Вы здесь
«НЕ ДАЙ НАМ БОГ СОЙТИ С УМА...»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).«В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек...
...Далее вы входите в большую, просторную комнату, занимающую весь флигель, если не считать сеней. Стены здесь вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе, - ясно, что здесь зимой дымят печи и бывает угарно. Окна изнутри обезображены железными решетками. Воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец. В комнате стоят кровати, привинченные к полу. На них сидят и лежат люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это - сумасшедшие...»
Так начинается спектакль по повести А.П. Чехова «Палата №6», премьера которого состоялась на прошлой неделе в ставропольском литературном театре «Гармония». Написанное в 1892 году, это произведение сразу же заработало тяжелую, сложную и мрачную репутацию. А с легкой руки Антона Павловича его название стало нарицательным, обозначая что-то абсолютно дикое и доведенное до абсурда. Чтобы прочитать ее, надо затратить огромные душевные усилия. А уж если смотреть...
И дело даже не в сюжете. Это история о докторе Рагине и сумасшедшем пациенте Громове. Рагин - вполне благополучный человек, работой в больнице он себя не слишком утруждает, любит в свое удовольствие выпить и закусить, на досуге развлекается чтением философских книг и жалуется на то, что нет в его окружении достойных собеседников, интеллигентных и образованных, способных поддержать интересный и содержательный разговор. Жизнь доктора кардинальным образом меняется, когда в нее входит пациент Громов, который представлен не просто сумасшедшим, безумие для него - осмысленный и добровольный выбор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает.
Поражает другое. Классическое произведение Чехова пугающе современно. Жизнь доктора и пациентов проходит перед глазами зрителей и до боли напоминает нам окружающий нас мир. Где равнодушие друг другу, формальное отношение человека к человеку и есть главная беда. Ведь сколько бы времени ни прошло - ничего не меняется в психологии нашего общества. Достаточно посмотреть на отношение к людям некоторых чиновников нашего времени и сравнить с состоянием простой лечебницы конца позапрошлого века. Никто не желает давать деньги на ремонт и благоустройство. Зачем делать жизнь больных лучше, ведь им все равно умирать? Воровство и взятки находятся в рамках приличия. Деньги - вот главная цель большинства людей, и для достижения своих целей используются любые средства. Знакомо, правда? Как знакома многим и ситуация, когда кто-то за тебя решает, как якобы правильно поступить тебе в той или иной ситуации. И неправда, что мы всегда и все решаем про себя сами. Есть вещи, которые просто от нас не зависят.
«Палата №6» - спектакль, конечно, не простой. И артисты не жалеют ни себя, ни зрителей, которые не могут отгородиться от всего происходящего на сцене и вынуждены пропускать всю эту трагедию через свои души. Тщательнейшим образом, деталь за деталью созданные образы героев создают на маленькой сцене потрясающее своей реалистичностью действо. На тебя наваливается невыносимая тоска и ощущение безвыходности, когда наблюдаешь за жизнью умалишенных пациентов. Еще тяжелее становилось на душе от невозможности как-то поправить очевидную несправедливость, помочь доктору Рагину, которого играет руководитель театра «Гармония», почетный деятель искусств СК, актер Игорь Барташ. Как и от невозможности помочь старожилу палаты №6 Ивану Дмитриевичу Громову (актер и режиссер спектакля Евгений Задорожный), который оказался единственно умным человеком в городе.
А еще тебя все время не покидает ощущение капкана, когда ты просто физически ощущаешь, как за тобой одна за другой захлопываются двери, как твое жизненное пространство становится меньше и меньше, словно ты - доктор Рагин, которого постепенно все-таки загнали в ловушку.
Не перестаю удивляться нашим актерам, которые продолжают поражать своим мастерством и талантом. Игорь Барташ, например, сыграл своего героя практически одним лицом. Умные глаза в сочетании с затравленным взглядом - именно это и было нужно для чеховского доктора. А по-другому, наверное, и не расскажешь, как не выдерживает наша душа и наш разум, когда действительность показывает нам свое истинное лицо.
Прекрасно справился и Евгений Задорожный. А ведь как трудно показать человека с больной душой так, чтобы это выглядело правдоподобно, а не смешно и не зло. Актер тоже играл полутонами. Его молчаливый силуэт, уткнувшийся в окно, говорил намного громче, чем если бы Евгений кричал во весь голос о своей тоске, одиночестве и боли. Глядя на это, невозможно было не повторять Пушкина: «Не дай нам Бог сойти с ума...»
Хорошие работы получились у всех, даже тех, кто являлся на несколько минут. Все герои чудным образом мгновенно оказывались в центре спектакля. И зрители потом одинаково вспоминали и Илью Калинина - странного приятеля доктора Михаила Аверьяновича. Именно про таких говорят: с такими друзьями и врагов не надо. И Александра Жукова - тупого и жестокого сторожа Никиту. И Константина Юрченко - завистливого и подлого врача Хоботова. И Полину Полковникову - добрую и преданную Дарьюшку. И Владимира Аллахвердова - равнодушного чиновника, вершителя чужих судеб.
Не могу не сказать и об оформлении сцены, где каждая деталь - граница между больными и здоровыми, между свободой и неволей, между жизнью и почти смертью. Вот окно, завешенное тряпьем, вот дома. Казалось бы, руку протяни - и свобода. Ан нет, не дотянешься, из этой клетки не выбраться.
А еще в спектакле звучит живая, отлично подобранная музыка - выше всяких похвал. Квартет музыкантов ставропольской филармонии (1-я скрипка - Александр Абрамов, 2-я скрипка - Максим Егоров, альт - Евгений Ледовской, контрабас - Николай Козлов) были полноценными участниками спектакля. В больничных одеждах, без единой эмоции ребята сыграли четверых пациентов палаты №6. Безмолвные, они разговаривали с миром музыкой, такой печальной и щемящей, что душа разрывалась от жалости.
Одним словом, свой юбилейный сезон литературный театр «Гармония» заканчивает на «браво».
А в следующем сезоне, как рассказал руководитель театра Игорь Барташ, зрителей ждет встреча с Александром Блоком. К юбилею поэта готовится большая программа по его произведениям. Также в планах театра совместный проект со ставропольской филармонией, в котором музыка и литература зазвучат в унисон. Еще в планах юмористическая программа. Но что бы ни выбрал творческий коллектив для своих постановок, главным действующем лицом в спектакле все равно будет слово. Ведь главная роль в «Гармонии» всегда принадлежит ему.
Наталья МАКАГОНОВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий