Вы здесь

ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ – РЯДОМ, НО ОНО – РАЗРЕШЕНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Сегодня у нас тема, по поводу которой меньше всего хотелось бы морализаторствовать. И тем более – зубоскалить. Но и не замечать ее, что и делают наши власти, не можем.

Япона-мать виновата

Звонок от читателя:

«Вы совершенно справедливо написали про чрезмерное использование у нас англицизмов в вывесках и рекламе (статья «Теперь ты, Ваня, у них стал Ванья» в прошлом номере газеты – А.Е.). Но почему не заметили оскорбительное, прямо нарушающее и мораль, и закон слово «ЁбиДоёби»? Такое название у одного из ставропольских интернет ресурсов по доставке суши. Посмотрите в сети»!

Посмотрел. Действительно, есть в интернете такой суши-бар. И в реальной жизни существует. Даже по двум адресам – улице Ашихина и 50 лет ВЛКСМ, в Ставрополе. Открыт до 23–00. Даже входы на фото представлены. Чтобы, значит, не промахнулись. Ведь вывески нет. Но меню соответствующее, в полном соответствии с названием фирмы. Картинки красивые, аппетитные, но вот названия… Блюда «ЁбиСуёби», «Ёбикаёби», «ЁбиНитиёби», «Ёбоши», «Куни Ли», «Сасаки», «Си Сяке», «Чпо Ки»… В общем, прямо нездоровая зацикленность на клубничке. Своего рода Ё‑мобиль, только на кухонном фронте.

Очень напоминает незабвенные девяностые, когда у нашей эстрадной тусовки в моде были торты в форме гинеталий. Хотя и эти от такого «искусства» далеко не ушли. Нашлось в интернете шокирующее блюдо от «ЁбиДоёби». В виде вагины.

Суши не заказываю, потому, наверное, и не знал, что это заморское блюдо может быть и с такими названиями. И даже не представлял, что подобное непотребство вполне легально может существовать в общепите в наше вроде как просвещенное, с развитой культурой время. Но оно, и это самое печальное, существует, и, судя по всему, даже процветает.

Создатели этого, если можно так выразиться, товарного бренда, а его породила головная компания аж в Красноярске, утверждают в интернете, что за ним самые невинные слова. Он, мол, появился на стыке двух величайших языков цивилизации – русского и японского. В переводе с японского самое невинное: «день недели – суббота». Что до наших естественных ассоциаций, то это один из редких случаев, когда то, что на иностранном языке благозвучно, оскорбительно для русского уха. Говоря по-научному – транслитерация. Но именно это расхождение, это чуть замаскированное использование бранных слов – давайте называть вещи своими именами – похоже, и привлекло создателей бренда. Расчет на скандал, эпатаж, на шокирующее воздействие. На то, что щекотливая тема одна из самых привлекательных, самых возбуждающих для человека, особенно молодежи. В чем создатели, кстати, сами признаются в одном из интервью.

И, судя по всему, такой расчет оправдался. Сегодня по франшизе «ЁбиДоёби», то есть уже на основе раскрученного бренда, работают 159 филиалов аж в 118 городах страны. И не обязательно в столицах субъектов федерации. Сотрудница рассказывала, что и в Вышнем Волочке Тверской области вывеску видела. Гостей к ней водят как к своего рода прилетевшей из космоса достопримечательности. Выручка всей сети за 2021 год – 680 миллионов рублей. В этом году ежемесячно переваливает за 100 миллионов.

Если знать, что сам бренд появился в 2016 году, то очень даже неплохо. Хоть историю бизнес успеха пиши.

Государство и нашим, и вашим

Естественно, не все в обществе принимают русско-японскую околоматерную штучку. Неравнодушный гражданин из Красноярска еще на старте компании обратился в суд с требованием о запрете названия. Забавно, но суд ему отказал. Более того, взыскал с него судебные расходы, которые понесла компания. То есть суд именем Российской Федерации сказал, что все в пределах закона, а того, кто посчитал иначе, раз и навсегда отвадил ходить по судам.

