Вы здесь

БОЛЬНОЙ РЕЙТИНГ КРАЕВОЙ МЕДИЦИНЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ставрополь вошел в тройку российских городов с самым низким качеством медицины по версии граждан. В итоговом рейтинге за 2021 год, где оценивалось 75 городов с населением более 250 тысяч человек, местная система здравоохранения набрала 38 баллов. Меньше показатель только у Курска, отметили ученые Финансового университета при правительстве РФ. «Не удивлены», - прокомментировали результаты исследования ставропольцы, разве что не преминув поинтересоваться: «А почему только о Ставрополе идет речь, когда тревожное SOS подает все Ставрополье?». В краевом же минздраве традиционно предпочли отмолчаться.

У них своя бумажная правда в виде отчетов, согласно которым в крае за год отремонтировано и построено 118 лечебных учреждений, во многих поликлиниках и больницах обновлена материально-техническая база, в сельскую глубинку пришли работать земские доктора, а следовательно, краевая система доказала свою способность работать в сложных условиях. И начхать на совет президента РФ, призывающего федеральных и региональных руководителей делать выводы о состоянии медицины, опираясь не только на цифры, но и на удовлетворенность пациентов. Потому как громкие цифры сами по себе ничего не значат. Главный показатель эффективной работы управленцев на местах - не то, как ты умеешь освоить федеральные средства, а как с помощью предоставленных инструментов способен навести порядок на местах и вернуть доверие пациентов к отрасли, наладить диалог с населением. Диалог, который сегодня как раз и хромает. Не только в Ставрополе, а во всем крае.

Банальный пример. Как бы мы не бранили социальные сети, но сегодня они -один из самых эффективных и оперативных способов общения с властью, и у каждого руководителя профильного ведомства есть свой официальный аккаунт в том же Инстаграмм. Есть он у министерства здравоохранения СК, да и у самого регионального министра Владимира Колесникова тоже есть. И тут, казалось бы, по всем законам логики и учитывая столь нелестную оценку населением уровня медицины, обе страницы должны бурлить жаркими дискуссиями и комментариями пользователей о том, что происходит в местных больницах, поликлиниках, ФАПах, ан нет… Кроме восторженных смайликов и хлопающих ладошек под каждыми постом ничего и нет. В отличие от той же страницы губернатора Ставропольского края, заваленной просьбами навести порядок в лечебных учреждениях не только города, но и всего края.

Почему народ ищет помощи через голову, обходя стороной профильное ведомство? Осмелюсь предположить, что нет доверия к нынешним управленцам. Сталкиваясь с различными проблемами в системе здравоохранения и обращаясь за помощью к чиновникам, зачастую пациенты получают лишь пространные отписки, дескать, министерская проверка нарушений не выявила, указанные факты не были подтверждены. А, значит, все вы врете про платные лекарства, про хамоватый медперсонал, про некомпетентных врачей, ставящих диагноз, забив перечисленные симптомы в Гугл. Такого быть не может, потому что не может быть. Потому что иначе нужно ломать всю систему, с лупой рассматривать каждый винтик в этом громадном механизме, а смотреть в бездну страшно. Проще обойти ее с закрытыми глазами по краешку, если даже тот становится все уже и уже, и недели не проходит, чтобы социальные паблики и инстаграмм губернатора не пестрели комментариями.

 «Уважаемый Владимир Владимирович! 8 января, в субботу, пришла в 8:50 в инфекционный кабинет городской поликлиники в Минводах, так как не смогла дозвониться до регистратуры. Отсидев четыре часа с температурой 38,5, попала на прием к врачу, где мне сказали, что ПЦР тест взять не могут, нужно прийти в понедельник. Я с признаками ОРВИ сидела в одной очереди с коронавирусными больными. В понедельник опять идти и сдавать тест. А на прием к врачу аж в среду, то есть от начала заболевания проходит почти неделя, так как заболела 6 января, а результат придет только 12-го января. Это у нас такая борьба с ковид?».

«В поликлинике Железноводска ни УЗИ органов ни сделать, ни анализов, ни инсулина нет. Да и узких специалистов практически нет. «Платно проходите», говорят. О каком уровне здравоохранения идет речь?

«3 января ко мне не приехала скорая, хотя до крика болела голова. Я не пьющая, муж тоже, у нас пять детей. Так что, вы не подумайте, не от празднования она болит. Очень мне повезло, что это не инсульт и я осталась жива».

«Предпоследнее место Ставрополя - это самый объективный рейтинг из всех возможных! Конкретный пример их жизни. Приезжаешь в один травмпункт, а там тебе говорят: «Мы не зашиваем раны, мы только перевязываем», и отправляют в другой травмпункт. При условии, что уже есть большая потеря крови, едешь туда, сидишь целый час и ждешь, пока примут. На следующий день возвращаешься в этот же травмпункт на перевязку, чтобы услышать: «А мы только шьем, но не перевязываем». И ты едешь в тот травмункт, где перевязывают. Вот такая медицина у нас в крае».

