Вы здесь

А ТО ОНИ ТЕБЯ ПОРЕЖУТ НА КУСКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Таким аргументом люди в погонах убеждают инвестора уйти с дороги рейдеров«8 сентября с. г. примерно в 6-15 утра ко мне в дом в Ставрополе ворвались люди в масках, в камуфляжной форме и с оружием в руках. Как потом оказалось – под руководством следователя Прохладненской полиции Кабардино-Балкарии. Меня прижали лицом к стене, в спину уперли ствол, приказали не вякать…».
К описанному в жалобе ставропольца В. Сумарокова прокурору КБР Н. Хабарову мы еще вернемся. Пока лишь скажем, что Владимир Анатольевич не правонарушитель, тем более не подозреваемый в каком-либо преступлении. Он всего лишь бизнесмен, занимающийся инвестициями в сельскохозяйственный сектор. Важно подчеркнуть: не разоряет, а спасает предприятия. В крае известен, с огромным опытом работы в органах, достаточно сказать, что в свое время был заместителем командира Ставропольского СОБРа.

Обманули казака…

Долгие годы преуспевающий колхоз имени Петровых из казачьей станицы Екатериноградской Прохладненского района КБР в 2020 году попал под рейдерский каток. Ему «надули», то есть создали искусственно кредиторскую задолженность аж на 197 миллионов рублей. По уму, так и с таким долгом можно было вывернуться, ведь в хозяйстве в обработке 13 471 гектар земли. Если верить сводке минсельхоза республики, в прошлом году средняя урожайность по КБР составила 57,8 центнера с гектара, а наш колхоз как раз зерновой. Перемножим на колхозные гектары и затем на стоимость зерна. Выручка самая малая – миллиард рублей. И с таких доходов нельзя было найти две сотни миллионов? Растянув их возврат на несколько лет?
Но кредиторы обратились в суд с заявлением о банкротстве. А в колхоз сразу же пришли обычные в таких случаях «спасатели». Некая Ж. Махова, представившаяся посланником безымянного «инвестиционного фонда», предложила на собрании отдать часть земли колхоза в субаренду на пять лет, а взамен все это время пообещала финансировать новое предприятие «Агрокомплекс Екатериноградский», учредителем которого должен стать колхоз. Народ, к тому времени уже посидевший без зарплаты, как это обычно бывает, повелся и проголосовал.
17 февраля 2020 года новое юрлицо было создано, только называлось оно уже по-другому: ООО НПО «Новое время», и учредителем его оказался не колхоз, а А. Махов. И директором – Б. Махов. И самое главное – вместо договора на субаренду земли был составлен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земли. Уступки колхозом этому самому новоявленному НПО «Новое время» в лице Н-М. Маховой. И не на часть пашни, а на все 13 471 гектар. И опять же не на пять, а на целых сорок (!) лет. Всего за 750 тысяч рублей в год, тогда как колхоз платил ежегодно собственнику земли муниципалитету 2 миллиона 110 тысяч. Уму непостижимо, но тогдашний руководитель колхоза А. Дегтяренко, вопреки воле колхозников, все это подписал и поставил печати. Так семья Маховых вот уж действительно одним росчерком пера завладела всеми землями колхоза.
Как тут не перефразировать известное из детства: обманули казака на четыре кулака… Хотя земляки поговаривают: заинтересовали так, что не смог отказаться.

Вчера видел черное, сегодня – белое

Колхозники, как только разобрались, что произошло на самом деле, как их бессовестно обманули и кинули, рьяно взялись отстаивать свои права. И в полицию жалобу написали, и в арбитражный суд обратились.
В наше время, когда и уголовная практика преследования за мошенничество устоялась, и хозяйственное, в том числе земельное, право уже более-менее работает, такие лихие номера редко сходят налетчикам с рук. В итоге Дегтяренко свои полтора года за превышение полномочий при подписании всех этих документов уже получил по приговору суда. И, скорее всего, получит еще, причем побольше, поскольку в отношении него возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса – мошенничество организованной группой лиц в особо крупных размерах. Предусматривающей до десяти лет лишения свободы.
В пользу коллектива колхоза закончился и хозяйственный спор. Арбитражный суд КБР признал договор уступки права по аренде земли недействительным, саму сделку мнимой, применил последствия недействительности сделки, вернул стороны в первоначальное положение и обязал «Новое время» вернуть колхозу все 13 471 гектар. Основание – решение о передаче земли это прерогатива общего собрания, а не руководителя, сделка заключена с явным ущербом для колхоза, принесла ему убытки.
Решение было обжаловано. Но и 16 Арбитражный апелляционный суд, и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставили его в силе.
Казалось бы, все. Однако «Новое время» не спешило исполнять решение суда, возвращать землю. И очень похоже, что нашло дорожку к судье. Вдруг подает заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Они, эти обстоятельства, если вчитаться, даже толком не сформулированы, основаны на предположениях, а то и откровенном вранье. Сводятся к тому, что истец – один из колхозников, не был на собрании, и ранее якобы не был принят в состав колхоза общим собранием. Что сама сделка впоследствии утверждена общим собранием колхоза, это закон допускает. И что истцами пропущены сроки исковой давности. Но судья Н. Шогенов принимает все это «вновь открывшееся» за чистую монету, отменяет собственное, устоявшееся в двух вышестоящих инстанциях решение, и принимает новое. В котором колхозу начисто отказывает.
В общем, вчера еще судья видел дело как черное, а уже сегодня – как белое. Хотя реально ничего не изменилось. Представители колхоза сразу же развенчали всю надуманность и искусственность всех этих «вновь открывшихся» фактов.
Однако номер у «Нового времени» не прошел. По жалобе колхоза 16 Арбитражный апелляционный суд отменяет решение. Пересматривает по правилам первой инстанции и не оставляет камня на камне от этих самых вновь открывшихся обстоятельств. И сроки исковой давности соблюдены, и истец полноценный колхозник, о чем свидетельствуют записи в его трудовой книжке, и собрание о признании сделки законной проведено неправильно и в своем решении неправомочно, поскольку в этот период предприятие уже было признано банкротом, открыто конкурсное производство и полномочия прежних органов управления прекращены. Постановлено: признать договор уступки незаконным и землю вернуть колхозу.

