Вы здесь

ПОГОДУ В БИЗНЕС-КЛИМАТЕ ДЕЛАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).
Аватар пользователя admin

В Ставрополе, в районе цирка, ООО «Ставропольская строительная компания» возводит первый в городе, да и в крае, жилой дом в 26 этажей. Первая наша высотка - это, конечно, и своего рода символ времени, позволяющего нашему бизнесу устремляться ввысь. А чего еще она символ?

Об этом, да и в целом о деловом климате в городе и крае мы беседуем с руководителем компании А. Меликовым.

 

- Александр Феодосиевич, в последнее время только и разговоров об ухудшении делового климата. В стране в целом, да и в нашем крае. Как производная - качество жизни падает. Вы - как раз деловой человек, много лет возглавляете «Ставропольскую строительную компанию». Да и уже полвека в сфере строительного производства. Это действительно так, условия для работы становятся хуже? Или сам факт строительства вами первой высотки это опровергает?

- В какой-то степени, да. Это жилой комплекс «Александрия». Объект дорогой, сложный, рассчитан на несколько лет, и берутся за такие только тогда, когда на деловом небе безоблачно. Мы взялись. Считайте, что он символ безоблачности.

Я бы не сказал, что условия для бизнеса в последние годы стали хуже. По моим наблюдениям, не деловой климат ухудшается, а требования к бизнесу, к качеству того, что он производит, год от года растут. И со стороны государства, и, что самое главное, со стороны потребителей, то есть обычных граждан. Нас с вами.

Вспомним самое начало новейшего рыночного времени, девяностые годы. Рынок ведь был пустым, он все проглатывал. Те же квартиры, на строительстве которых мы специализируемся, уходили, как говорится, влет. Брали все без разбора. Стены - голые, на полу даже стяжки нет, оборудования никакого, а покупатель уже денежки выкладывает... Сейчас настала качественно иная пора на нашем рынке. Предложение, в том числе и жилья, уже даже превышает спрос, и потребитель начал выбирать. Ему нужно качество. Естественный процесс. Разве вас качество не интересует? Не каждый производственник способен такую переборчивость удовлетворить. Некоторые и не справляются, уходят с рынка, а то и разоряются. В общем-то, обычное в бизнесе дело. Такие неудачники и пополняют ряды тех, кто как раз и брюзжит про ухудшение делового климата. Свою частную проблему, когда попросту не справился, не потянул, выдают за общероссийскую. Хотя их понять можно, на себя критически посмотреть не всякий способен. Думаю, не такие люди делают сегодня погоду в бизнес-климате. А все же Его Величество Потребитель. Пусть и опосредованно, через повышение своих требований к бизнесу.

- Не упрощаем ли мы здесь тему? Ведь почитаешь экономическую литературу про бизнес-климат, там столько сложных терминов, диаграмм, таблиц! Одни так его определяют и расписывают, другие этак. Тенденции и закономерности выявляют. Голова кругом идет.

- Нет, нисколько. Давайте идти от жизни. Разве стало сложнее, например, зарегистрировать предприятие? Совсем нет. Наоборот, все до предела упростилось. На это у вас уйдет несколько дней. К нотариусу - заявление в налоговую заверить, в саму налоговую инспекцию - документы сдать, в банк - открыть расчетный счет. И все. Работайте. Да и дальше никто вам мешать не станет, делайте свое дело. Ни лезть в ваши дела, ни понукать, ни как-то еще администрировать никто не станет. И должности такой во власти - начальник над бизнесом - ни на районном, ни на городском, ни на краевом уровнях нет, и закон подобное запрещает.

Как тут не вспомнить доперестроечное советское время, когда у нас вот уж действительно был самый отвратительный деловой климат. Хотя мы тогда другого не знали. Хотите пример для разрядки?

- Да, конечно.

