Вы здесь

ОШИБКИ ВЕРХОВ ДОРОГО ОБХОДЯТСЯ НИЗАМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Кооперативная форма собственности на селе хороша своей прозрачностью. Федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации предусматривает ежегодную отчетность руководящих органов перед членами кооператива на общем собрании. Именно такое собрание и состоялось в минувшую субботу в колхозе «Родина» в селе Китаевском Новоселицкого района.

Выжили, и хорошо…
Для своего доклада председатель колхоза В. Хромых запросил один час сорок минут. Казалось бы, о чем можно говорить с трибуны столь долго о делах в одном коллективе? Оказывается, можно. Причем еще и интересно говорить. Если не просто отчитываться, а выкладывать все, как на духу, вплоть до размера доходов колхозников и своих, председателя, размышлять, рассказывать без всякой утайки о проблемах и искать прилюдно пути их решения. Не оставаться с ними один на один, а брать себе в союзники коллектив.
По-моему, Владимиру Николаевичу это удалось. Во всяком случае, зал слушал доклад с большим вниманием и заинтересованностью. И единогласно одобрил в итоге работу правления колхоза, утвердил финансово-хозяйственные результаты.
Председатель в докладе сразу же сделал вывод: главный результат 2022 года в том, что удалось и коллектив, и хозяйство сохранить. И урожай получен неплохой, и доходы колхозников растут, и социальные расходы на уровне. Включая и помощь участникам Специальной военной операции на Украине, и поддержку сельских социальных объектов. И поддержка государства чувствуется: за год получено в виде дотаций 34,5 миллиона рублей, из которых 28,4 миллиона – страховые компенсации от минсельхоза края за недобор урожая.
Это в плюсе. А в минусе – общая прибыль хозяйства за год всего 132 миллиона рублей. Как говорится, не густо. Уровень рентабельности – 28 процентов, тогда как необходимый для расширенного воспроизводства – не менее 35 процентов. В общем, подчеркнул председатель, работаем в режиме выживания, а не развития.
Особенности переживаемого момента, по мнению председателя, состоят в том, что накопилась критическая масса факторов, которые все туже пеленают хозяйство, не дают развиваться производству сельскохозяйственной продукции, подрывают веру в будущее.
На этих факторах руководитель и остановился подробно.

Перекос, который заставляет задуматься
Вот зерновое производство. Казалось бы, основа всего и вся на селе. Во все времена главный источник доходов и благополучия, особенно у нас на юге. На его развитие как источник продовольственной безопасности всей России нацеливает и руководство страны во главе с президентом В. Путиным, и руководство края. Подчеркну: на зерновое производство прежде всего нацеливает, а не на выращивание каких иных культур.
Зернопроизводство было и остается главным направлением работы «Родины». В 2022 году оно вроде и не подкачало. Урожайность пшеницы и ячменя составила соответственно 47,3 и 38,5 центнера с гектара. Не рекорд, но значительно выше и средней урожайности по краю, и показателей предыдущего года. Очень даже неплохо, если знать о непростых погодных условиях, сложившихся в отчетном году. Хуже результаты по техническим культурам: получено по 20,2 центнера с гектара рапса и по 17 центнеров – подсолнечника.
Но вот же парадокс: почти всю прибыль как раз и дали технические культуры. От реализации подсолнечника получено 62 миллиона рублей прибыли. Рентабельность его производства – 95 процентов. Озимый рапс принес почти 26 миллионов рублей прибыли. Его уровень рентабельности – 60 процентов.
А вот, казалось бы, главные зерновые культуры – пшеница и ячмень, при намного большем, в несколько раз, объеме производства, чем технические, принесли хозяйству всего 19 миллионов рублей прибыли. Уровень рентабельности производства зерна, как в таких случаях говорится, ниже низкого – всего 9 процентов.
И это при том, что картина рентабельности довольно-таки искаженная. Реально она еще хуже. Эти самые 9 процентов сложились в основном от сделок по продаже в прошлом году зерна урожая 2021 года. По 14 с лишним тысяч рублей за тонну в среднем продали. Сегодняшние же цены на зерно, причем с лета прошлого года, в пределах 13,5 тысяч за тонну с НДС. При сложившейся в хозяйстве себестоимости производства этой самой тонны 14 тысяч рублей. Если цены не поднимутся, то по всему получится, что главная культура по итогам текущего года окажется убыточной. Хозяйство рискует остаться без прибылей.
И это само по себе заставляет задуматься. Если главная культура хозяйства, да и всего нашего края – зерно, приносит такой низкий доход, то тут явно что-то неладно.

