Вы здесь

СТАВРОПОЛЬЮ ИНВЕСТОРЫ НЕ НУЖНЫ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Вложивший за десять лет в сферу сбора и переработки мусора более 1,5 миллиарда рублей инвестор - группа компаний «Арго» - теперь оказался не нужен правительству края и всячески вытесняется из бизнеса. Инвестор готов и дальше вкладывать средства в развитие отходоперерабатывающей отрасли на Ставрополье, но ему закрывают дорогу. Вплоть до исключения его объектов из схемы оборота отходов и строительства рядом таких же, но уже за счет бюджета и другим собственником. В интересах компаний, пользующихся странными преференциями властей и находящихся под патронажем первых лиц края.

Поверили властям, вложили более 1,5 миллиарда

Из девяти построенных в последние годы межмуниципальных зональных центров по обращению с твердыми коммунальными отходами целых пять возвела и запустила группа компаний «Арго». Все – в юго-восточной зоне края: Предгорном, Минераловодском, Советском, Благодарненском, Буденновском районах, теперь городских округах. Собственник предприятия вложил в эти отнюдь не дешевые объекты свыше 1,5 миллиарда рублей собственных средств, оснастил современным оборудованием, сформировал коллективы. Реально он придал новое качество работы с твердыми коммунальными отходами на доброй половине края. Мусор повсеместно стал сортироваться, перерабатываться, захораниваться по всем санитарным правилам. Более того, превратился в ценное сырье, что является гарантией его правильной утилизации и прекращения стихийного захламления территории.

Причем надо особенно подчеркнуть, что руководство «Арго» девять лет, до 2017 года, работало в тесном тандеме с краевыми и муниципальными властями, при их благословлении и поддержке. Еще в 2009 году заключило с правительством края (при губернаторе В. Гаевском, запомнившемся бурной деятельностью по привлечению инвестиций) соответствующее инвестиционное соглашение. Все эти объекты были занесены в территориальную схему обращения с отходами как объекты, включающие в себя современные полигоны с противофильтрационными экранами, мусоросортировочные станции, точки переработки вторичных ресурсов. Предприятие получило соответствующие лицензии. В общем, все было сделано по закону, в полном соответствии с действующими в стране нормами и правилами. Всерьез и надолго.

Да и плата населения за вывоз мусора у «Арго» по нынешним меркам была до смешного маленькой – 85 рублей с человека в месяц. Чуть ли не вдвое ниже, чем сейчас. Поднятие тарифа необъяснимо, ведь все объекты обработки и размещения в юго-восточной зоне уже построены, расстояние перевозки не увеличилось, так почему тариф на вывоз мусора вырос в два раза?

Образно говоря, руководство «Арго» - это своего рода лирики нашего времени. Принимающие за чистую монету все посулы властей. Поверить им безоглядно, вложить более полутора миллиардов… Это какие же романтические взгляды на ставропольский бизнес надо было иметь?

Но такие взгляды были. А также упорная работа, выведшая предприятие в число безусловных лидеров в сборе и переработке ТКО, в самого крупного оператора в крае на этом рынке. И по большому счету приблизившая для всех нас явление, которое в 2017 году назвали мусорной реформой. Цели и задачи которой сформулированы Президентом страны В. Путиным именно в том направлении, в котором шла «Арго»: наладить повсеместно и системно сбор, переработку и утилизацию мусора, превратить его в ценное сырье и на этой основе раз и навсегда очистить страну от свалок.

Тревожный звоночек

Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной в 2016 году, предусматривалось, что на Ставрополье будет всего два региональных оператора по обращению с ТКО: в северо-западной и юго-восточной частях края. С сопоставимыми по размеру доходами за сбор мусора у населения и предприятий примерно по 3 миллиарда рублей в год. Такие расчеты были сделаны на основании нормативов накоплений ТКО.