- Строим в начале восьмидесятых годов сегодняшний Ставропольский дворец культуры, что на улице Ленина. Идет совещание, поднимают моего руководителя и чуть ли не клещами вытаскивают из него обещание закончить этап работ, за который я тогда как главный инженер строительного управления отвечал, через неделю. Я понимаю, что дата не выполнима, даже если 24 часа в сутки работать. Встаю - молодой же был, наивный и прямой - и вслух говорю об этом. Меня со словами: «Иди отсюда, выскочка!» с совещания выгоняют. Конечно, сроки сорвали, начальство вспомнило, что «выскочка» оказался прав, а раз соображает, то и поставило меня на место того руководителя, что с задачей не справился. Потому я историю и запомнил. Вот это - действительно плохой деловой климат. Да плюс к такому волюнтаризму вечная нехватка стройматериалов, денежных средств. Все в те времена, если кто помнит, распределялось по фондам, все «доставали».

- Да, такое было сплошь и рядом, по журналистской практике помню, сиживал на разносных совещаниях...

- Вот-вот. У сегодняшних властных органов, повторяю, даже таких структур, - по оперативному управлению бизнесом - в штатных расписаниях нет. Никто никаких совещаний на объектах не проводит. А уж тем более накачек и разносов не устраивает. Кадры в бизнесе не расставляет. По себе знаю: и в правительстве края, и у городских властей отношение к нам, деловым людям, сейчас благоприятное. Помощь найти всегда можно. А вот ответственность - за нами. За все мы, деловые люди, сами отвечаем. И расплачиваемся. Своим рублем, своим авторитетом, своим здоровьем, наконец. Как мы работаем - это и есть деловая атмосфера. Так что не жалуйтесь на какой-то там климат, а засучивайте рукава и занимайте свое место на рынке. С сырьем и материалами, с рабочей силой, с техникой и современными технологиями, с землей под застройку - это я вам говорю как строитель - проблем сегодня нет. Бери - не хочу. За вами - упорство и труд.

- Александр Феодосиевич, ваши коллеги дружно жалуются на докучливые проверки всяких контролирующих органов, на очень длительное согласование проектов... Они правы?

- Такое есть. Но это терпимо, без контроля, особенно технологического и по безопасности на всех этапах, начиная с проектирования, тоже ведь нельзя. Без него и до беды недалеко.

Так что производственная составляющая этого самого делового климата сейчас, что бы там ни говорили, в крае самая благоприятная.

- А инвестиционная составляющая бизнес-климата? Сегодня же все упирается в деньги, ни один проект без них не реализуешь. Те самые сырье, материалы, технику с технологиями без денег не купишь. Да и кто без зарплаты будет работать? Стартовый, да и не только, капитал нужен. Здесь же у нас менее радужная картина?

- Это как сказать. Желающих инвестировать, во всяком случае в строительство, сейчас достаточно. Деньги - это такая штука, что от лежания без движения портится. Обесценивается, если быть точным. Так что сама природа денег заставляет вкладывать их в проекты. Чтобы и сохранить, и получить еще больше.

Опять же государство в последнее время выделяет краю солидные, по несколько десятков миллиардов рублей в год, средства на благоустройство, на строительство социальных объектов, на дороги и инфраструктуру. Это же наши подряды, деньги осваиваются в крае. Развивается стройиндустрия, укрепляются подрядные организации, люди зарплату получают.

Посмотрите, сколько инвестиционных проектов запущено у нас в крае за последнее время! И альтернативная энергетика с солнечными и ветровыми электростанциями, и комплексы по производству баранины, и тепличные хозяйства, и суперинтенсивные сады... Наша высотка на этом фоне смотрится очень скромно. Хотя будет, обещаю, красивой и удобной. И стоимость этих проектов по краю идет на миллиарды рублей. Был бы плохой бизнес-климат, такие серьезные деньги не вкладывали бы.

Другое дело, что деньги, особенно большие, любят надежность. Ответственный подход к ним. Доброе имя, наконец, любят. Репутацию. Дают ведь под гарантии, среди которых еще и позиция краевых властей, их слово, их деловой подход - не на последнем месте. И то, что инвестиции приходят - говорит об определенном запасе прочности власти и ее авторитете и в Ставропольском крае, и в Центре.

Я начинал свою руководящую трудовую деятельность, еще когда Ставропольским краем руководил Михаил Сергеевич Горбачев. Работал при всех властях. Прямо скажу: сегодня у нас самый благоприятный для бизнеса деловой климат. И это надо ценить. Один красноречивый пример. Сколько простояла огороженная забором строительная площадка, на которой при сегодняшнем правительстве за год построен Ледовый дворец? То-то же, четыре десятка лет! Там целый лес вырос. А сколько первых лиц края обещали построить дворец? Не меньше пяти. Сдержал свое слово тот человек, который сейчас руководит краем. Нашел инвесторов, превратил пустырь в красивейшее, очень нужное всем нам и едва ли не самое посещаемое горожанами место. Ценить мы должны тех, кто реализует такие проекты!

Да и весь юго-западный район краевого центра, где расположен дворец, преобразился в корне. Сколько сказано плохих слов про то, что он спальный, неудобный для жизни, с острой нехваткой социальных объектов? Все обещали, но никто ничего не делал. Но именно при нынешнем руководстве края в этом жилом массиве построена крупнейшая и современнейшая поликлиника, три школы, пять детских садов. Проложены проспекты, созданы зоны отдыха, построен музей истории «Россия -  Моя история», светомузыкальный фонтан и даже красивейший в крае православный храм. Да, многое сделали строители. Но этого не было бы без активной и деятельной поддержки власти. И привлеченных с ее помощью инвестиций, в первую очередь государственных.

- Александр Феодосиевич, вернемся еще раз к инвесторам. Это слово в наше время так часто повторяется на всех уровнях, что поневоле сделаешь вывод: не начальники сегодня диктуют свои правила производственникам, а инвесторы. Они действительно играют в бизнесе главную скрипку? Кто платит, тот и музыку заказывает?

- Думаю, они если что и требуют, так это гарантий сохранности своих вложений, их эффективного использования. Диктуют же нам только одно: ответственно относиться к их деньгам. Ничто другое их просто не интересует.

Инвесторы ведь уже много раз обжигались на мошенниках всяких разных мастей, отсюда и требовательность, как примета времени. Поддерживаемая, кстати, государством, путем постоянного регулирования рынка. Что, безусловно, оставляет отпечаток на деловом климате. С моей точки зрения - положительный.

Возьмите дольщиков по строительству жилья, мне как строителю эта тема ближе. Это ведь тоже инвесторы, пусть и маленькие. Но их много, и в этом их сила. Они все вместе тоже миллиарды вкладывают. И в самое важное вкладывают - в строительство жилья. Что является общенациональной стратегической задачей.

Мало ли их было, обманутых? Требовательность дольщиков выразилась в многочисленных жалобах наверх и принятии в итоге новых правовых норм в масштабах страны. С 1 июля этого года по всем вновь начинаемым объектам деньги дольщиков остаются на эскроу-счетах в банке, а к нам, строителям, попадут только после сдачи дома и получения дольщиками ключей. Приходилось опять же слышать, что эта вынужденная мера ухудшила бизнес-климат. А по-моему - наоборот, надежность инвестирования со стороны дольщиков повысила. Теперь проходимцам в нашей сфере уже не так вольготно будет. А то ведь жилье строили все, кому вздумается. От торговца до хирурга. Что это, если не плюс к деловому климату?

- Но эта же мера, Александр Феодосиевич, ухудшает и финансовую составляющую делового климата, теперь деньги вам на строительство приходится брать в форме кредитов в банке, что объективно удорожает квадратный метр. Сколько по этому поводу я уже слышал недовольных слов от строителей...

- Все так, но это был вынужденный выбор всех нас между «дешевле, но ненадежно», и «дороже, но надежнее». И он уже сделан. Мы же все это новшество и с профессиональным сообществом, и с дольщиками обсуждали, депутаты облекли его в форму федерального закона. Убежден, что не в худшую сторону новшество. И оно еще даст свои результаты. Недовольны же как раз те, кому поломали вольницу.

- А высокие банковские проценты, и опять же инфляция, которую власти все никак утихомирить не могут, разве они не влияют на деловой климат?

- Как раз здесь подвижки у нас в лучшую сторону. И ставка рефинансирования Центробанка, а с ней и стоимость кредитов, пусть не на много, но снижаются, и инфляция сейчас затормозилась, хотя в начале года и росла.

Чудес не бывает, все в одночасье не делается. Тем более в такой сложной сфере, как производство. То приливы, то отливы. Тут годы нужны, чтобы все притерлось, приработалось. И вышло на какой-то стабильный уровень.

Интервью вел Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.