«Если Ставрополь на предпоследнем месте, то Михайловск на последнем. Ковид-больные здесь никому не нужны. Чтобы попасть на прием к врачу, люди пишут списки с ночи. Тогда как выстоять очередь от четырех часов и с температурой не каждому под силу. Заболел ковидом, лечится некогда, начинай занимать очередь за медпомощью с ночи, и не важно, что ты еле ходишь. Скорая приедет через 8-9 часов и привезет в кабинет неотложной помощи, где после 16:00 работает один врач».

«Поликлиника на Юности. Талонов нет. Врачей нет. Во второй городской на улице Мира очередь начинается с самого крыльца. В первую поликлинику тоже смысла идти нет, ни одного направления не дадут. Выход один - коммерческое учреждение и шесть тысяч рублей на анализы. Плюс последующий прием врача, тоже платный», - рисуют свою здравоохранительную матрицу пациенты.

Матрицу, в которой только и остается, что «вздыхать и материться», когда на все эти, полные горечи и разочарования посты, в ответ из минздрава звучит не готовность решать ситуацию, а оперативно ее замять. Когда что ни жалоба, ответ как под копирку писан. Дескать, врачи тоже люди, они болеют, могут находиться на больничном. Тогда как, «все медучреждения работают с большими нагрузками и организуют работу так, чтобы максимально обеспечить прием пациентов». Словом, войдите в положение, довольствуйтесь тем, что есть.

Вот только пациент больше не желает никуда входить и не готов прощать системе все ее недостатки. Ибо коронавирус лишь наиболее полно высветил то, о чем те же ставрополчане говорят как минимум последние пять лет. Рано или поздно болезнь уйдет, однако проблемы останутся. Останутся потому, что, как однажды заметил президент «Лиги пациентов» Александр Саверский, охрана здоровья - такая же функция государства, как охрана правопорядка, границ, безопасности и т.п. Следовательно, и система здравоохранения - это армия, в которой есть солдаты (медсестры), офицеры (врачи), патроны (лекарства), технологически-сложное оборудование (МРТ, УЗИ). И задача этой армии - всегда быть на передовой, ежедневно борясь с болезнями, охраняя здоровье своих граждан во что бы то ни стало.

 Ведь на то в ней и есть руководящие должности и штабы, чтобы своевременно решать возникающие трудности. Да только на Ставрополье, увы и ах, генералы все больше походят на свадебных. Кто готов перерезать ленточку на открытии очередного отремонтированного учреждения, похвалиться новой освоенной врачебной методикой, рассказать о новом федеральном транше на лекарства и… Да, пожалуй, и все. А как результат еще одна история, опубликованная в сообществе aleksandrovskoe_news.

13 декабря у Ясмины, назовем нашу героиню так, заболел супруг. Общее недомогание, кашель, легкая температура с утра. Решив, что имеют дело с обычной простудой, семья стала лечиться испытанными средствами в виде чая с лимоном, капель в нос и противовирусных препаратов. Когда же к вечеру термометр показал 39,6, вызвали скорую. Медики приехали, укололи литическую смесь, рекомендовав с утра обратиться к участковому терапевту.

 «В шесть утра меряю супругу температуру, термометр показывает 40,2 градуса. Звоню в скорую. Дежурная бригада забирает его в больницу в красную зону. Там ему делают рентген, выявивший двустороннюю пневмонию, проводят ПЦР-тест на ковид, оказавшийся отрицательным, и через семь дней лечения выписывают. Приезжает супруг домой, а лучше не становится. Тут и мне становится плохо - слабость, температура 39,7. Идем снова к врачу, который лечил мужа, и рассказываем, что у него болит и надувается как барабан живот, он часто потеет, держится температура 37,7. На что нам было сказано, что это последствия коронавируса и нужно обратиться к участковому терапевту для дальнейшего обследования . Нужно? Идем. Врач посылает на УЗИ брюшной полости, показавшее, что печень, поджелудочная - все воспалено», - пишет Ясмина, как с результатами исследования они идут к хирургу, а от него с подозрением на «острый аппендицит» едут в хирургическое отделение.

Там диагноз не подтверждают, и, сделав обезболивающий укол, отпускают домой.

«На следующий день идем в платную лабораторию. Сдаем анализы. Они все в отклонениях, поэтому и возвращаемся в Александровскую поликлинику. Я тоже хожу уже как овощ. В итоге мне ставят ОРВИ, супругу назначают ферменты для печени, и с покупками лекарств на четыре тысячи рублей мы возвращаемся домой в надежде, что скоро обоим станет легче. Пьем лекарства день, другой, третий, а нам только хуже. 31 декабря у мужа в 23:40 открывается рвота с кровью. 1 января не помню, как выживали. Второго января я уже тоже толком ходить не могла. Приезжаем в приемный покой, рассказываем о муже, да и что я пять дней пью антибиотик, но тот не помогает, а еще пропал вкус и запах. Делают экспресс-тест на ковид, он положительный. В итоге супруг едет домой, а меня госпитализируют в больницу. Звоню ему вечером, у него снова рвота с кровью. Утром идет к терапевту, ему выписывают направление в инфекционную больницу с диагнозом «абсцесс правого легкого». В больнице ему ставят капельницу, от которой начинается зуд и сыпь по телу. Делают антигистаминный укол, все проходит. А утром снова медсестра приходит с тем же лекарством. Муж просит заменить его, в ответ: «Врач будет через два дня, а без его назначений мы не можем корректировать лечение», - рассказывает Ясмина, как в итоге, опасаясь усугубить свое состояние, супруг был вынужден отказаться от госпитализации и обратиться за консультацией к специалистам в Минеральных Водах. Те же, исключив абсцесс правого легкого, отправили пациента искать причину недомогания дальше в поликлинике, к которой он прикреплен.