Но история судебных тяжб на этом не закончилась. По словам самих хозяев компании из хвалебных интервью (да-да, они раздают их СМИ и схожесть названия с нецензурной лексикой выдают за источник успеха), на них подавали в суды «сотни раз». И, поскольку название продолжает существовать, похоже, что безуспешно.

Однако в последнее время в отношении к бренду государство меняет свою позицию, поворачивается лицом к общественному мнению, а не к бизнесу.

Сначала Роспатент в 2019 году отказал в регистрации товарного знака «ЁбиДоЁби». Основание – противоречие общественным интересам. Владельцы фирмы подали в суд по интеллектуальным правам (он при Верховном суде РФ), пытались отменить решение, но получили отлуп. Решение Роспатента признано законным.

А затем и Федеральная антимонопольная служба в лице Управления по Волгоградской области признала рекламу сети суши под таким названием ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона о рекламе. Именно на том основании, что в рекламе использованы слова, производные от бранного слова и непристойных выражений. Естественно, красноярцы с этим не согласились и обратились в суд. Но и там им отказали. В июле прошлого года решение суда первой инстанции поддержано коллегией апелляционного суда и вступило в законную силу. Черным по белому написано: «наименование «ЁбиДоёби» недопустимо для использования в наружной рекламе». И далее очень важное разъяснение, почему: «Японский язык не является ни государственным языком России, ни языком межнационального общения народов Российской Федерации. Потребителями спорной рекламы являются обычные люди, в том числе и дети, проходящие либо проезжающие мимо данной размещенной наружно рекламы».

Теперь понятно, почему у наших заведений на Ашихина и 50 лет ВЛКСМ нет вывесок. Их, похоже, запретили после этого решения УФАС. А может, и сами бизнесмены сняли, не дожидаясь штрафа.

Но что интересно: реклама сети запрещена, но сама сеть в интернете осталась. Под тем же названием.

Игра втемную

И вроде как на вполне законных основаниях. Потому как рекламой размещенная на сайте предприятия информация о его товарах и услугах не является. Это следует из информационного письма той же ФАС от 25.09.2019 года.

Но к ставропольскому предприятию это правило отнести однозначно не могу, поскольку из сайта непонятно, есть ли оно, это самое предприятие. Не указано, кто, собственно, изготавливает и присылает заказанные вами суши. Только адрес и телефон. Если даже у нас в городе филиал красноярского головного предприятия – то должны быть координаты филиала, он обязательно выделяется как обособленное подразделение, раз в другом городе. Если на франшизе – то должен быть договор франшизы, и опять же с лицом, юридическим или физическим. А так – аноним с вами работает. Он же, аноним, вас кормит. Играет с вами втемную.

А как же санитарные допуски, санитарные книжки персоналу на кухне, контроль санэпиднадзора, пожарный надзор, контроль соблюдения прав потребителей? С кем контрольным органам, если что, работать? И на кого, в конце концов, зарегистрирован кассовый аппарат? Нет ответа.

Не исключаю, что предприятие или филиал как таковые есть. Но в таком случае, почему их нет на сайте? Что за игра в прятки с потребителем?

Но нам, согласитесь, в этой истории более интересны не отношения предприятия с государством, а отношения компании с обществом. Будет ли она и дальше оскорблять людей своим названием и своим меню? И есть ли на нее в этом плане управа?

Есть! Скажет следящий за переменами в законодательстве гражданин. Только что, с 1 февраля, в закон о защите информации введены новации, согласно которым запрещена и теперь довольно жестоко наказуема нецензурная лексика в социальных сетях! И будет неправ. Отвечать будут штрафами не те, кто матерится, а соцсети. Сами по себе они крупные сайты, где возможно распространение рекламы и посещаемость которых более 500 тысяч в сутки. Вряд ли у сайта «ЁбиДоёби» когда-нибудь будет столько. Сейчас точно нет.

Хулиганство наказуемо

Давайте вернемся назад, к традиционным, давно сложившимся формам защиты общества от нецензурной лексики.

В России матерные слова запрещены к публичному употреблению федеральным законодательством. За матом в СМИ и рекламе следит Роскомнадзор. За матом на улице, в общественных местах – полиция. Статья 20.1 КоАП РФ относит матерщину к мелкому хулиганству. Но при условии выражения матерящимся неуважения к обществу, употребления слов, оскорбляющих человеческое достоинство и нравственность.

