлежит педагогу.

«Если исследовать проблему домашних заданий, то делать это, как мне кажется, надо в ключе поиска причины, почему это происходит?

Понятно, что в младших классах внимание родителей к детям огромное. Тут и проверят, и помогут. А если и сделают что-то вместо ребенка - то явно бредовое, требующее несоразмерного возрасту времени для выполнения (любой родитель ученика младших классов это подтвердит, уверена). Тогда вопрос - зачем это задание, приучающее родителя и ребенка к видимости выполнения? Иллюзия образования - с младших классов.

В средних классах внимания родителей уже меньше (начинает играть образовательный ценз). Но всякой ненужной дури еще много. По некоторым предметам родители, спасая детей от опять же несоразмерной траты времени, готовят рефераты, пишут сочинения по географии, биологии и т.д., которые дети, дай Бог, чтобы прочитали перед сдачей учителю. А казалось бы, что надо давать те домашние задания, которые развивают логику, свободное владение материалом. Но до того ли, когда департамент требует соответствующих инновационных отчетов.

Вот тут и вовсе возникает вопрос у ребенка - а надо ли вообще делать «домашку», ведь прокатывает сделанное кем-то? Учитель, явно понимая, кто трудился над рефератами, сочинениями, все равно поставит хорошую оценку.

В конце концов, все доходит до логического конца - дети перестают делать уроки, ибо учитель не проверяет ежедневные домашние задания - на это надо время. Непонятное надо обсудить, а он бежит по программе. Ответить на вопросы, разобрать непонятное - нет времени ни на уроке, ни на факультативе. Итак, не понял, а следовательно, не выполнил раз, два, три. Снежный ком. Сделать самостоятельно уже невозможно.

Мои ученики (10, 11 класс) открыто на курсах говорят, что обсуждение домашних заданий из области фантастики. Для меня очевидно, что если бы домашние задания соответствовали реально возможному времени на них дома, то порочная ситуация - родители делают домашние задания - не сложилась бы. У ученика должно быть время посидеть над задачей, пока не получится, почитать дополнительно по литературе источник, а не методичку с убогим пересказом, и т.д. Но при засорении школы ненужным мы создаем условия для все более очевидной иллюзии образования. Понятно, что это мое личное мнение, но у меня есть возможность общаться с детьми из десятка школ одновременно на курсах, и ситуация везде одна и та же».

Думаю, что вопрос о том, согласны ли с этим родители, по больше мере риторический.

Да и школьники не скрывают, что перегружены. Об этом говорят практически все. И ведь неслучайна, более того - показательна на этом фоне недавняя санкт-петербургская история. Учащийся средней общеобразовательной школы №622 создал профсоюз школьников. Организация появилась несколько недель назад. Сейчас в ней состоят около 170 школьников. Члены организации установили для себя планы «Минимум» и «Максимум». По плану «Минимум» они хотят добиться, чтобы в день было не больше трех контрольных или самостоятельных работ и чтобы администрация школы не контролировала внешний вид учеников, который «касается сугубо самовыражения учащегося». Например, цвет волос. «План максимум - смена системы образования, в том числе отмена ЕГЭ», - рассказал Леонид, подчеркнув, что его организация планируют заручиться поддержкой учащихся других школ.

Вступившие в профсоюз подростки организовали собрание на школьном стадионе. Об этом стало известно директору школы, которая вызвала школьника для разговора в присутствии всей школьной администрации.

«И начала говорить о перспективе стать дворником, угрожала психиатрической больницей», - рассказал подросток.

Министерство просвещения в свою очередь поддержало ученика после того, как история стала достоянием СМИ.

А между тем профсоюз школьников уже стал межрегиональным. Ячейка организации «Ученик» теперь работает не только в школе №622 в Выборгском районе города - аналогичные появились в Московском и Калининском районах. Кроме того, отделения профсоюза создают у себя в учебных заведениях школьники из других городов России.

Согласитесь, дыма без огня не бывает.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.