Вы здесь

«ШКОЛУ ЗАМИНИРОВАЛИ. ШАПКУ НЕ ЗАБУДЬ!»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Уважаемые родители, нужно срочно забрать детей из школы», - такие сообщения на прошлой неделе заполнили родительские чаты по всей стране. Когда мамы и папы, не находя себе места от беспокойства и срываясь с работы, мчались за своими детьми, попутно пытаясь выяснить, что случилось. К слову, в подобных условиях таинственности и призывах педагогов «вы только не волнуйтесь, с детьми все хорошо и ищите нас на соседней улице», первое, что приходило на ум: горим! Но вот школа. А дыма и всполохов огня не видно. Зато вокруг полиция, скорая, пожарные и довольные донельзя школяры: «Ура, уроки отменили».

 

Как круто прошел этот день….

Мой сын учится в 24-й гимназии. Она одна из первых в Ставрополе попала под раздачу «минеров». И как поняла со слов ребенка, никакой паники в классе не было. «В начале урока раздалась сирена: «Пожарная тревога! Все входы и выходы открыты. Срочно покиньте помещение». Ну, мы стали одеваться и выходить во двор. А там столько военных было. И у всех автоматы настоящие!» - взахлеб рассказывал сын о том, как «круто сегодня прошел день!».

Тогда как в новостных сводках уже стала появляться информация о поступивших в единую дежурно-диспетчерскую службу телефонных сообщениях о «минировании» гимназии. Испугались ли родители? Скорее рассердились. Всерьез угрозу не воспринял никто. И если кого-то и ругали, то это того «умника», «которому, видимо, зимних каникул не хватило, вот и решил под старый Новый год еще себе праздник устроить». Причем не только в Ставрополе. Подобные веерные звонки и анонимные сообщения прозвучали и в других российских школах: в Архангельске, Саратове, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге и т.д.

В Екатеринбурге и вовсе из одного чата в другой пересылали скриншот письма, которое якобы пришло на электронную почту учебных заведений: «Школа заминирована. Я всю жизнь всех ненавидел. Сегодня вы все почувствуете мою ненависть. Вам всем конец. Я взорву школу. Вы все умрете».

 «Буду краток. Я и моя банда отморозков заложили тротил более чем в 20 школах по всему городу, и у нас есть дробовики и патроны. Но трудно угадать вовремя, что это за школы. Тик-так, тик-так», - делились своим вариантом полученного эпистолярного жанра вот уж действительно отморозки Липецкой области.

А потом была среда, 12 января. И снова родительский чат пестрел сообщениями «заберите детей, мы на улице». И снова по тревоге были подняты экстренные службы - полиция, скорая, МЧС, - оцеплена территория, проверен на наличие взрывчатых веществ каждый уголок учебного учреждения, чтобы резюмировать: «информация не подтверждена, все чисто».

 Четверг, 13 января. Утро. Отвожу младшего сына в школу.

- Мам, а нас сегодня «взрывать» будут?

 - Не знаю. Но если что, шапку не забудь надеть, когда на улицу выбегать будешь.

«Если что» по сложившейся уже традиции влетело в родительские чаты ближе к полудню. Матерясь и мчась на всех порах в школу, родители были в бешенстве. Ведь если первые два дня начальство входило в положение и спокойно отпускало встревоженных мам с рабочего места, то на третий раз глубокий вдох и выдох через нос отчетливо дал понять, что терпение у работодателя не безграничное. Как и запасы валерианы в семьях.

- Все, девочки, я завтра своего дома оставляю. Не могу больше сидеть как на иголках до 12 часов и гадать, как там ребенок.

 - Я свою дочь заставила на каждой перемене отзваниваться.

 - А мы вообще сказали детям, что если почувствуете тревогу, отпрашивайтесь с уроков и уходите домой. Спокойствие и нервы дороже.

 - Мы тоже не идем. Дочка плачет и боится идти на занятия.

- А мы не боимся. Но с радостью прогуляем, составим всем компанию. Тем более, что завтра на улице мороз, не дай Бог очередное «минирование», и мой снова полураздетым выбежит. Уже вон носом шмурыгает после вчерашней тревоги. И не знаю как террористическая угроза, а вот шанс подхватить ОРВИ у нас вполне реальный, - переписывались родители в чатах.

