Вы здесь
БАНЯ ПО-ЧЕРНОМУ, ПРАВОСУДИЕ ПО-ТИХОМУ?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Прошло уже шесть лет с тех пор, как молодая пара из Буденновска уехала отдыхать в Домбай и угорела насмерть в сауне местной гостиницы «Фотон». «Ставропольские ведомости» уже писали об этой истории в статье «Баня по-черному» от 14.02.2017. За все эти годы родственники погибших дошли до Верховного суда РФ, чтобы добиться наказания виновных в смерти своих самых близких людей. Подозреваемым по делу проходит хозяин гостиницы Альберт Дотдаев, которого обвиняют в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть двух человек.
Казалось бы, в ходе розыскных мероприятий следствие выявило ряд серьезных нарушений в работе гостиницы, проведены экспертизы, прямо указывающие на то, что смерть 24-летней Юлии Будниковой и 30-летнего Александра Пушечкина наступила от отравления угарным газом, источником которого стало неисправное оборудование в котельной. Однако несмотря на целый букет доказательств, карачаевские суды зашли в тупик. Кто виноват в домбайской трагедии, сегодня предстоит решить Краевому суду СК. Почему?
Вместо сауны газовая камера
Тот сентябрьский день следственным отделом по городу Карачаевску восстановлен по минутам. 19 числа в 19:25 Юля и Саша, прибыв на своем автомобиле в гостиницу «Фотон», снимают номер и бронируют сауну на два часа. По словам персонала, они счастливы, много обнимаются, шутят и смеются. Отправив родителям SMS, мол, не переживайте, у нас все хорошо, в 20:20 молодая пара спускается в сауну, расположенную в подвале здания. В 22:40, когда из помещения никто не вышел, сотрудники пансионата, забив тревогу, взламывают дверь и...
- На Юлин номер мы дозвонились поздно ночью. До этого телефон то включался, то резко выключался. Трубку взял незнакомый мужчина. На наш вопрос: «Где ребята?» он ответил: «С ними произошел несчастный случай. Приезжайте за трупами». Честно, я не помню, как хоронила дочку, как ела, спала, ходила на работу. В памяти остался только сороковой день, когда с огромной охапкой бордовых роз я стала возле дверей той самой сауны, где умирала моя девочка, и мне даже не у кого было узнать, было ли ей больно, поняла ли она, что это конец. Ведь все сотрудники гостиницы проходили мимо нас и делали вид, что не знают, о чем идет речь, - рассказывает мама девушки Валентина Будникова.
Впрочем, томилось в неведении о последних минутах своего дитя материнское сердце не долго. Проведенная судебно-медицинская экспертиза показала, что причиной смерти ребят стало острое отравление угарным газом. Как следует из учебника химии, при концентрации СО во вдыхаемом воздухе выше 1,2 процента человек умирает менее чем через 3 минуты. Концентрация же карбоксигемоглобина (соединение гемоглобина и угарного газа) в крови влюбленных достигала 80(!!!) процентов. То есть смерть Саши и Юли наступила практически мгновенно, как только они вошли и закрыли дверь парилки. Больно им не было. В отличие от их родителей, которые никак не могли понять, откуда в подвальном помещении мог взяться углекислый газ, превративший сауну в газовую камеру.
Между тем, на этот вопрос как раз и предстояло ответить следствию, когда 20 сентября 2013 года было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть двух человек. Обвинение было предъявлено хозяину гостиницы «Фотон» и экс-депутату гордумы Карачаевска Альберту Дотдаеву.
Следователи совместно со специалистами Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и иных ведомств нашли грубейшие нарушения в эксплуатации котельной и сауны. Так, в материалах дела имеется ответ из Ростехнадзора РФ, что «котельная обустроена и эксплуатируется владельцем гостиницы Дотдаевым А.А. самовольно, без разрешительных документов и регистрации в учреждении». Мало того, как отмечали эксперты Ростовского центра судебных экспертиз, котельная находилась не в отдельном помещении, как положено по санитарным нормам и предусмотрено проектно-сметной документацией, а через стенку с сауной, которая и вовсе не предусмотрена проектом.
