Вы здесь
НЕСКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Врачебные ошибки, которые можно было бы предотвратить, и непрофессионализм медиков косвенно приводят к 70 тысячам смертей в год. Например, за последние пять лет при неправильном назначении лидокаина в России умерло около 80 человек. При неправильном использовании медицинских каталок для скорой помощи гибнут минимум один-два пациента, озвучил недавно печальную статистику новый министр здравоохранения Михаил Мурашко. В открытую признавая, что безопасность медицинской помощи в России сегодня находится на низком уровне. Наша новая история об этом же.
Роды переносятся на завтра
В январе 2018 года супруги Тихомировы всерьез задумались о детях, и уже в марте тест на беременность показал две полоски. По всем срокам малыш должен был родиться в конце ноября 2018 года. В начале же месяца Галина пришла на очередной прием в женскую консультацию поселка Иноземцево, где у нее заподозрили многоводие и направили на УЗИ в Пятигорск. Проведенное исследование показало, что это всего лишь тенденция, а учитывая, что до родов осталось всего ничего, волноваться не о чем. Однако гинекологи все же решили перестраховаться, выписав направление в стационар роддома ГБУЗ СК «Железноводская городская больница». Срок беременности был 37 недель.
Осмотрев пациентку и не обнаружив никаких предвестников родов, там предложили ей поехать на выходные домой. Вернувшись обратно в понедельник 12 ноября, девушка в течение двух дней прошла УЗИ, сдала анализы и была дважды осмотрена акушером-гинекологом Натальей Трегуб, которая и сообщила ей, что роды переносятся на ближайшие дни. Есть некие анатомические особенности строения, узкий таз, что не даст возможности родить самостоятельно, если ребенок еще чуть-чуть подрастет. Мол, время поджимает если не срокам, то по показаниям. Кесарево - это экстренный вариант, так как естественные роды всегда предпочтительнее. Словом, деточка, пей родостимулирующую таблеточку и готовься к утру стать мамой. Галина выпила, и к вечеру 13 ноября вроде бы живот даже начал немножко поднывать, но к утру отпустило. Что несказанно удивило Н. Трегуб, зашедшую утром в палату.
- Она уже тогда сказала, что если сегодня не рожу, то завтра придется прокалывать околоплодный пузырь, - вспоминает девушка, принявшая все за шутку. Тем более что дальше угроз дело не пошло. Как и с самим процессом родов изменений не последовало. Ни в этот день. Ни на следующий. Живот поднывал после болезненного осмотра, но это совсем не то состояние, как у соседки по палате, которая всю ночь маялась от боли и не давала спать никому, пока утром 16 ноября ее не перевели в родильное отделение. А в 8 утра и Галину позвали на осмотр к Трегуб. Где и выяснилось, что акушер-гинеколог не шутила, выполнила свое обещание.
Из записи в истории родов. «16.11.2018. Состояние удовлетворительное. Пациентка отмечает появление схваткообразных болей с 08:00 часов. Ночь спала хорошо. Плодный пузырь при осмотре вскрылся в 09:20. В 11:30 роженица спокойна, активна. Сердцебиение плода ясное, ритмичное. 13:46 роженица в родах 5 часов 30 минут. По данным КТГ на мониторе регистрируется дискоординация родовой деятельности (авт: данная патология встречается редко, заключается в хаотичных сокращениях матки, основной причиной ее возникновения является неготовность организма женщины к родам). На данном этапе решено продолжить консервативное ведение родов. Назначено лечение. Врач Трегуб.
16:10 совместный осмотр с дежурным врачом Гречкиной. Роженица обезболена, спокойна, жалоб не предъявляет, решено продолжать вести роды консервативно. В 19:03 схватки потужного характера. В 19:25 во время одной из потуг появились обильные кровянистые выделения. Выставлен диагноз: дискоординация родовой деятельности, преждевременная отслойка плаценты. Учитывая сложившуюся ситуацию, показано экстренное кесарево сечение. Начало операции 19:43. Конец 22:02. Врач Гречкина».