Обманываться рады?
Всяческие эксперты объясняют, что причина низкой цены на зерно в этом году – высокий урожай в целом по стране. Аж 150 миллионов тонн получили. Рекорд. Перепроизводство по законам рынка приводит к падению цены.
Оно может и так. Но достаточно заглянуть в интернет, чтобы узнать, что на мировых рынках стоимость тонны товарного зерна далеко за 20 тысяч рублей. И сообразить, что наша цена такая низкая только потому, что российскому зерну закрыт выход на международные рынки.
В этой связи селяне не могут не замечать, что свое родное правительство больше озабочено судьбой урожая Украины, чем своим собственным. Приняло участие в так называемой зерновой сделке, обеспечило беспрепятственный и безопасный вывоз украинского зерна из ее портов. А отгрузки из своих портов зерна своих производителей так и не добилось. Объяснений такого положения от официальных лиц предостаточно, и все они сводятся к тому, что Запад в очередной раз обманул. Но ведь объяснения на хлеб не намажешь. Да и что это за политики у нас наверху, которых легко обмануть? Где их профессионализм? Или они сами обманываться рады? Ради какого-то особого абстрактного гуманизма.
Но это бы еще ладно. Наше правительство (при том, что зерно не продается за рубеж по вине государства и именно по этой причине на него нет цены) вводит просто драконовские пошлины на вывоз зерна. В пересчете на рубли примерно пять тысяч рублей на тонну. Перекупщик же, тем более экспортер, себе в убыток работать не будет. И он перекладывает эту самую пошлину на производителя. То есть фактически вся маржа, которая могла быть получена хозяйством, забирается государством.
Вызывает недоумение и решение правительства перекладывать на производителя ответственность за покрытие недоимки бюджету за тех смежников, с которыми у производителя были сделки. Он этого смежника, может быть, всего лишь раз видел, и теперь за него отвечать?
Или вот введение механизма тотального контроля за движением зерна и хлебопродуктов, средств защиты растений. Это нужно государству, но обязанность по контролю оно почему-то перекладывает на хозяйства. Наши специалисты вынуждены уйму времени и сил тратить на соответствующие отчеты и справки.
По средствам защиты вообще странная ситуация. На фосфид цинка сваливают массовые отравления диких животных. Но ведь до 2017 года он был в числе разрешенных для травли мышей. Широко применялся, и тогда никаких отравлений животных не наблюдалось. Так может быть в другом причина?
Растениеводство, при всех особенностях года и ошибках правительства в ценовой политике, оказалось в «Родине» тем не менее прибыльной отраслью. В целом принесло хозяйству прибыли почти 107 миллионов рублей. При среднем уровне рентабельности отрасли 35 процентов.
И общий тон доклада был бы более оптимистичным, если бы растениеводство оставалось единственным направлением работы.

Животные как гири на ногах
Но в хозяйстве есть еще и животноводство. Овцы и свиньи. Две фермы. Которое явно тянет назад. И результаты работы которого прекрасно показывают все несовершенство условий хозяйствования, созданных для отрасли государством.
Животноводство принесло доход 13 миллионов рублей, а себестоимость производства продукции в нем составила 22 миллиона. В итоге убыток 9 миллионов рублей. Уровень рентабельности отрасли – минус 41 процент. То есть те еще гири на ногах.
Причем, в поддерживаемых государством животноводческая отрасль не значится. Причитаются дотации на элитное семеноводство, на зерновые культуры, на масличные культуры, есть так называемая несвязанная поддержка, и опять же в пересчете на гектар, а не на голову КРС или овец. По животноводству – ни копейки. И это как раз говорит о внимании государства к отрасли. Точнее, о полном отсутствии этого внимания.
Отрасль также убивают с одной стороны низкие закупочные цены на мясо и шерсть, а с другой – все возрастающие затраты. В частности, на выполнение постоянно дополняющихся ветеринарных требований. Вернулись болезни сельхозживотных, при Советском Союзе исчезнувшие. Но наше государство борется с ними не усилением карантинных мероприятий на границе и таможне, что является его долгом, а увеличением в геометрической прогрессии проверок, драконовскими штрафами, а то и полным истреблением поголовья при обнаружении очага болезни. То есть государство сняло ответственность с себя и переложило ее на производителя.
Только на ветеринарные препараты, оплату услуг ветеринарной станции хозяйство за год израсходовало 1,6 миллиона рублей. И это при том, что животноводство в «Родине» – не товарное. Оно в основном для внутрихозяйственных потребностей и обеспечения колхозников мясом.
Еще одним ударом по отрасли стало введение с 1 марта этого года закона о признании навоза побочным продуктом животноводства. Подается властями как шаг вперед в развитии отрасли. Мол, теперь за него не будете, как за отходы, платить, а сможете даже продавать как полноценный товар. На самом же деле новый закон – очередной шаг к росту затрат. Поскольку одно только оборудование навозохранилищ, обустройство очистных сооружений потребует затрат на десятки миллионов рублей. А где их взять, если отрасль и так убыточная?
Самое главное, что смысла городить все эти хранилища или там очистные сооружения нет никакого. Во всяком случае, на небольших фермах, как в «Родине». Испокон веку навоз прямо у ферм складывался в бурт. С одной его стороны сваливали свежий, с другой – вывозили, уже переработанный матушкой природой, ее микроорганизмами, на поля. Вреда никакого природе не замечалось. Наоборот, она такой подход принимала, бурьян на таких буртах вырастал в человеческий рост.

Гримасы рынка
Цены на продукцию сельхозпроизводителя не растут. А реально даже снизились. А вот на удобрения, горючее, технику, запасные части, стройматериалы – все, что в очень больших объемах используется в сельхозпроизводстве и ложится на его затратную часть, рост просто бешеный. Их стоимость за год увеличилась в два, а то и в три раза.
При этом также закрыты порты на вывоз этой продукции, тех же удобрений, на внешний рынок. Но их производители – монополисты, и их к тому же ограниченное количество. Могут между собой сговориться о повышении цен, и сговариваются, при пассивной позиции антимонопольной службы. Иначе чем объяснить единовременное повышение цен? Хотя монопольный сговор, как хорошо известно, законом запрещен и наказуем.
Производители же зерна, поскольку их великое множество, сговориться не могут. Вот и страдают. Так что не рынок у нас правит бал, а монополии.
В итоге «Родина» вынуждена сокращать обновление основных средств производства. За год из более-менее заметного приобретено: один топливозаправщик на базе «КамАЗа», один грузовичок УАЗ, навесной опрыскиватель и монтажная платформа для высотных работ. И все. Хотя в былые годы покупали технику десятками единиц. Зато нынче запчастей куплено на сумму 24,8 миллиона рублей – в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году. На резину потрачено 6,4 миллиона – в 3,7 раза больше. И цены выросли, и количество расходуемых запчастей прибавилось. Техника ведь устаревает, ремонтировать надо.
И все же есть сегодня основания для оптимизма. Из зимы озимые культуры вышли в удовлетворительном состоянии, хотя некоторые поля пострадали от морозов 16–21 градус и ветра. Снежного покрова ведь не было. В почве минимальный запас влаги, подсевали по минимуму. Уже провели ранневесеннее боронование зяби, подсеяли эспарцет овсом, поскольку были проплешины. Мыши повредили. Уже начали сев яровых культур. Запасено на весь осенний период достаточное количество топлива, минеральных удобрений. В хозяйстве еще не реализовано 11,3 тысячи тонн зерна озимой пшеницы, и если цены не упадут, денег от ее реализации должно хватить до нового урожая.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.