Вы здесь

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почти 500 учебников, которые не были включены в новый федеральный перечень, направили на дополнительную экспертизу. Такое решение было принято на заседании научно-методического совета при минпросвещения России.

Как пояснили в ведомстве, речь идет об учебниках (156 - для младших классов, 235 - для средних, 99 - для старших), которые поступили на рассмотрение с 10 сентября по 10 ноября прошлого года. В прошлом году они уже прошли две экспертизы. Однако получены были противоположные оценки, поэтому принято решение о дополнительной проверке. По итогам экспертизы книги с положительными отзывами смогут попасть в федеральный перечень.

Напомним, в конце прошлого года был утвержден новый федеральный перечень учебников. По сравнению с предыдущим он был сокращен на треть - первоначально в списке было 1370 наименований, стало 910.

Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. Высказывались мнения, что сокращение перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, которое обеспечивается именно за счет вариативности. Да и критерии дополнительной экспертизы признали несовершенными. Отмечают эксперты и то, что проблема с едиными учебниками по базовым предметам так и не решена. Говорят и о том, что проверять пособия, по которым в дальнейшем будут учиться в школе, нужно еще на стадии подготовки, когда над ними работает автор и редактор, а не постфактум, когда они уже поступили в тираж.

Продолжаются и скандалы вокруг этого федерального перечня. Если говорить о последних - то недавно была забракована «Экономика» Игоря Липсица, для 10-11 классов. Ее не включили в федеральный перечень. А издатели направили автору письмо со списком корректировок, которые нужны для возвращения учебника. В числе того, что нужно изменить, - «исключение ряда вопросов, которые могут провоцировать дискуссию», включение «материалов о планах ближайшего экономического прорыва» и «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну».

В министерстве просвещения РФ, правда, пояснили, что исключение произошло из-за ошибок, опечаток и иных замечаний. Кроме того, добавили в ведомстве, «учебник не был сопровожден электронной формой, методическим пособием для учителя в обход требований к учебникам федерального перечня». И добавили, что не имеют прямого отношения к приведенным формулировкам, хотя по факту именно это ведомство заказало экспертизу.

Однако издатели пояснили, что часть рекомендаций, направленных автору, была взята именно из рецензий экспертов. При этом они признали, что учебник «на протяжении многих лет был востребован общеобразовательными организациями, неоднократно переиздавался, имеет множество положительных отзывов педагогов» и издательство было не согласно с отрицательным результатом дополнительной экспертизы и замечаниями экспертов.

В документе экспертизы прямой рекомендации включить материалы про «экономический прорыв» и импортозамещение нет, однако присутствуют формулировки: «Вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине», «Приведенные примеры не способствуют любви к Родине» и т. д. Что будет с учебником дальше, станет известно позже.

Продолжая тему, следует сказать и о том, что на днях стало известно, что председатели региональных отделений Российской ассоциации учителей географии, а также представители общественности обратились с письмом к президенту Русского географического общества Сергею Шойгу. В нем они указали, что новый федеральный перечень учебников основан на проведенной в 2018 году дополнительной экспертизе, которая вызвала большой отрицательный резонанс как среди авторов и учителей, так и ученых.

«Процедура проведения дополнительной экспертизы привела к тому, что из федерального перечня были исключены не просто хорошо известные педагогам линии учебников, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны как у учителей, так и у экспертов, а именно те учебники, по которым работает более 90 процентов школ РФ в 85 субъектах», - говорится в письме.

Авторы отмечают, что из семи линий учебников по географии для 5-9 классов, включенных в предыдущий перечень, в новом представлены только две линии, что затруднит качественно и полноценно завершить изучение курса в 9 классе.

Отмечается, что по исключенным из перечня изданиям учились многие победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по географии. Кроме того, по некоторым из них училось не одно поколение школьников на протяжении более 20 лет.

«Потеря в качестве школьного географического образования с принятием нового федерального перечня очевидна», - добавляют авторы письма.

В качестве мер они, в частности, предлагают вернуться к прошлому перечню 2014 года до разработки объективной процедуры включения учебников в ФПУ, а также разрешить школам в 2019-2021 годах закупать пособия именно из этого перечня. Кроме того, предлагается провести экспертизу изданий на соответствие Концепции развития географического образования в РФ, примерной программе, новой редакции ФГОС осенью 2020 года с последующим формированием нового перечня зимой 2021 года.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.