Из показаний Галины Тихомировой. Амниотомия помогла, но открытие все равно шло медленно. После очередного неутешительного осмотра на кресле
Н. Трегуб вызвала медсестру и сказала поставить капельницу для возбуждения и стимуляции родовой деятельности. Схватки участились. Около 18:00 врач зашла в палату с Гречкиной и сказала, что ее смена заканчивается, и роды будет принимать Нина Васильевна. Вскоре начались потуги, но ничего не получалось. Даже когда акушерка стала давить на живот. Зато боль была адская, по шкале до 10 все 11. Она не помнит, сколько длилось это мучение, но все резко изменилось, когда Гречкина заметила открывшееся у нее кровотечение, достала телефон и стала кому-то звонить. Потом вернулась. Вместе с акушеркой они стали заставлять ее встать с кушетки и идти в сторону операционной. А она вставала и падала, падала и вставала, крича от дикой боли. В операционной она увидела Трегуб, вернувшуюся из дома. Потом ей сделали укол и она отключилась.
Из показаний Дениса Тихомирова. Весь день 16 ноября он был как на иголках, поэтому со службы сразу поехал в роддом, где сердобольная санитарка сказала, что супруга находится в предродовом отделении, и даже показала окна на первом этаже, где все происходит. Бросился туда, но там уже никого не было. Решив, что дождется хороших вестей дома, поехал в Иноземцево, поглядывая на телефон. Через полтора часа не выдержал, и поскольку мобильник жены не отвечал, набрал приемное отделение. Там ответили, что еще рожает. На душе тревожно заскребли кошки. Он обратно в роддом. Был там через 20 минут. И еще где-то полтора часа смотрел, как на втором этаже горел свет.
Потом увидел, как невысокий пожилой мужчина выносит ребенка, закутанного в одеяло, и неспешно несет его в сторону соседнего корпуса. Еще через 20 минут к служебному входу подъехал реанимобиль, и Денис увидел, как кого-то выносят на носилках и также отвозят в сторону здания, куда отнесли ребенка. На ватных ногах подошел к водителю. Сердце ухало. Спросил, кто там. Тот пожал плечами, мол, знаю только, что девушку звали Галя, она была в сознании и все время спрашивала про своего ребенка. Земля ушла из-под ног. Зато сразу вспомнилась молитва «Отче наш»... Так и сидел под дверями реанимации, когда оттуда вышли две женщины - Гречкина и Трегуб, подошел, представился. Те были напуганы и не хотели смотреть ему в глаза. Минут через двадцать его пустили к супруге, которая уже пришла в себя...
Из показаний Галины Тихомировой. Очнувшись в реанимационном отделении, первое, что увидела - испуганных врачей. На вопрос, где ее сын, все натянуто улыбались, пока не пришел анестезиолог и не рассказал, все как есть. Ребенок на ИВЛ, шансов выжить 50 на 50. Но даже если выживет, он будет глубоким инвалидом, поскольку долгое время не дышал и получил поражение центральной нервной системы. После они каждый день ходили к своему сыночку, находившемуся в глубокой коме, и врачи говорили, что лучше уже не будет. Хотя и изо дня в день обещали перевести в Ставрополь в ГБУЗ СК «КДКБ», где очень сильная реанимация новорожденных, и медики буквально творят чудеса. Обещали, но не перевозили. Ни на первый, ни на шестой день. Только 28 ноября. Через 12 дней. Когда было уже слишком поздно.
Был шанс, и были акушеры
29 декабря 2018 года в 9:25 крохи, больше месяца упорно цепляющегося за жизнь, не стало. Тихомировы хоронили сына в Новый год. И когда вся страна поднимала бокалы с шампанским, Галя выла в подушку и выла внутри себя, не понимая, «как это могло с ними случиться». Ведь к беременности она подошла ответственно. Не пропустила ни одной консультации, выполняла все назначения врачей, УЗИ и анализы все в норме, не говоря уже о том, что в роддом она легла за 5 дней до родов. И?
