Вы здесь

ПРО ЛЮБОВЬ И ЛОДОЧНИКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ставропольском академическом театре им. М.Ю. Лермонтова каскад премьер. В день открытия 177-го сезона зрители хохотали на спектакле по мотивам водевилей А.П. Чехова «Любовь? Любовь…Любовь!», а уже на следующий день следили за приключениями сторожа в сказке для взрослых А. Яблонской «Лодочник». Две премьеры подряд по множеству причин не часто бывают в расписании театров, но в данном случае все получилось органично - спектакли абсолютно разные. Один комедия, другой - трагикомедия, один - классика, второй- современней и не придумаешь, а уж сюжет настолько не похожий, что на ум приходят строки из пушкинского «Евгения Онегина» - «…Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…». Но и общее в постановках есть - равнодушных они точно не оставят никого.

О бесконечной противоречивости женщин!

Чехов был поистине гениальным драматургом не только больших и серьезных пьес, но и водевилей. В одном из своих писем он писал: «Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр». По закону жанра водевиль - это легкая, шутливая пьеса, этакая комедия положений, чаще в одно действие, в которой диалоги чередуются с пением и танцами. Особенностью же водевилей Чехова является то, что он раскрывает не комедию положения, а комедию характеров. Вот и две небольшие одноактные пьесы «Предложение» и «Медведь», названными Антоном Павловичем «шутками в одном действии», богаты на характеры. Кстати, обычно эти пьесы играют на театральных подмостках как самостоятельные произведения. Но режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков решил пофантазировать, и соединил их в один спектакль «Любовь? Любовь…Любовь!», в котором «души прекрасные порывы» происходят с одной героиней. Получилась легкая и изящная постановка - одновременно и водевиль, и опера, и балет.

В первом действии помещик Иван Васильевич Ломов приезжает к своему соседу помещику Чубукову свататься к его дочери Настасье Степановне. Согласие к обоюдному удовольствию получено, но вот беда - будущие жених и невеста ссорятся по каждому пустячному поводу, не уступая друг другу ни в чем. Только что споры о праве собственности на Воловьи Лужки чуть не привели к разрыву, а они тут же, едва помирившись, скандалят о том, чья собака лучше. Так будет ли свадьба? Вот в чем вопрос!..

Второе действие повествует уже о молодой вдове, затворнице, преданной памяти любимого мужа. Но она все равно ждет, что в ее дом явится Настоящий рыцарь, Принц, романтический герой. А является полная противоположность - грубиян, женоненавистник, дуэлянт, готовый стреляться с героиней!..

Что будет дальше? Как сказал один из зрителей, я сегодня в очередной раз убедился в бесконечной противоречивости женщины. Когда она говорит «нет» - это не значит «нет». Когда говорит «да» - это не значит «да». А еще, что любовь - игра, которую можно разыгрывать на протяжении всей жизни.

Валентин Бирюков как всегда собрал блистательную творческую команду единомышленников и единодушников. Заслуженный артист РФ Игорь Барташ, почетный деятель искусств СК Георгий Серебрянский, артисты Полина Полковникова, Евгений Задорожный, Александр Кошелевский, Филипп Харций и другие актеры создали яркий ансамбль, в облике которого есть какая-то пронзительная простота, доброта и благородство. А у главных героев Полины Полковниковой, Евгения Задорожного и Александра Кошелевского получилось сыграть не только ярких и уморительно смешных героев, но и неимоверно трогательных. Тех, кто уже прожил по тем временам достаточное количество лет, многое понял в жизни и уже почти махнул на себя рукой. Но вдруг почувствовал, что Господь даровал им последний призрачный шанс найти близкого по духу человека.