И РКН, и полиция исходят из того, что мат – это нецензурные слова и выражения, общеизвестные пять слов, которые начинаются на «х», «п», «е», «б», «м», а также производные от них выражения. Заметит РКН, что употребили, – сразу наказывает. Штраф для СМИ по КоАП – от 2–3 тысяч рублей автору статьи до 20–200 тысяч предприятию, издающему СМИ. (Надеюсь, что к данному материалу РКН не придерется, мы ведь со словами, похожими на матерные, боремся. И просто вынуждены их привести, иначе как явление обозначить? Иначе читатель не поймет, о чем речь).

Для тех, кто отпускает матерок на улице, и тем самым нарушает общественный порядок, – наказание поменьше. От 500 до 1000 рублей. Если же такая выходка будет квалифицирована как оскорбление другого человека – то и больше. И еще больше – если представителя власти. За мат можно даже влететь на 15 суток ареста.

Так вот, в нашем случае налицо одно из вышеперечисленных запрещенных слов – на «е», точнее его производное. Хотя и чуть замаскированное. Но – не в СМИ оно появляется, а в названии бизнеса и названии его продукции в интернете. Разница лишь в этом. Но суть не меняется. Размещение на сайте сомнительных, схожих с матерными словечек само по себе неуважение к обществу. И оно должно получить правовую оценку.

Я отнюдь не призываю кого-то подать в суд на предприятие по доставке суши. Не отдельный гражданин должен защищать общество в подобных случаях, а государство. Его полномочные структуры. Почему эта несомненно значимая для общественной морали тема не замечается полицией, не стала основанием для прокурорского расследования? Ведь налицо уже зафиксированное судом противоречие общественным интересам, явно нарушаются права неограниченного круга лиц.

Хотя бы потому должны возбудиться прокуроры, что потребителями этой так сказать продукции являются и дети. Ведь общеизвестно, что для молодежи суши одно из самых популярных блюд. Если молодежь блюда заказывает, то она не может не прочитать очень близкие к матерным слова их названия, и даже вынуждена внести их собственной рукой в заказ. Что само по себе и «обогащает» ее матерный лексикон, и снижает порог словесных табу. По большому счету – развращает молодежь.

Не говорю уже об отсутствии протестов каких-нибудь активистов. К примеру, экологов. Ведь чистота языка тоже экология. Даже забавно: против строительства нужнейшего для города путепровода на перекрестке улиц Ленина и проспекта Кулакова, да и некоторых других объектов, они дружно выступают. А против мата – нет?

Чем скабрезнее выражения, тем человек тупее

Мы часто удивляемся, что молодежь чуть ли не вся поголовно «на ём», то есть на мате, разговаривает. И искренне недоумевает, а чаще и огрызается, когда ей делают замечание взрослые.

И только потому, что мат в ходе воспитания не вкладывается в ее голову как запретный. Как нечто ужасное и недопустимое. Он широко используется самими взрослыми, а значит и пример для подражания у молодежи. Раз материшься – значит, взрослый. Кстати, исследования показывают, что 18 процентов россиян матерятся ежедневно, а 37 процентов – каждую неделю. В общем, те еще университеты.

Эти уроки закрепляются в неокрепшем сознании тем более, если вариации нецензурщины оказываются в названии популярной еды. Наверняка закрепляются намертво. Еще и потому, что становятся предметом удивления, живейших обсуждений, подначек и прочего.

И последнее. Считается, что нецензурная лексика усиливает эмоциональность речи. Может оно и так. Но содержания, глубины в эту речь вряд ли добавляет. Скорее наоборот, делает ее примитивной, отталкивающей. Согласитесь, с человеком, употребляющим мат, если можно так выразиться, на завтрак, обед и ужин, не хочется общаться. Возникает ощущение некоей грязи.

Хорошо бы, чтобы это ощущение распространялось и на суши со скабрезными названиями. Производными от «е». Независимо от того, вкусные они, или нет. Тогда скабрезные слова из названия и меню исчезнут сами. Потому как не будут востребованы.

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.3 (7 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.