 «Я пишу все это и плачу. Человек болеет уже 20 дней, а его просто футболят. Я не понимаю, как так можно, и прошу: помогите, распространите мой рассказ. Пусть врачи увидят. Может, хоть каплю им станет стыдно», - в отчаянии пишет женщина, собирая под своим постом десятки пожеланий о скорейшем выздоровлении. «Мы за вас молиться будем», - поддерживают Ясмину незнакомые люди, даря семье то самое человеческое участие, которого супруги не дождались от медиков. И с одной стороны очень отрадно, что не очерствели наши сердца, а с другой...

Ежегодно страна тратит миллиарды рублей на здравоохранение, мы гордимся новейшими технологиями, супероборудованием, комфортными больницами, но вот приходит беда, и мы снова бежим ставить в церковь свечку, причем куда больше надеемся на Божью милость и провидение, нежели возможности современной медицины. И не потому что тех нет. А потому, что их не видно в том бардаке, с которым порой приходится сталкиваться на местах.

Головные боли мучают меня уже больше года. В конце декабря и решила обратиться за помощью к неврологу. В поликлинике администратор развела руками - талонов нет, все роздано на две недели вперед. Пошла в краевую больницу, где с оплаченного на коммерческой основе приема и началось мое знакомство с бесплатной медициной. Продолжилось же кипой назначенных исследований еще на 20 тысяч рублей. Впрочем, объективности ради отмечу, что невролог напомнила о возможности сделать необходимые МРТ головы, шеи и спины по полису через программу ОМС, но для этого нужно попасть на прием к неврологу по месту жительства, дабы тот поставил в очередь на исследование. Как быстро она движется? «Даже не возьмусь предположить», - пожала плечами доктор.

 Не взялась испытывать судьбу и я. И спустя три дня уже протягивала результаты исследований врачу, дабы выяснить, что все у меня поправимо, лечится физиопроцедурами и курсом медицинских препаратов, оные можно получить в стационаре поликлиники, к которой прикреплена. Ну или самостоятельно, купив на 10 тысяч необходимые лекарства и оплатив 8 тысяч за услуги медсестры, которая будет на дому делать уколы и капельницы.

Свободных 18 тысяч рублей у нас не было. Поэтому, выстояв ту самую очередь за талоном, через десять дней снова оказалась на приеме у невролога, мягко пожурившей меня за потраченные деньги. Мол, зачем торопилась, когда все исследования можно было пройти бесплатно. Долго ждать? Всего лишь неделю. Но коль уж результаты готовы, с госпитализацией вопрос решаем. Нужно только пройти консультацию нейрохирурга в 4 городской больнице, поскольку есть вероятность, что по профилю больше их пациентка. Ну и маленький нюанс - консультация проводится на коммерческой основе, ибо контракт между поликлиникой и больницей не заключен. А, следовательно, выходит парадоксальная ситуация, когда пациенту, чтобы получить бесплатное лечение, сначала нужно заплатить за доступ к этому лечению. И заплатить не только деньгами. Еще нервами и временем, что так характерно для отечественной медицины.

И не только ставропольской. Количество людей, убежденных в ухудшении ситуации в медицине, увеличилось в три раза. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Всероссийским союзом пациентов совместно с Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика». В рамках исследования были опрошены 1452 респондента в 76 регионах России. Одной из главных сложностей, с которыми пришлось столкнуться пациентам, стало отсутствие нужного специалиста в поликлинике. Об этой проблеме сообщили 78 процентов опрошенных. Еще 66 процентов пациентов указали на долгий период ожидания записи к врачу, который превышал 14 дней, а 64 процента респондентов отметили, что им приходилось покупать за свои деньги лекарства, положеные бесплатно. Недовольных временем ожидания прибытия скорой помощи оказалось 56 процентов: они отметили, что ждать врачей приходилось дольше 20 минут. Еще 55 процентов опрошенных обратили внимание на наличие очередей на диагностику и анализы, и невозможность пройти обследование вовремя.

Положительные изменения в работе системы здравоохранения заметили лишь два процента опрошенных, а более 60 процентов сказали, что «лучше не стало», отмечают эксперты.

А значит, не зря Ставрополь носит звание символа России 2021. Ведь символ отражает не только то, чем нужно гордится, но и чего стоит стыдиться. У нас же быть наглядным пособием получается замечательно.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.