Вообще, раскладывать по полочкам и анализировать чудный мир, сотворенный режиссером и актерами в этой премьере, очень трудно. Как бы банально это ни звучало, но два часа пролетают как один миг. Ведь оба рассказа, объединены одной темой - проблемой отношений между мужчиной и женщиной. А это интересно всегда, во все времена. Если же добавить, что этот легкий и веселый спектакль позволяет зрителю не только посмеяться, но и оценить остроту и яркую образность чеховской речи, тонкую иронию и мудрость классика, то ничуть не удивляет такая бурная реакция зала.

 «Любовь? Любовь…Любовь!» - это отличный пример, как из маленькой пьесы и большого таланта (это про всех участников, включая Антона Павловича Чехова) можно сделать то, за что мы так любим театр. За праздник, который всегда с тобой.

Я убью (люблю, спасу…) тебя, лодочник

Даже переправляясь через Стикс, люди боятся утонуть (Станислав Ежи Лец)

Вторая премьера - спектакль «Лодочник» в постановке московского режиссера Ивана Косичкина по пьесе драматурга Анны Яблонской.

История повествует о незадачливом пьющем Стороже, которому деревья сообщают о вакансии лодочника на речке возле новехонького моста. Река оказывается не абы чем, а неназванным Стиксом, через который Сторож обречен перевозить старушек, нобелевских лауреатов и других умерших людей. Все бы ничего, и страх за деньги можно перебороть, но однажды в лодку к Сторожу садится женщина Оля. В юности они любили друг друга, но из-за какой-то глупости расстались. И теперь ему нужно (да и очень хочется) повернуть время вспять и обмануть саму смерть, даже хуже - обмануть саму жизнь.

На первый взгляд, сюжет более чем серьезный. Но режиссер Иван Косичкин предлагает взглянуть на все происходящее под другим углом. То есть «о вещах серьезных и умных, но… смеясь». Получилось ли? Каждый решит для себя сам.

Для меня спектакль несомненная удача. Артисты разыгрывают сюжет так, что невозможно оторваться от происходящего на сцене ни на секунду. Постановка действительно интересна, увлекательна и во многом необычна! В пьесе есть и мужские, и женские роли, но все исполнители - мужчины! И диалоги там забавные. И действия парадоксальные. Например, спившийся сторож наизусть цитирует Бродского. А смерть ненавидит йогов, потому что те ее не боятся и достигают схожего состояния в медитации. А чего стоит сцена собеседования, где все та же смерть обещает за работу такие блага, что мало кому такие даже снились. Здесь разговаривают деревья и фонарные столбы, а лодка с надписью «Увлекательная речная прогулка» больше похожа на гроб.

А какие в спектакле колоритные персонажи! В каждом мгновении существования на сцене бесподобен играющий главного героя артист Олег Хомутов. От него просто взгляд не отвести. Такой русский-прерусский мужик, пропивающий нафиг свою жизнь, но добрый, отчаянный и мужественный. Один недостаток - коня нет, белого. Очевидная удача спектакля - Иосиф Лауреат в исполнении актера Константина Маковкина. Узнаваемый с первой секунды образ, длинные паузы, интеллигентные манеры, шарфик через плечо. Он одновременно смешной и грустный.

 Отличная работа получилась у актера Владимира Петренко, который сыграл сразу два образа. Очень похоже, очень честно и очень талантливо. Впрочем, так артист играет в каждом спектакле, украшая его своим присутствием даже в небольшой роли.

Понравились и все остальные участники спектакля - заслуженный артист РФ Александр Жуков, артисты Константин Юрченко, Михаил Подзолко, Павел Луценко, Александр Сухарев. Поражает, сколько в этом спектакле находок в раскрытии образов героев, и как естественны актеры на сцене!

«Лодочник» - многогранная история. Она и абсурдная, и сказочная, и сатиричная. А в то же время философская, грустная и трогательная. И все это так органично, интересно и складно намешано! Незабываемое зрелище!

Шекспир и Касона

В одном из предыдущих номеров мы подробно рассказывали о том, что зрителей ждет в 177-м театральном сезоне («СВ» №34 от 15 сентября 2021 года). Но, как оказалось, это не все сюрпризы, которые приготовила ставропольская драма своим зрителям.