«Внутренние стены котельной закопчены, отверстие в стене между сауной и котельной заделано ветошью, вентиляция работает на 50 процентов, вытяжки вообще не действуют».
Собственно, вот и ответ на мучивший всех вопрос, откуда взялся угарный газ (СО). При таких «исходных данных» раскаты грома раздавались давно, только вместо того, чтобы перекреститься, все открещивались. И вот результат: «Проникновение угарного газа произошло в результате неудовлетворительного состояния и несоответствия требованиям нормативов дымоходов, а также требований по размещению котельной гостиницы «Фотон».
По пивку и на тот свет?
Летом 2014 года в Карачаевском городском суде КЧР состоялся суд над А. Дотдаевым, где владелец гостиницы продолжил настаивать на собственной невинности, предлагая свою альтернативную версию того, откуда взялся СО в парилке. Мол, во всем виноваты сами Юля и Саша, которые плеснули на раскаленные камни принесенное с собой пиво, отчего и образовался угарный газ, которым те впоследствии отравились.
Право, читаешь данные объяснения и диву даешься. То ли в КЧР впору уфологов посылать, дабы обследовать аномальную зону, в которой не действуют основополагающие законы химии и физики, гласящие, что угарный газ - это продукт горения, а не испарения, и следовательно, разлитое пиво не может быть причиной возникновения СО. То ли десант педагогов естественных наук, дабы ликвидировать пробелы в школьном образовании.
Сам же суд предпочел третий вариант - в виде независимой экспертизы ростовского Центра судебной экспертологии имени Буринского, ученые которого также попросили не выдавать фантазии за научные открытия. Как следовало из пояснений специалистов, Саша и Юля могли погибнуть от пива в сауне при наличии трех условий: что кислорода в ней не было вообще, давление достигало 77 тысяч атмосфер, а температура 1500 градусов по Цельсию. То есть это уже не сауна, а аналог преисподней. Но и это еще не все! Ибо в распоряжении ребят, чтобы получить смертельную концентрацию угарного газа, должно было находиться 39 264 бутылки пива! Не многовато ли для двоих на один уикенд?
Видимо, нет. Ибо решением Карачаевского городского суда под председательством судьи Э.А. Кубанова от 22 января 2016 года, Дотдаев Альберт Асханович был признан невиновным в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Мол, да, оборудование в котельной, как и саму котельную, установил незаконно. Но он же пытался узаконить постройку! И не его вина, что документы потерялись. Как и не его вина, что из двух котлов исправным был только один. А следовательно, не было никакого преступного умысла и халатности. О чем потом судопроизводство КЧР говорило родителям погибших ребят еще не единожды, когда последние безуспешно пытались обжаловать идущие один за другим оправдательные приговоры. Вот только максимум чего добились семьи, что Верховным судом КЧР от 2 мая 2017 года поменялась разве что формулировка вынесенного решения, где вместо «оправдан за отсутствием состава преступления» значилось «за непричастностью к преступлению».
Преступление есть. Виновного нет
Игра слов? Как сказать. Валентина Будникова, например, увидела в данном решении ту самую соломинку, из которой продолжила возводить железобетонный мост на пути к справедливости. Ведь если суд уже соглашается с тем, что преступление все-таки было, по классике жанра должно быть обозначено и лицо, преступившее закон. И уж если это лицо по каким-то причинам в упор не замечает Верховный суд КЧР, может, на него им укажет Верховный суд РФ?
Куда в 2018 году была направлена жалоба семей на решение апелляционной инстанции Верховного суда КЧР. И снова по ранее неприступным вершинам правосудия пошла трещина, когда в Верховном суде РФ все же нашли основания, дабы признать выводы апелляционной инстанции о непричастности Дотдаева к преступлению сомнительными. После чего дело снова было спущено вниз в судопроизводство КЧР. И после очередного вояжа документов, когда материалы дела по нескольку месяцев зависали в различных судебных инстанциях, все же в конце февраля 2019 года определением судебной коллегии Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики оправдательный приговор в отношении Дотдаева А.А. был отменен.
