Вы здесь

ИНАКОТОРГУЮЩИХ ПРИРАВНЯЛИ К ИНАКОМЫСЛЯЩИМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе чуть ли не все местные СМИ отметились информациями о рейдах властей по пресечению незаконной торговли из багажников машин и с земли (с асфальта) в Ставрополе. Пропагандистский залп по инакоторгующим, назовем их так, напоминал такой же залп по инакомыслящим на федеральных телеканалах. Но если второе хоть как-то объяснимо в условиях специальной военной операции, то первое иначе, как тупым стремлением местных властей оставаться жить в парадигме времени до 24 февраля, объяснить невозможно. Очевидно не понимающих, что другое тысячелетие на дворе. Что время держать и не пущать прошло, настал час поддерживать и поощрять.

 

Всего-то 1,5 миллиона…

Организаторы этих показных карательных рейдов по багажникам и асфальту – власти краевого центра. Они в очередной раз доказали своим гражданам, что не дремлют, и что даже в настоящий исторический момент готовы не на жизнь, а на смерть бороться с продающими петрушку бабушками и заехавшими в город сбыть излишки клубники или там абрикос селянами.

Самый яркий, по глупости, разумеется, пример - это борьба со стихийной торговлей по улице Тухачевского прямо напротив рынка «Тухачевский», за автобусной остановкой. Из года в год оттуда торговцев изгоняют, а они все приходят и рассаживаются. Властям бы разобраться, почему они не идут на рынок. Помочь снять преграды, если они есть. Но они все рейдами, рейдами… После последнего обнародовали выход: решили забором обнести это место, чтобы никто не мог торговать(!?). Забор наверняка понадобится решетчатый трехметровый, двухметровый не подойдет, через него и продавцы, и покупатели перелезут. Тяга к свободе торговли – великая вещь!

Власти в ходе кампании за очищение улиц от торговцев с гордостью обнародовали свои достижения в области преследования инакоторгующих: с начала года аж 700 административных протоколов на 1,5 миллиона рублей составлено (по другим данным соответственно 1200 протокола на 3 миллиона), отобрано у особо упирающихся 2,5 тонны овощей и фруктов. (Куда, правда, их затем дели – не сказали. Не исключено, что сами проверяющие и сожрали!). И объясняется вся эта имбурденция заботой о нас с вами: потому, мол, и гоняем, чтобы вы, граждане, не употребили непроверенный, а значит и потенциально опасный, продукт. Не отравились ненароком, значит.

Но в том-то и беда, что между местом покупки продукта и отравлением нет никакой связи. По своим житейским наблюдениям мы знаем, что огурец или там помидор из супермаркета может быть опаснее того, что из багажника. Потому как начинает гнить уже на третий-четвертый день после покупки. Стоит только смыть с него защитное покрытие. Это значит, что азота или какой-либо иной гадости в нем многовато. Поскольку вырос на гидропонике. Хотя и имеет идеальный сертификат. Тот огурец-помидор, который из багажника – и выглядит повкуснее, и сохраняется дольше. Продавец наверняка на продажу отобрал лучшее, то, что похуже, оставил себе или просто выбросил. У хорошего частника не производство проблема, а сбыт.

Вообще, матушка природа позаботилась о том, чтобы качество фрукта-овоща отражалось на его внешнем виде. И он своим, извините, фейсом лучше любого сертификата о себе рассказывает и за себя агитирует. В общем, если помидор, то он должен быть не только красным, но и относительно мягким, а значит и сочным, и пахнуть должен помидором, а не стиральным порошком. То же, что мы берем с полок супермаркетов, - хотя и красное, но тверже яблока, да еще и с бело-зеленой сердцевиной, согласитесь, помидором назвать трудно. Какой-то деревянный фруктоовощ, даже странно, что ему не придумали новое название. Например, древодор.

 

Общественная опасность равна нулю

Общественная опасность любого административного правонарушения зафиксирована государством в сумме штрафа за него. Глянем на проблему с этой точки зрения.

За незаконную торговлю гражданами в неположенных местах штрафы в КОАП по большому счету мизерные – от 300 до 1500 рублей (для должностных лиц от 1000 до 3000, то есть вдвое больше, и для организаций от 10000 до 30000 рублей). За то же инакомыслие, о чем говорилось выше, штрафы куда более существенные. Там даже за решетку можно загреметь. Так что, граждане, делайте выводы, откуда большая угроза государству. По всему выходит, само государство не признает это явление опасным для общества. Так, чуток опасным, не более. По большому счету равным нулю. Тем более необъясним чиновничий раж, с которым наши власти ежегодно проводят свои бессмысленные рейды. Не иначе, им просто нравится гонять народ. В очередной раз показывать, кто у нас хозяин жизни.