Как рассказала художественный руководитель Ставропольского академического театра им. М.Ю. Лермонтова Ирина Баранникова, весной зрителей ждет настоящий подарок. Спектакль - легенда по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Деревья умирают стоя» понравится всем любителям трогательных историй. Режиссер - народная артистка РФ Наталья Зубкова. Эта история, от которой по коже бегут мурашки, текут слезы и ты возвращаешься на спектакль вновь и вновь. Чтобы посмотреть, как в небольшом городке при театре работает фирма, сотрудники которой доставляют людям счастье на дом. И в этом же городе живет пожилая сеньора, горячо любящая своего единственного внука. 20 лет она занята перепиской с ним - в ее мыслях он предстает блестящим молодым человеком. И она совсем не знает, что те же 20 лет ее муж из лучших побуждений обманывает свою любимую жену, посылая ей фальшивые письма от их внука - вора и авантюриста. Чтобы спасти жену от непоправимого разочарования, он обращается за помощью в театральное агентство. Там готовы прийти на выручку и подарить бабушке несколько дней в компании любимого внука и его молодой жены. Но неожиданное стечение обстоятельств меняет ход запланированных событий...

Ставропольская драма за последние несколько десятилетий третий раз возвращается к этой пьесе. В разное время в этом спектакле играли Вера Рабовская, Владимир Аллахвердов (дважды), Александр Жуков, Владимир Гурьев, Светлана Светличная… Кстати, после этого спектакля, который вышел через несколько лет после не менее легендарного «Дикаря», Александр Жуков проснулся второй раз знаменитым, за ним окончательно и бесповоротно закрепилась амплуа героя-любовника и он еще раз навсегда остался любимцем женской аудитории.

И конечно невозможно забыть невероятную игру народной артистки РФ Веры Рабовской, которая сыграла в спектакле бабушку. Мудрую, любящую, настоящую. Которая легко и просто объяснила простую истину: близкие люди - это те, которые по-настоящему делают твою жизнь наполненной, а не те вымышленные создания, которые не стоят твоей любви. А еще все, кто видел тот спектакль, вспоминают мощнейший финал. Такой, какой умел делать только художественный руководитель Ставропольского академического театра им. М.Ю. Лермонтова Алексей Александрович Малышев. Зал, без преувеличения, рыдал, а по-другому просто невозможно было смотреть, как заканчивался спектакль под неимоверно грустные звуки скрипок.

В новой постановке главные роли будут играть народная артистка РФ Наталья Зубкова и заслуженный артист РФ Михаил Новаков. Конечно, это будет другая постановка, но, безусловно, не менее прекрасная. Талант мастеров сцены бесспорен, а материал - на все времена.

А закрывать сезон творческий коллектив ставропольской драмы планирует бессмертным «Отелло» по пьесе Уильяма Шекспира, режиссер - постановщик Владимир Хрущев.

«В театре хочется говорить о любви, взаимоотношениях и судьбах людей, поэтому мы выбрали «Отелло» - великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самого дорогого ему человека и лишил свою жизнь всякого смысла», - комментирует Ирина Баранникова.

Напомним в двух словах сюжет. Главные герои - мавр Отелло, прославившийся как великий полководец, и юная аристократка, красавица Дездемона. Девушка влюбляется в мавра, и, сбежав от отца, тайно венчается с ним. Помощник Отелло - Яго, влюбленный в Дездемону, убеждает его в том, что возлюбленная ему изменяет. Ревнивый Отелло обвиняет супругу в неверности и душит ее. А когда узнает правду, осознает, что своими руками убил верную жену и выносит себе смертный приговор.

 «177-й театральный сезон постепенно набирает обороты. Впереди - премьеры, бенефисы, творческие встречи и еще много чего интересного, -говорит и. о. театра Полина Лыкова. - До встречи в театре, уважаемые зрители!»

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.