В 2017 году в мусорную реформу вошел северо-запад края. Досрочно, на год раньше, чем вся страна. Уже тогда бросились в глаза странности при проведении аукциона. Его условия были явно подстроены правительством края под одного претендента – ООО «Эко-Сити». Хотя явных преимуществ на рынке перед другими тот не имел. И были такими эти условия, что другие участники просто не стали подавать заявки. Например, для обеспечения заявки и контракта надо было внести почти сто миллионов рублей. Которых, понятное дело, ни у кого не оказалось. «Эко-Сити», легко получивший банковскую гарантию, и стал победителем. Это был тревожный звоночек в том числе и для руководства «Арго».

В 2018 году правительством был объявлен конкурс на право единого регионального оператора на юго-востоке края. В отличие от «Эко-Сити», у «Арго» просто не было конкурентов. У него, повторяем, пять крупнейших, причем новых, объектов сортировки и глубокой переработки с полигонами захоронения оставшихся отходов. К тому же еще свыше 20 тысяч контейнеров, более 65 единиц спецтехники стоимостью 250 миллионов рублей, свыше 300 работающих. А у ближайшего конкурента ООО «ЖКХ» - всего два: мусоросжигательный завод в Пятигорске и мусорный полигон (свалка) в Георгиевском районе. И тот и другой объекты арендуются. Завод – у администрации Пятигорска. Ни спецтехники, ни контейнеров в достаточном количестве не было.

Так что у «Арго» есть все необходимое для исполнения функций регоператора. А у конкурента вошь на аркане. Все, что имеется – арендованное.

Наперсточники в правительстве

Но, как известно, человек полагает, а бог – располагает. И этим «богом» в нашем случае возомнило себя правительство края. Первые лица которого наверняка понимали, какую политику в сфере обращения с отходами будет проводить в ближайшие годы федеральное правительство, какие деньжищи, как от населения, так и бюджетные, окажутся на кону и какую баснословную выгоду из всего этого можно будет извлечь. Если быть самым непосредственным участником процесса. Надо лишь подстроить под себя правила.

Правительство края явно в русле этой логики ни с того ни с сего в 2017 году утверждает новую редакцию территориальной схемы по обращению с отходами. Напомним, что прежней схеме едва исполнился год. Юго-восток края, бывший в соответствии с ней единой зоной, теперь разделяют аж на три. Самая крупная и самая выгодная зона №2 – Кавминводы. Из нее без всякого разумного объяснения исключаются действующие в Предгорном и Минераловодском районах межмуниципальные зональные центры «Арго» с современными полигонами и мусоросортировочными станциями. Зато добавляется новый, ранее входивший в северо-западную зону объект – Кочубеевский полигон, и он вдруг оказался под контролем ООО «ЖКХ», взят в аренду. В результате у «ЖКХ» уже три объекта, а не два. А у «Арго» в зоне №2 остался всего… один!

Элегантно, как рояль?! Не то слово. Как говорится, следите за руками. Но и это еще не все. Конкурсная документация по второй зоне была разработана правительством с явными преференциями для того, у кого мусоросжигательный завод. То есть для «ЖКХ». По критериям мощности за наличие объектов обезвреживания (а именно им является завод) причиталось 0,2 балла, а за наличие объектов размещения (мусоросортировочные станции и полигоны) - 0,05 балла. То есть в разы меньше.

Таким образом, «конкурс» был явно подстроен правительством края под ООО «ЖКХ» - арендатора мусоросжигательного завода. Оно, как нетрудно догадаться, и стало победителем, признано единым региональным оператором. И это при том, что у него на момент конкурса, повторяем, не было ни кола ни двора. Ни более-менее заметных основных фондов, ни специальной техники. Что же касается мусоросжигательного завода, или «Топливно-энергетического комплекса», как его с недавнего времени высокопарно величают, то это одно лишь название. Во-первых, он принимает всего 9 процентов всех ТКО Кавминвод. Во-вторых, это предприятие безнадежно устарело, работает без какой-либо модернизации и реконструкции уже 33 года. В километре от него – жилые массивы, в десяти километрах – курортная зона со всемирно известными санаториями. Жжет мусор без предварительной сортировки, включая пластик и другие вредные фракции. Фильтры устаревшие, меняются нерегулярно. Гадости всякой столько оседает на курорт, что мама не горюй. Предприятие убыточное, живет за счет дотаций из бюджета. Своего рода бездонная яма.