Судил, судил, и родственничка  обогатил?

Как же так, неужели Шогенов настолько непрофессионален как судья? В двух соснах заблудился?
Представляется, что он сознательно пошел не туда в своем правовом лесу. Фраза «Новое время» нашло дорожку к судье» написана нами выше не случайно. По выписке из ЕГРЮЛ в числе его учредителей мы находим… М. Шогенова, родственника уже известного нам судьи Х. Шогенова, он владеет ни много ни мало 50 процентами долей. Причем появился он там не с момента основания предприятия, а только 30 октября 2021 года, это дата внесения записи в реестр. А теперь сопоставим очень даже красноречивые даты: заявление от «Нового времени» о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам поступает судье Х. Шогенову 16 марта 2021 года. 13 июля он восстанавливает процессуальные сроки и отменяет свое же решение. Похоже, три месяца договаривались. И только 15 марта 2022 года выносит новое, уже в пользу «Нового времени», решение. То есть через целый год после подачи заявления о пересмотре. Когда убедился, что в выписке из ЕГРЮЛ появилась запись о владении родственничком 50-процентной доли в «Новом времени»?
Мы это не утверждаем, мы подозреваем. Но это такое подозрение, которое может стоить ему должности судьи. Ведь оно на слуху в станице Екатериноградской, о нем судачат на каждой скамейке. А раз так, то оно должно быть обязательно проверено квалификационной коллегией судей КБР. Иначе сомнения в объективности с беспристрастностью суда превратятся в уверенность, что и судья, к которому бросились за защитой, оказался в доле с теми, кто беззастенчиво и нагло ограбил колхозников. Причем получил очень жирный кусок.

Хозяева прохладненской «тайги»

Ситуация, когда к ставропольцам обращаются за помощью из соседних республик, не такая уж и редкая. Тамошние «обычаи делового оборота», которые у нас мягко называют беззаконием, а проще – разбоем, не пустой звук. Сумароков как раз поэтому и оказался в Екатериноградской.
В феврале этого года на него вышел конкурсный управляющий колхоза имени Петровых В. Булда с предложением погасить долги колхоза и возродить предприятие. Обращение абсолютно законное, вытекающее из полномочий управляющего. Соответствующий закон предусматривает прекращение банкротства в случае погашения долгов даже на стадии конкурсного производства, с восстановлением предприятия в ЕГРЮЛ. Сумароков стал вникать в дело, встречаться с кредиторами. В частности, с А. Заиченко, которому колхоз был должен приличную сумму. В ходе этих встреч узнал много интересного о семейке Маховых. В частности, тот же Булда рассказал, как его встретили на улице братья Маховы, отобрали телефон и ключи от машины. Отвезли к себе в офис, стали угрожать и требовать работать в их интересах. Да и Заиченко поведал, как Б. Махов пообещал, что будет в случае возвращения земли «резать ему горло на кошаре и жечь технику, работающую на полях колхоза».
Встреча с Заиченко стала основанием для следователя следственного управления СК РФ по КБР И. Маирова допросить Сумарокова в качестве свидетеля. Оказывается, против кредитора заведено уголовное дело, подозревается в участии в той же организованной преступной группе, что и председатель Дегтяренко. Но эти эпизоды случились еще в 2016—2018 годах, а тогда Сумароков не был с ним знаком. Так что для следователя он был вроде как и не интересен. И тем не менее Маиров настаивал, чтобы он проходил по делу свидетелем. А заодно и без обиняков посоветовал не лезть в это дело, да и вообще русским в КБР делать нечего. А то ненароком и сам получит.
В конце мая текущего года Сумароков приехал в станицу, на встречу с колхозниками и кредиторами, которая проходила у здания правления. Из конторы Маховых вышел уже знакомый следователь Маиров. И без всяких церемоний – тут и далее цитирую текст жалобы Сумарокова прокурору КБР Хабарову – «потребовал, чтобы я убрался отсюда, пока со мной не случились неприятности… Спустя минуту из здания вышел управляющий из «Нового времени», я его знаю как Смолянского, который также предложил мне поскорее уехать, пока Маховы не порезали меня на куски». И все это – в присутствии свидетелей колхозников.
Во время очередного приезда в станицу 18 июня у водителя Сумарокова прямо из рук вырвали документы и флешку с информацией о семье, принадлежащие Сумарокову. Затем неизвестные провели самого Сумарокова в здание к Б. Махову. И тот развязно сообщил, что теперь «все знает о его семье, и если он снова появится в станице, он убьет его и его семью».
В общем, Маховы вели себя как хозяева местной «тайги», действовали по своим собственным местечковым понятиям.

За 265 верст телефон  отбирать

Но вернемся к описанной в самом начале статьи ситуации – к обыску у ставропольца Сумарокова силовиками из КБР.
Если Маховы, судя по их словам, все делают по понятиям, на понтах, то Сумароков – по закону и без особого словесного шума. Об их угрозах, а также незаконных действиях сотрудников прохладненской полиции и следователя Маирова написал в жалобе в адрес руководителя Главного управления МВД по СКФО. Там же имел неосторожность сообщить, что в его телефоне есть запись, подтверждающая угрозы расправы и убийства.
Как следует из официального ответа, жалобу отправили для проверки в Прохладненский межрайонный отдел СК РФ. Наверняка о ее содержании узнал работающий там следователь Маиров. И увидел для себя опасность. Остается только предположить, что Маиров пошел в суд за постановлением об обыске, приехал из Прохладного за 265 километров и организовал обыск дома у Сумарокова не ради каких-то якобы вещественных доказательств вины по делу Заиченко, а ради этой самой записи.
Не случайно при формальном поводе поиска неких документов, о которых будто бы рассказал следствию Заиченко, и которые в итоге не нашли, чуть ли не главное внимание во время обыска сам Маиров и прибывший с ним оперуполномоченный отдела ФСБ по Прохладному М. Голуб уделили именно телефону Сумарокова. Увидев, что он пытается позвонить адвокату, запретили это делать и отобрали телефон, объяснив это тем, что он свидетель и ему один звонок не положен. Дальше Голуб включил телефон и стал просматривать все его содержимое – контакты, переписку, не скрывая своей радости, задавал вопросы об абонентах. Видно было, что он нашел то, что искал. В итоге телефон изъял. Хотя не имел права это делать, ведь Сумароков не подозреваемый.
Обыскивающие вели себя беспардонно, нагло, не утруждались соблюдением процессуальных норм и законов. Прямо как качающие права Маховы. То, что прижали Сумарокова лицом к стене, приставили к спине пистолет – я уже писал. Но они еще и заявились без понятых (те прибыли только через сорок минут), шастали по дому без них и хозяина, везде совали свой нос и элементарно могли подсунуть ему какую-нибудь гадость, чтобы найти в ходе повторного обыска. Опустились просто до низости! Голуб открыл ящик стола, где хранились детские письма и фотографии, нашел листик, где сынишка поздравлял отца с днем рождения, стал читать его вслух, кривляясь и глумясь над грамматическими ошибками четырехлетнего (!) ребенка. На замечание и просьбу прекратить Голуб бросил письмо на пол, в общую кучу, и продолжил обыск, топча ногами его и фотографии детей.
После завершения обыска нежданные гости из Прохладного обыскали и квартиру, в которой Сумароков не живет, но прописан. Там также были уже описанные нарушения, ничего не нашли.

Родство и кумовство  рулят

Обо всех нарушениях при обыске Сумароков написал жалобу прокурору Кабардино-Балкарии Н. Хабарову. Ответа пока нет. Не исключено, что жалобу направят на проверку туда же, куда и предыдущую – в межрайонный отдел СК, где и работает тот, на кого жалоба – Маиров.
Такое предположение тем очевиднее, что И. Маиров родственник председателя Верховного суда КБР Ю. Маирова. И здесь, как в случае с Шогеновыми, родство и кумовство. Несовместимое с объективностью и беспристрастностью, краеугольных камнях правоохранительной системы. Не это ли объясняет и наглость Маирова, и легкость, с которой он получил постановление суда на обыск свидетеля по делу аж в соседнем субъекте федерации?
Именно поэтому Сумароков написал председателю Следственного комитета РФ А. Бастрыкину ходатайство об изменении места производства предварительного следствия по уголовному делу, в котором он является свидетелем. Аргументировал тем, что лица, заинтересованные в определенном исходе уголовного дела, имеют многочисленные родственные связи с высокопоставленными должностными лицами в правоохранительных органах и органах судебной власти, являются зависимыми один от другого.
Ответа пока нет.
Нет и самого главного – возврата земли колхозу. Хотя решение об этом 16 апелляционного суда вступило в силу с момента принятия постановления суда – еще 4 июля. Четыре месяца Маховы – Маировы ищут новые родственные связи? Все идет к тому, что они в любом случае будут пользоваться землей до сентября будущего года, поскольку, несмотря на решение суда, посеяли озимые и закон позволяет им же поля убрать.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.3 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.