Казалось бы, до нового рассмотрения уже рукой подать, да вот рука в очередной раз скрутила фигу, поскольку согласно действующему уголовно-процессуальному кодексу РФ ухудшать положение оправданного по прошествии годичного срока нельзя. А тут же с мая 2017 года время вышло, на что и указывали в своих жалобах адвокаты ответчика.
С чем в корне не согласна адвокат пострадавших Надежда Молчанова, подавшая в Верховный суд очередное ходатайство, в котором просила пересмотреть порядок исчисления годичного строка.
- Мы своевременно подали кассационную жалобу, и не вина родителей, что уголовное дело в течение 10 месяцев гуляло по различным судебным инстанциям, когда из того же Верховного суда РФ ответа мы ждали 4 месяца! Поэтому ограничительные рамки в 12 месяцев в данном случае искажают саму суть правосудия, когда уголовное дело не может быть пересмотрено из-за бюрократических препонов, - замечает адвокат.
Вот только исправить выявившиеся огрехи законодательства, как выяснилось впоследствии, может только Конституционный суд РФ. Нужно ли говорить, что семьи обратились и туда? Но будет ли пересмотрена пресловутая статья 401.6 УПК РФ - большой вопрос, как и вопрос, когда это случится, если случится... В общем, все зыбко и настолько переплелось в данной трагедии, что уже сложно делать какие-то прогнозы.
Пока время играет явно не на стороне родителей, потому что в начале сентября 2019 года Верховным судом РФ было отменено постановление Верховного суда КЧР, отправлявшее уголовное дело на новое расследование. Как и отменено и апелляционное определение, возвращавшее дело прокурору для устранения недостатков судебного рассмотрения. Скажу даже больше, была изменена территориальная подсудность дела. Когда уголовное дело в отношении Дотдаева А.А. с кассационной жалобой потерпевшей на апелляционный приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 мая 2017 года, в нынешнюю среду будет рассмотрено в Краевом Суде СК. Почему у нас?
- Президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики утвержден в составе 7 человек, и в настоящее время фактически действует в составе 5 судей, четверо из которых принимали участие в первом кассационном рассмотрении жалобы потерпевшей на приговор в отношении Дотдаева А.А., в связи с чем в силу ст.63 УПК РФ не вправе повторно участвовать в рассмотрении этого же уголовного дела. Оставшееся количество членов президиума кворума не образует. При таких обстоятельствах следует изменить территориальную подсудность кассационной жалобы потерпевшей, - говорится в судебном решении.
Угомонитесь, мамаша?
Чем это обернется для Будниковых и Пушечкиных, обязательно расскажем в следующем выпуске. Но в семьях все еще теплится надежда на справедливый приговор.
- Когда нам сказали, что год прошел и все сроки пропущены, ровно за сутки до заседания в Верховном суде РФ мы обратились в Генпрокуратуру РФ с просьбой поддержать нас в нашей борьбе за справедливость. И после приема были в шоке. Нам открытым текстом дали понять, мол, зачем вы вообще сюда приехали, когда 6 лет прошло, все пора отпустить и забыть. Но как забыть, что смерть твоего ребенка остается безнаказанной? - не скрывает слез Валентина Будникова.
Также она рассказывает, что на последнем заседании в Верховном суде РФ присутствовал и сам Альберт Дотдаев, который за эти годы так и не удосужился не то чтобы попросить прощения у матерей за смерть их детей, а даже выразить слова соболезнования их горю. Не нашлось их и в этот раз. Зато нашлись жесты, когда после оглашения решения суда владелец гостиницы, с видом триумфатора глядя на Валентину Будникову, показывал в воздухе цифру шесть. Именно столько раз суд уже вставал на сторону обвиняемого, словно облачая в законодательную форму совет одного из федеральных чиновников, мол, «пора угомониться, мамаша». Вот только семьи не готовы воспользоваться «дельным предложением», уверяя, что будут бороться до конца теперь уже в ставропольских судах. А превратят ли они цифру 6 в 7 или все же размочат сухой счет, поживем-увидим. Благо, что и ждать-то осталось недолго.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий