Вы здесь

«СРЕДЬ МЯГКИХ ДИВАНОВ И ЗВУКОВ РОЯЛЯ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Под таким названием в Ставропольской государственной филармонии прошла премьера первого вечера литературно-музыкального салона «Зимний сад». И это название родилось не случайно, так как в гостиных Северной Пальмиры XIX века, куда пригласили зрителей артисты филармонии, именно в такой обстановке великосветских салонов проходили удивительные музыкальные встречи русских и зарубежных поэтов, писателей, композиторов, дипломатов, художников.

Первое «путешествие» по салонам Санкт-Петербурга было посвящено творчеству ярких представителей культуры России позапрошлого столетия - А. Грибоедова, М. Глинки, А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, а также европейцев - Г. Берлиоза, Р. Шумана, А. Мицкевича. Погрузиться в атмосферу прошлого, почувствовать себя героем романа XIX века помогала зрителям созданная в старинном зале филармонии вип-зона литературно-музыкальных салонов. Автором и ведущей нового проекта является музыковед Татьяна Диева. Она-то и представила всех участников программы: лауреатов международных конкурсов - пианистку Ольгу Козыреву, солистов-вокалистов Наталью Виноградову и Марину Сивцову, баритона Сергея Захарченко и гостя вечера - солиста краевого театра оперетты (Пятигорск), лауреата международного конкурса Романа Байлова (тенор).

Как отметила Татьяна Диева, нынешний проект краевой филармонии «Зимний сад» ведет свое происхождение еще с XVIII века. В России эта диковинка появилась в Таврическом дворце Петербурга. А в XIX столетии зимние сады у состоятельных петербуржцев стали особенно модными. Тем более что они были изысканным обрамлением другого интересного явления русской культуры этого века - светского литературно-музыкального салона. Здесь никогда не танцевали, ограничивались, как правило, скромным угощением. Главное же, что в салонах слушали музыку, беседовали, читали стихи. Ну а свой визит в гостиные Северной Пальмиры артисты начинают с дома на Фонтанке, хозяином которого был директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств Алексей Оленин.

В этом салоне, являвшимся по сути дела настоящим центром дворянской культуры, юный Пушкин познакомился с прославленными русскими поэтами Жуковским, Батюшковым, баснописцем Крыловым. В доме Олениных у Александра Сергеевича произошла памятная встреча с одной из первых красавиц - Анной Петровной Керн. Это ей он посвятил свое бессмертное стихотворение - «Я помню чудное мгновенье». А спустя несколько лет композитор Глинка, влюбленный уже в дочь красавицы - Екатерину, написал на эти стихи замечательный романс. На вечере в краевой филармонии звучали такие романсы на стихи Пушкина, как «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» и другие.

«Дом графов Виельгорских в Санкт-Петербурге - это маленькое министерство изящных искусств...» - писал в восхищении французский композитор Гектор Берлиоз, посетивший Северную столицу в 1847 году. Хозяева дома - братья Михаил и Матвей принимали в своем салоне не только русскую творческую элиту, но и западно-европейскую - Гете, Шопена, Мендельсона, Листа, Шумана, Берлиоза. Михаил Виельгорский прекрасно играл на рояле, Матвей - на виолончели. Ну а «Солнце русской музыки», как называли тогда Михаила Глинку, пел здесь свои романсы и аккомпанировал другим певцам. Артисты филармонии исполнили после рассказа ведущей три романса Глинки - «О, дева чудная моя», «Я здесь, Инезилья» и «Как сладко с тобою мне жить».

Побывали зрители и в доме на Большой Миллионной, где свой храм искусства открыла в 1816 году княгиня Евдокия Голицына. Александр Грибоедов впервые представил здесь свою комедию «Горе от ума». Он был блестящим дипломатом, а также талантливым пианистом и композитором. И знаменитым... дуэлянтом. А потом поехал послом в Персию, где был убит в 1829 году религиозными фанатиками. В программе прозвучали два фортепианных вальса Грибоедова, ноты которых, к счастью, дошли до наших дней. Рассказали в «Зимнем саду» и о доме на Дворцовой набережной. Здесь жила с супругом графиня Евдокия Ростопчина - одаренная поэтесса и драматург. В своем салоне она принимала Жуковского, Пушкина, Гоголя, а позже и Лермонтова.

Перед своей последней поездкой на Кавказ поэт встретился с графиней и поделился своими мрачными предчувствиями. А вскоре написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Оно, к слову, было написано в Ставрополе 180 (!) лет назад. А 160 лет назад состоялась премьера романса, который написала на стихи Лермонтова певица и композитор Елизавета Шашина. Поведали в филармонической программе и о знаменитой пианистке польского происхождения Марии Шимановской, и о княгине Зинаиде Волконской - обладательнице великолепного контральто. Ей поэт Иван Козлов посвятил свое стихотворение «Венецианская ночь». Глинка же написал на эти стихи чудный романс. Дуэт Марина Сивцова - Роман Байлов проникновенно исполнил еще одно произведение Глинки - романс «Не искушай».

Но и это не все. Во втором отделении проекта, посвященном Площади искусств и Санкт-Петербургской консерватории, прозвучали фортепианные и вокальные сочинения первого выпускника консерватории Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и ее основателя Антона Рубинштейна. Последовал рассказ о знаменитой «Могучей кучке», о великолепной литературно-музыкальной атмосфере, царившей в салоне князя Владимира Одоевского и в других салонах петербургской элиты. Ну а зрители восприняли новый проект краевой филармонии с большим воодушевлением.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.