- Мы неоднократно задавали этот вопрос и сотрудникам роддома, на что они либо молчали, либо пожимали плечами, - рассказывает Денис. Не удовлетворившись таким «исчерпывающим» ответом, супруги написала жалобы в минздрав РФ, Росздравнадзор СК и заявление в Следком с просьбой провести проверку и найти виновных в смерти их ребенка.
Вскоре в Следственном управлении по городу Пятигорску было возбуждено уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности новорожденному вследствие ненадлежащего исполнения неустановленными медицинскими работниками ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» своих профессиональных обязанностей и по статье «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» самой Галине Тихомировой. Сейчас интересы пострадавших представляет общественный деятель Наталья Чихладзе. И чем дольше длится расследование, тем трагедия одной семьи все больше напоминает лихо закрученный детективный сюжет.
Результаты вскрытия показали, что причиной смерти младенца явилось тяжелое гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, которое развилось на фоне отслойки нормально расположенной плаценты. Почему же отслоилась последняя и можно было ли избежать таких катастрофических последствий для ребенка, и предстояло выяснить экспертной комиссии, которой следствием была поручена судебно-медицинская экспертиза. «Чудеса» начались сразу же. Точнее с первых страниц истории родов, которая была представлена сотрудниками роддома ГБУЗ СК «Железноводская ГБ» и, по словам Галины, только на 50 процентов соответствовала действительности.
- Из документов выходило, что я просто приехала и стала рожать. Там не отражено, что я поступила в больницу за пять дней до родов, что мне дважды назначались стимулирующие родовой процесс лекарственные препараты. Согласно истории родов, воды отошли у меня самостоятельно после 10 утра, хотя на самом деле это была искусственная процедура в 8 утра. Нет в документах и пометки о вроде как выявившейся у меня анатомической особенности строения и узком тазе. Зато стоит многоводие, хотя диагноз не подтвердился. Нет и пометок, что во время родов дежурная бригада давила мне на живот, транспортировала меня пешком во время родовой деятельности, тогда как другие медики в голос твердят, что все это может негативно сказаться на исходе родов. Что и произошло, - рассказывает об испытанном шоке пациентка.
Дальше - больше. Когда результаты судебно-медицинской экспертизы были готовы, Тихомировых ожидал новый шок. Оказалось, что причиной отслоения плаценты стала та самая дискоординация родовой деятельности, проявившаяся у Галины вроде как в 13:46. «По данным КГТ в период с 18 до 19 отмечается ухудшение состояния плода. Согласно существующим акушерским стандартам при отсутствии в течение трех часов эффекта от консервативного лечения показано экстренное кесарево сечение. Таким образом, пациентку должны были родоразрешить с 18:00 до 19:00, а не в 19:43. Члены экспертной комиссии отмечают, что при своевременной операции вероятность избежать отслойки плаценты и сохранить жизнь плода была высокой. Имеется прямая причинно-следственная связь между запоздалым на 1-1,5 часа проведением КС врачом и наступившими последствиями», - читали официальное заключение Тихомировы, и строчки плыли перед глазами. Когда шанс был. Причем очень высокий. И были рядом два акушера-гинеколога! После же родов малыш был обречен. Кто недосмотрел?
Чье промедление смерти подобно?
Эксперты уверяли, что виновную нужно искать среди тех, кто был с ней последние часы. Это - Гречкина. Тем более что доктор в своих первоначальных показаниях объясняла, что когда в дежурство взяла пациентку, они вместе с Трегуб осмотрели ее, и все было спокойно. Про дискоординацию слышала, но коллега ей пояснила, что она вылечена, и предложила ей вести естественные роды. А потом случилось то, что случилось, и виновных здесь нет.