К слову, в этот день эвакуироваться пришлось не только воспитанникам гимназии №24. Компанию «бывалым» школярам составили ученики еще двух образовательных учреждений Юго-Западного района - школы №29 и лицея №23. «Справедливость восторжествовала. И нас заминировали», - радовались дети тому, что и их образовательный процесс перестал быть томным. Тогда как старшему поколению становилось все тревожней.

 

В жизни всегда есть место «мало ли»….

Как отмечают сами полицейские, на проверку каждого «заминированного» объекта у выездной бригады экстренных служб уходит от 15 минут до часа. Причем задействуется в работах как минимум 40 человек. Это люди, кто в это самое время должен выезжать на вызовы к больным, тушить пожары, патрулировать улицы, искать с собаками наркотики, однако вместо этого вынужден оперативно реагировать и обрабатывать подобные анонимки, даже если готов руку дать на отсечение, что вызов окажется ложным. Однако в нашей жизни всегда есть место тому самому «а вдруг не розыгрыш», когда рано или поздно найдется чудовище, кто мимо поста охраны не только школьный ранец пронесет, но и оружие, и взрывчатое вещество.

Отчего и какой год подряд в стране не утихает дискуссия о том, что, коль мы ратуем за безопасность детства, учреждения школьного и дошкольного образования должны охранять не пенсионеры и женщины из частных охранных предприятий, а профессионалы из той же Росгвардии. Причем это вопрос не только морального спокойствия, но и экономических соображений. Если верить гуляющим в Интернете ценникам, каждый подобный лжевызов на место обходится государству от 45 до 120 тысяч рублей - в зависимости от количества задействованных сил и средств. И это не считая прямого финансового ущерба, если в качестве объекта «розыгрыша» был выбран, к примеру, кинотеатр или торговый центр. Тогда потери достигают миллиардов рублей. Словом, скупой платит дважды.

Ну а пока разговоры не приняли статус законодательной нормы, все же лучше перестраховаться и подышать во время эвакуации свежим воздухом на улице, чтобы излишняя самоуверенность не обернулась страшной трагедией. О чем косвенно 13 января сказал и губернатор края Владимир Владимиров, разъяснив, что Ставрополье, как все российские регионы, столкнулось даже не с детскими шалостями, а с технически спланированной хакерской атакой из-за рубежа. Когда поступающие по сети и телефонам угрозы - это ни что иное, как очередная попытка нанести ущерб российскому образованию и заработать на панике. Ведь за «разминирование» школы злоумышленники требуют выкуп в 20 тысяч долларов. В общем, уважаемые родители, сохраняйте спокойствие, все под контролем.

Даже если 14 января, в пятницу, ситуация повторилась! И образовательный процесс в 24-й гимназии снова летел в тартарары, а во всех родительских чатах разгорались жаркие дискуссии о том, как быть дальше. Ведь жить в постоянном напряжении невозможно. Но и делать вид, что четыре(!!!) эвакуации за неделю ничуть не подорвали веру в государство, которое сможет в случае реальной угрозы защитить своих маленьких граждан, было бы верхом безумия. А значит, «коль у спецслужб не получается остановить шутников, поднявших на уши 300 российских школ, давайте отдадим им эти чертовы два миллиона, чтобы наши дети учились и жили спокойно», - требовала одна часть родителей

«Надеюсь, вы так шутите. Еще никогда заигрывания с террористами не заканчивались ничем хорошим. Сегодня они просят две тысячи, а завтра уже 20 тысяч долларов!», - не соглашалась оппозиция, предлагая альтернативный вариант. Коль образовательный процесс и так безнадежно сорван, да здравствует… дистанционка! Мол, два-три дня на удаленном обучении не принесут вреда школьникам, но дадут возможность правоохранителям тщательно проверить все образовательные учреждения и может даже выявить виновников. «Ага, и станет дополнительным аргументом, чтобы окончательно отказаться от классического образования», - скрещивали копья измотанные родители.

 

Природная стихия важнее стихии лжеминирований

Ну, заодно и просматривали Инстаграмм губернатора В. Владимирова и главы города И. Ульянченко, надеясь найти внятную позицию городской и краевой власти по данному вопросу. Мол, выходные закончатся, начнется понедельник. А если очередная «бомба»? Что делать учителям, детям, родителям? Снова на улице гулять? Вот только ответа не последовало. Гораздо сильнее стихии лжеминирований чиновников волновала разбушевавшаяся на выходных природная стихия. Они боролись с летающими крышами, отключениями света, поваленными деревьями, изначально проиграв другой бой - за доверие родителей. Страничка губернатора пестрела постами-поздравлялками к 300-летию прокуратуры, 100-летию со дня образования Кабардино-Балкарии, освобождению в январе 1943 года от фашистских захватчиков Александровского и Благодарненского округов… Но почему-то в официальном паблике не нашлось места, чтобы рассказать гражданам, что делает край дабы подобных «минирований» стало меньше. И делает ли что-то?

Впрочем, справедливости ради отмечу, что подобное безмолвие власти оказалось характерным не только для Ставрополья. В федеральной повестке дня прокатившаяся волна лже-минирований тоже особой активности не вызвала. Разве что появилось сообщение, дескать, председатель СК России поручил руководителям территориальных следственных органов организовать процессуальные проверки по фактам массовых эвакуаций учащихся учебных заведений в связи с ложными сообщениями об актах терроризма. Ну, и напомнили, что подобные истории для России не впервой, когда мы то и дело эвакуируем суды, торговые центры, станции метро, аэропорты и вокзалы, школы, лечебные учреждения. Угрозы не подтверждались ни разу. Дескать, переживали в 2019 году, в 2020, в 2021. Переживем и сегодня.

Но вот именно, что переживем. А не решим проблему. Тогда как сама жизнь диктует, что необходимо как-то менять алгоритм реагирования, а не плясать под дудку злоумышленников, желающих посеять панику и стресс у людей, кто становится заложниками подобным сообщений. Пока им это не удается. Но есть и обратная сторона медали. С каждым подобным случаем люди, как в той самой басне о мальчике и волках, постепенно привыкают к псевдоопасности. Смогут ли они мобилизоваться, когда угроза окажется невымышленной, большой вопрос. Оттого и, как звучит сегодня из отдельных источников, подобные рассылки - это не столько вызов образованию, сколько вопросы борьбы с киберпреступностью. Вопросы, адресованные к власти и профильным ведомствам, на содержание которых государство ежегодно тратит миллиарды рублей, закупая самое современное оборудование, осваивая все новые технологии, чтобы в итоге родители услышали «терпите»?

 

Терпенье дает проблемы забвенье?

Право, я далеко не специалист в IT-технологиях, но есть же какие-то способы блокировки сайтов, программы по распознаванию зарубежных адресов и серверов, откуда поступает информация. «При подготовке к атаке хакеры маскируют свои следы, используют разветвленные сервисы по всему миру. Чтобы получить информацию с того или иного сервиса, российские правоохранительные органы должны отправить сотни и тысячи запросов в разные страны, а мы знаем, какая сейчас геополитическая ситуация, как сотрудничают Россия, США и Китай. По факту они не сотрудничают. Это способствует тому, что ни Россия, ни США, ни Китай не могут полноценно бороться с преступниками», - цитируют директора агентства разведывательных технологий Романа Ромачева журналисты телеканала «Наше время».

Так почему не наладить то самое международное сотрудничество? Зло ведь не имеет границ. Сегодня под обстрел лжетеррористов попала наша страна и наши дети, а завтра другие. И также, по выводам психологов, к подобным вызовам повседневной реальности больше чем дети окажутся не готовы их родители. С чем, к слову, сложно не согласиться, когда идешь по улице и видишь картинку, как мама с криками: «Живой» душит в объятиях ребенка, или вся в слезах возле школы просит звонить ей на каждой перемене. Право, ну как тут малышу не занервничать? Тогда как эксперты советуют все же не бросаться из крайности в крайность.

«Если учить ребенка тому, что «да это все ерунда, не обращай внимания, никаких бомб не будет», то есть полностью отрицать и телефонный терроризм, и терроризм как таковой, то это ошибка. Она может привести к тому, что ребенок, когда все будут выходить, останется. Но и если постоянно навязывать страх, то могут развиться эмоционально-личностные травмы», - объясняют психологи.

И поясняют, что «будь осторожен, но не бойся» - это та самая норма современной жизни, которую должны донести до своего чада родители. Мол, если видишь сумку необычную, которая стоит, лучше об этом сообщить администрации. Если всех подняли и выводят, значит, следуем указаниям старших и не безобразничаем. Быстро покидаем помещение, но не бежим, не скачем, не снимаем ролики и селфи, не выкладываем их в Инстаграмм.

 Потому как, повторимся снова, никто не знает, в какой момент ложная тревога окажется настоящей. И там точно будет не до «Ура, домой. Нашу школу снова взрывают».

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.