В зоне №3, а это Благодарненский, Новоселицкий и Александровский районы, у «Арго» действует новый межмуниципальный зональный центр «Благодарненский». Построен в рамках уже упомянутого инвестиционного соглашения «Арго» с правительством края. Самый крупный и современный объект такого рода во всей зоне. Но здесь было признано единым региональным оператором ООО «Экострой».

В зоне №4, это Буденновск и прилегающие районы, мусорный пирог достался ООО «Комбинат благоустройства». Он признан региональным оператором. Хотя здесь по тому же инвестиционному соглашению от 2009 года «Арго» уже достраивает технопарк на площади 26 гектаров, на нем мусоросортировочная станция, объекты переработки и вся необходимая инфраструктура. Но единым региональным оператором признано ООО «Комбинат благоустройства». Оно не имеет каких-либо сортирующих или перерабатывающих мощностей, у него всего лишь старая, переполненная и противоречащая всем санитарно-эпидемиологическим нормам свалка. Но предприятие с легкостью удивительной получило от Росприроднадзора лицензию «на обработку ТКО», то есть на сортировку.

Таким образом, «Арго», работавшее на край целое десятилетие, вложившее в нужные всем нам объекты полтора миллиарда собственных средств, занявшее прочное место на рынке, выплачивающее в бюджет многомиллионные налоги, реально опередившее на десятилетие решение задач, поставленных мусорной реформой, в ходе этой самой «реформы» по-ставропольски оказалось выброшено правительством края на обочину. И только потому, что это самое правительство решило под шумок перекроить рынок и отдать самые лакомые куски не тому, кто прочно стоит на ногах, а тому, кто ближе, так сказать, к телу.

Дальше мы это покажем.

Рокировка, подтверждающая жульничество

Самое забавное, если не возмутительное, стало происходить дальше.

Руководство «Арго», сраженное такой бесцеремонностью властей, фактическим отказом их от прописанных в инвестиционном соглашении обязательств, явным нарушением закона о конкуренции, да и просто непорядочностью по отношению к себе как к инвестору, если даже не мошенничеством, бросилось спасать свой бизнес. Буквально забросало все инстанции жалобами. В том числе – обжаловало итоги конкурса в Федеральной антимонопольной службе.

Антимонопольщики рассматривали жалобу настолько долго, что когда отказали, то оказалось, что сроки обжалования в суде пропущены. Но в правительстве края на словах «Арго» вроде как услышали. Обещали подумать над тем, как исправить ситуацию. Особенно был щедр на обещания заместитель губернатора Р. Петрашов. Но реально не сделал ничего. Единственное, что изменилось, это то, что в конце 2018 года правительство края вновь пересмотрело территориальную схему обращения с отходами. И… снова включило в нее волюнтаристски вычеркнутые объекты «Арго». То есть на период проведения конкурса исключили, закрыв тем самым основному инвестору путь к нему. А когда мусорный пирог поделили в своих интересах – включили снова. И оставили «Арго» всего лишь оператором. Не единым региональным – а рядовым, одним из многих. Фактически он теперь на субподряде у «ЖКХ».

А теперь докажите мне, что это не цинизм. Махровый, чиновничий, с коррупционным душком.

В своих интересах за счет бюджета

Дальше политика правительства края по выдавливанию инвестора из мусорного бизнеса продолжилась. Изменились лишь методы. На смену одним циничным пришли другие такие же.

Самый главный – заместить мощности «Арго» «своими». То есть тех предприятий, к кому благоволит краевая власть. И таким образом исключить конкурента даже из списка операторов. Рядом с построенными «Арго» объектами запланировали и сейчас уже в большинстве случаев начали строительство таких же, но уже за счет бюджета. Похоже, для «своих» региональных операторов.

Именно об этом пишут в прошлом году руководители «Арго» заместителю председателя правительства РФ А. Гордееву.

Вместо действующего с 2011 года Боргустанского межзонального центра «Арго» (срок эксплуатации до 2045 года) с мусоросортировочной станцией, с оборудованием мощностью переработки 160 тысяч тонн ТКО в год, власти края внесли в территориальную схему и сейчас уже начали строительство точно такого же технопарка в поселке Чкаловский. С такой же мощностью переработки ТКО, в пяти километрах от действующего. Причем строить решено за счет бюджетных средств, в рамках господдержки. Да причем еще и на землях сельхозназначения, на кавказских черноземах. Жители поселка, кстати, возмущены мусорной стройкой, пишут во все инстанции жалобы, но их наше правительство упорно не слышит.

Вместо действующего с 2016 года Минераловодского технопарка «Арго» (срок эксплуатации до 2041 года), также мощностью 160 тысяч тонн переработки, запланировали строительство такого же технопарка и такой же мощности в восьми километрах от действующего. И опять же строить предполагается за счет бюджета. И снова возмущение жителей, которое не слышат.

Вместо технопарка «Арго» в Буденновском районе площадью 26 гектаров (пять очередей полигона, мусоросортировочная станция мощностью 100 тысяч тонн в год, готовность 95 процентов) предусмотрено строительство аналогичного объекта в 10 километрах, на месте старой свалки. Опять же за счет бюджета. Свалке полвека, если не больше, давно переполнена вдвое, устроена варварски – просто валят мусор на склон, требует немедленного закрытия. Чтобы хоть как-то обосновать эту абсолютно ненужную стройку, в новой территориальной схеме написали, что строящаяся площадка «Арго» является «местом временного хранения ТКО, ее использование в схеме потоков не планируется». В общем, грубо соврали. А когда на это прямо им указали, то оправдывались, что само «Арго» не дало информации. Просто забавно: несколько лет строится крупнейший в сфере обращения ТКО объект стоимостью около 200 миллионов рублей, причем по инвестиционному соглашению с правительством, а в правительстве не знают его назначение?

Для реализации этих сомнительных и по большому счету не нужных краю проектов правительство закупило по контракту от ноября 2018 года дорогостоящее оборудование – два комплекта мусоросортировочных станций, потратив на это 112 миллионов бюджетных рублей. Причем только 7 миллионов из краевого бюджета, остальные – из федерального. Один комплект оборудования передан «Комбинату благоустройства», второй – «Эко-Сити». А теперь рассказывайте, что эти предприятия не в фаворитах у правительства.

Послушайте, кто нас после этого умными назовет? У нас что, больше некуда вложить бюджетные средства? Сейфы от накоплений распирает? Вроде нет, край в долгах, как в шелках, заимствования свыше 30 миллиардов… Да еще и бюджет краевой сверстан с дефицитом.

Но самое безумное, иначе не назовешь, решение краевого правительства – реконструировать Пятигорский мусоросжигательный завод. Это заложили в территориальной схеме от 2019 года. Да-да, схему эту многострадальную снова, уже в четвертый раз, перекроили. На эти ежегодные корректировки схемы затратили, кстати, 10 миллионов бюджетных рублей.

Тот самый завод, по поводу работы которого уже бесконечно долго протестует общественность Кавминвод, бьют тревогу ученые, что он в опасной близости от курортной зоны, безнадежно устарел, дает ядовитые выбросы и который давно обещали закрыть краевые власти, они же теперь решили перестроить еще на большую мощность. И вот в новой территориальной схеме деятельность завода на будущее черным по белому подтверждена, с реконструкцией в 2021 году: «ремонт котлов и установка турбин для получения энергии». Сейчас перерабатывает в год 75 тысяч тонн мусора, после реконструкции планируется 157 тысяч тонн. Ни слова – про ремонт системы очистки газов, замену фильтров и тому подобное. Похоже, это делаться не будет. И стоимость реконструкции – 218 миллионов рублей «внебюджетных средств».

Очень сомнительно, что на глубоко убыточное дотационное предприятие найдется инвестор. Скорее всего, все опять будет сделано за счет бюджета. Бенефициар – то же ООО «ЖКХ». Сомнительно также, что на эти смешные для такого объекта деньги можно что-то путное получить на выходе. Стоимость современных мусоросжигательных предприятий идет на миллиарды. Основные средства как раз и расходуются на соблюдение экологических стандартов. А мы хотим все задешево сделать. Чудес, как известно, не бывает, слепим какого-нибудь очередного ублюдка.

В 2021 году предполагается построить при заводе и мусоросортировочную станцию мощностью переработки 260 тысяч тонн ТКО в год. Подобная, правда вчетверо меньшей мощности, станция уже есть в Кисловодске. Размещена с нарушением правил санитарно-защитной зоны, ее работу постоянно сопровождают скандалы, общественность требует закрытия. Вряд ли станция вчетверо мощнее будет менее вредна для курорта.

Нет дыма без огня

А теперь самое главное: ради кого старается наше правительство, гнобя крупного инвестора? Ведь не дураки же там, в конце-концов, сидят, когда планируют за счет бюджета строить объекты, как близнецы похожие на уже построенные и действующие. Почему и в интересах кого конкретно замахиваются на курицу, несущую золотые яйца?

В последнее время в наш обиход прочно вошло выражение: «реально контролирует бизнес». О человеке, который формально вроде не является ни собственником, ни руководителем предприятия, но распоряжается им как собственным. Со всеми вытекающими для собственника возможностями и благами. И полным отсутствием ответственности.

Формально, согласно выписке из Госреестра, собственником и одновременно руководителем ООО «ЖКХ», в интересах которого так старается наше правительство, является Г. Ртищев. Но реально, как утверждает молва, его контролирует Л. Травнев. Бывший восемь лет мэром Пятигорска, затем представителем губернатора Ставропольского края на Кавказских Минеральных Водах, затем снова - на пять апрельских этого года дней - по губернаторской воле мэром… Победное возвращение на должность оборвали силовики, возбудившие уголовное дело в отношении Травнева и отправившие его под арест. Раскопали, что незаконно выделял земельные участки под торговые объекты в первой и второй охранных зонах курорта.

Но вот удивительный момент. На место арестованного Травнева губернатор назначил врио Д. Ворошилова. Заместителя министра дорожного хозяйства края. В свое время он работал заместителем главы у Травнева, а до этого – недолгое время руководителем ООО «ЖКХ». Случайное совпадение? Или тесное переплетение интересов? Надо полагать, с арестом Травнева благоволение властей к «ЖКХ» не ослабнет. Преемник тут как тут.

Также формально руководителем ООО «Комбинат благоустройства» в восточной зоне края является В. Исковский, собственники – С. Исковский и Т. Исковская. В общем, семья. Но реально, опять же по слухам, его контролирует председатель краевой думы Г. Ягубов. Братишка его там работает. Достоянием общественности стало даже то, что некоторые платежи личного характера за Ягубова осуществлял именно «Комбинат благоустройства». Хотя дальше выявления этого факта силовики не пошли. Фигура крупновата.

Но дело даже не в том, что молва давно уже утвердила в общественном сознании эти слухи как непреложный факт. Дело – в решениях, которые первые лица края принимают в угоду и на благо этих двух предприятий. И лишний раз подтверждающих, что нет дыма без огня.

Выше мы все эти решения показали. Они на первый взгляд нелогичные, странные и даже разорительные с точки зрения интересов края. Но абсолютно естественные, если понимать, в чьих частных интересах принимаются. В интересах тех, кто на пике мусорной реформы вдруг решил: такая корова нужна самому. И чуть ли не прямо тем самым сказал: Ставропольскому краю «чужие» инвесторы не нужны.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.