Однако когда мнение врачей не совпало с мнением экспертов и Гречкина из свидетелей превратилась в подозреваемую, показания последней резко изменились. Мол, козлом отпущения не буду и расскажу все как есть. А было же, по ее словам, следующее.
В 16:10 во время совместного осмотра, когда Трегуб указала ей на анатомическую особенность пациентки, она не увидела там никакой патологии, равно как и не было узкого таза. История родов тоже еще не была напечатана, все воспринималось ею на слух. Впервые она увидела документы после 18:00. Стала изучать историю, и первое, что насторожило, что шла не 39-я неделя родов, как ей сказали, а 38-я. Потом вспомнилась и брошенная после совместного осмотра Требух фраза, что она давала пациентке таблетку для родовозбуждения. Копнула еще глубже, другая акушерка рассказала, что еще вчера Трегуб просила вскрыть пациентке околоплодный пузырь. Когда же та отказалась, аргументируя, что в 38 недель без особых показаний данная процедура не делается, та сказала, что выполнит все сама. В общем, пока собрала реальный анамнез, на часах уже было 19:00, и ей сообщили, что у роженицы началась потужная деятельность. Подошла к ней, увидела капельницу с препаратом, который усиливает родовую деятельность, хотя родовые пути еще не готовы. Препарат также назначала Трегуб. И хотя она его экстренно отменила, вскоре увидела кровянистые выделения.
«Если бы я владела полной и достоверной информацией о родовозбуждении пациентки путем амниотомии и родостимуляции, то кесарево сечение можно было провести значительно раньше, с хорошими результатами. Считаю, что осложнения у новорожденного развились не за один час», - уверяла следователей Гречкина, пока Трегуб... категорически отрицала, что ею назначались лекарственные препараты и проводились какие-либо процедуры.
Словом, следствие стало перед дилеммой, когда с одной стороны вот он на блюдечке с голубой каемочкой готовый подозреваемый, а с другой - ряд серьезных противоречий в истории родов, на которые указывает как медицинский персонал, так и сами потерпевшие. Разрешить спорную ситуацию было решено с помощью повторной экспертизы, которая должна была изучить все записи КТГ плода, начиная с утра, и понять, когда состояние малыша ухудшилось. Почему этого не было сделано ранее? Говорят, что медики сначала «потеряли» первые записи КТГ. Потом так же случайно нашли. Но в любом случае, теперь в уголовном деле новая подозреваемая - Трегуб. Поскольку «анализ дополнительно представленных копий КТГ начиная с 10:21 до 19:23 показал, что дискоординация у роженицы началась с 11-12 часов (авт: когда в истории родов написано, что все хорошо) и была диагностирована с запозданием на 2 часа, когда кесарево сечение должно было быть проведено не позднее 15-16 часов», - опровергли свои же выводы эксперты.
Впрочем, следствие продолжается. Когда теперь уже Трегуб не согласна с выводами экспертов и настаивает на новой экспертизе. Третьей по счету. Пойдет ли на поводу следствие, покажет время. А выводы? Их уже сделал сам новый министр здравоохранения, назвав все своими именами. Но признать проблему - это только первый шаг. Второй же - понять, что безопасность здравоохранения это не только современное оборудование, передовые технологии, дорогущие лекарственные препараты, но и профессиональные кадры. Повторюсь, не дипломированные сотрудники, пришедшие в учреждения здравоохранения оказывать медицинские услуги, а знающие все основы врачи, желающие, прежде всего, помочь пациенту. К сожалению, сегодня это не одно и то же. И пока сам минздрав РФ, равно как и региональные ведомства, не заговорит о профильной подготовке кадров, вряд ли приговорами мы изменим ситуацию. Потому что рыба гниет с головы, когда мы чуть по чуть отрезаем от хвоста.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
70 тысяч смертей из-за
Уважаемая редакция,вы
Добавить комментарий