А вот опасна ли для общества сама эта оголтелая борьба с торговлей из багажников как с явлением? Да еще под фанфары и гласность? Особенно сейчас, когда вся страна в санкциях, когда ее просто душат, и когда то же самое государство пытается развить предпринимательскую инициативу, и за ее счет, в том числе, выстоять? Думаю, да, и еще раз да. Очень опасна. Потому как эта борьба не просто недоразумение. Она подрывает веру граждан в то, что государство ценит труд на земле. И неискренне с ними, гражданами, когда агитирует засучить рукава и вкалывать на благо общества. Чтобы, значит, всех этих недругов преодолеть прежде всего трудом миллионов.

Какой другой вывод можно сделать, если оно преследует за сбыт того, что человек вырастил своими руками? То-то же.

 

От свободы торговли осталось одно название

Обратимся к истории. Которая все помнит, и всему учит. Если, разумеется, ученики не дураки.

В январе этого года исполнилось 30 лет знаменитому Указу Ельцина «О свободе торговли». Им позволялось гражданам без всяких на то разрешений торговать всем подряд в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метро и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти.

В общем, «торговать везде, кроме проезжей части» – так коротко и очень точно с восторгом обозначали современники суть Указа. При всем нашем негативном отношении к первому президенту России, за этот документ его, по большому счету, не ругали. Положительное от манифеста значительно превысило негативное. В очень короткий срок после выхода Указа и продовольственный рынок страны был насыщен, и цены на продукты не только упали, но и стали подъемными. И, кстати, я что-то не помню сообщений о массовых отравлениях от употребления продуктов без сертификатов.

Был и глобальный эффект для развития производительных сил страны: в самых широких массах населения проснулась предпринимательская инициатива. Торговля стала, как ей и положено по политэкономии, сферой формирования первичных капиталов. Из лучших мелких торговцев выросли средние. Из лучших средних – крупные. А далее торговый капитал стал основой инвестиций для развития уже собственно производства.

Но сила российского чиновничества в том, что за эти 30 лет оно шаг за шагом если не свело провозглашенную Ельциным свободу торговли для мелкого предпринимателя к нулю, то запеленало ее основательно. Через санитарные, ветеринарные и иные ограничения. Свобода эта превратилась в свою противоположность – несвободу. И не в последнюю очередь потому, что само это чиновничество захватило монополию в торговле, и частник с ведром фруктов в багажнике начал представлять для него опасность, стал костью в горле.

Автор этих строк десяток лет назад сам был свидетелем того, как инициатором очередных санкций против торгующих петрушкой бабушек был депутат краевой думы – собственник ставропольского супермаркета. Бабули сидели рядом со входом в его магазин на асфальте и перехватывали покупателей. А значит и доходы. Жадность – она тоже двигатель. Прогресса или регресса – тут уж решайте сами.

Не исключаю, что инициаторами сегодняшних рейдов по багажниками опять стали такого же рода чиновники-депутаты. Или хозяева рынков, теряющие доходы. Стоимость аренды торговых мест в них взвинчена так, что человек пять раз подумает, чтобы пойти туда продавать излишки своего подсобного хозяйства. Ему проще заплатить штраф за торговлю в неположенном месте. Если, конечно, поймают. Но вместо того, чтобы подумать о снижении платы и привлечь продавцов, рыночники бегают по властным кабинетам и ищут там себе союзников.

 

Не надо бояться помидора из багажника

Конечно, сейчас не приснопамятные девяностые, сегодняшняя ситуация в стране принципиально иная. Рынок разнообразными товарами, особенно продовольственными, заполнен. Да и система торговли выстроена, даже чересчур. Складывается впечатление, что магазинов уже больше, чем покупателей. Но разве мы не жалуемся на рост цен по каждому удобному для торговли случаю? На то, что цены на фрукты-овощи заметно не падают даже в летний сезон? Или раз поднявшись, уже не опускаются? Потому как ежу понятно, что причина такого роста не курс рубля, не санкции или иная политика, а монополизм торговли, то, что она не пускает в свою сферу мелкого частника.

Непредсказуемый рост цен самый убедительный индикатор того, что в торговле не все благополучно. Что ее монополизировали, запеленали, зарегулировали. И что настоящей свободой торговли у нас и не пахнет. И только поэтому призывы первых лиц государства к предпринимательской инициативе на сегодняшнем крутом переломе истории так призывами и остаются.

На этом фоне самым разумным шагом было хотя бы на время закрыть глаза на торговлю из багажников. А что касается выпадающего полуторамиллионного дохода (хотя язык не поворачивается назвать штрафы доходами) Ставрополя от штрафов, то в бюджете может остаться больше, стоит только сократить бесчисленную армию проверяющих.

Я бы еще заставил эту публику завести подсобные хозяйства и посмотрел, как они будут сбывать излишки.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (4 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.